Троицкий собор

Издревле Троицкий собор был главною святынею не одного толь­ко города Пскова, но всей Псковской земли. Для Псковичей он имел то же значение, что Софийский собор для Новгородцев. Воинственный клич: «Постоим за св. Троицу!» – возбуждал мужество ратных людей во время битвы. Победу над врагом Псковичи приписывали не себе, а милости св. Троицы. Всякое важное дело предпринималось не прежде, как помолив­шись св. Троице. Самое государство Псковское отождествлялось с «до­мом св. Троицы». Так, напр., Псковичи в 1461 г. благодарят великаго кня­зя за присылку «в дом св. Троицы» воинского отряда для борьбы с Немца­ми. В Троицком соборе или возле него вершились все важнейшие госу­дарственные дела: в соборе сажались на княжение Псковские князья; возле собора находился княжеский дом; тут же собиралось вече; в соборе на­ходился особый ларь для хранения государственных документов и проч. Словом, собор был центром государственной жизни древнего Пскова.
Ныне существующий Троицкий собор есть 4-й по счету. Первый храм, по преданию, был сооружен во времена св. Ольги, приславшей из Киева «много злата и сребра» на его построение. Это был храм деревян-
ный1. Год сооружения его неизвестен, но если принять за верное указа­ние летописи о посещении св. Ольгою Псково-Новгородской области в 957 г., то следует признать, что первый Троицкий храм был выстроен во 2-й половине X века. Он простоял до 1137 года, когда св. князь Всеволод Гавриил заложил на месте прежнего деревянного новый каменный со­бор, оконченный в 1138 г. Впоследствии в этом храме были положены мощи его создателя, св. князя Всеволода. Этот второй по счету собор простоял до 1363 г., когда свод его рухнул, повредив отчасти и св. мощи. В 1365 г. на старом основании2 заложен новый собор при посадниках Анании и Павле и освящен в 1367 г. По счету это был уже третий собор. Спрашивается: какова была архитектура этих трех последовательных храмов? Относительно первого, деревянного, мы не имеем ровно ника­ких сведений. Что же касается 2-го и 3-го, то материалом для суждения о них служат следующие иконы: 1) Св. Всеволода Гавриила с храмом в ле­вой руке-в Троицком соборе, у мощей благоверного князя. Храм изоб­ражен одноглавым, с 5-ю рядами закомар. 2) Такая же икона в Козьмоде­мьянской церкви с Примостья; храм одноглавый, с 2-мя рядами закомар; над 2-м рядом стоит 8-мигранник с окнами; на нем трибун также с окна­ми и с арочными украшениями по карнизу; на трибуне луковичная глава с 8-миконечным крестом. 3) Такая же икона в церкви св. Николая со Усо-хи; храм 5-главый, с двумя рядами закомар. 4) Такая же икона в Васильев­ской церкви. 5) Видение старца Дорофея, в Покровской от Пролому цер­кви; храм одноглавый, с 2 рядами закомар, но форма последних отли­чается от предыдущих икон: на тех все закомары кружальные, а здесь они с заостренными подвышениями; расположение их также иное. 6) Икона с тем же сюжетом, находящаяся в Гостином ряду, у лавки Жиг-левича; храм сходен с описанным. 7) Сретенская икона3; храм одногла­вый, с двумя рядами закомар, стоит на высокой подклети, вследствие чего
форма его не кубическая, а вытянута вверх, весьма подходящая к нынеш­ней; закомары с подвышениями, как на № 5; формы их и самое устрой­ство почти тождественны с реставрацией собора Рождества Пресв. Бо­городицы в Ферапонтовом монастыре (конца XV века1)-
Так как эти иконы, за исключением 7-й, остаются неисследованны­ми, к тому же некоторые из них закрыты ризами, то мы не решаемся делать никаких выводов, предоставляя это лицам сведущим и опытным. В1609 г., во время сильного пожара, в Кремле взорвало пороховой склад, отчего рухнули стены по обеим набережным-Великой и Псковы. В со­боре все сгорело, кроме гробницы св. князя Довмонта2. Очевидно, что храм был исправлен, так как простоял до 1682 года, когда митрополит Маркел приступил к постройке на его месте нового собора из тесаной плиты, на старой основе. Но не успели его выстроить, как своды и вся верхняя часть обрушились. В1691 г. митрополит Илларион стал продол­жать постройку, которая была, наконец, окончена и освящена в 1699 году, при митрополите Иосифе. Это и есть нынешний Троицкий собор, чет­вертый по счету. Он несколько раз подвергался пожарам и был рестав­рирован снаружи и внутри. В1770 г. к нему пристроены контрфорсы. В 1852 г. средняя глава его была вызолочена, но с тех пор позолота сошла, и теперь все 5 глав выкрашены в серый цвет3. Последнее обновление собора происходило в 1871 году.
Храм выстроен в испорченном Русско-Византийском вкусе. Он двухъярусный, причем нижний ярус есть, очевидно, подклеть древнего собора. Длина храма 28 с. 5 вершк., ширина 17,67 саж., высота до сред-
1 См. Древние здания в Ферапонтовом монастыре Новгороде*, губ. Статьи П. П. Покрышкина и К. К. Романова. ПБ. 1908.
2 Прозоровский. Новгород и Псков. Древний Псков, стр. 78. Несмотря на то, что сведение это взято из летописи, не подлежит сомнению, что оно нуждается в суще­ственной поправке: кроме мощей св. Довмонта, были также спасены и мощи св. Всево­лода, почивавшие открыто в Благовещенском приделе Троицкого собора.
3По Шведским источникам, в 1615 г. купол Троицкого собора также был вызоло­чен (Е. Hildebrand. Sveriges historia. Stockholm), 1906, т. V, стр. 47-48).
ней главы 22 с. 2 арш., с крестом 36 саж. 2 аршина1, но храм кажется еще выше от высоты места, на котором выстроен. С западной стороны Пско­ва собор виден за 57 верст. Он имеет форму удлиненного куба, покрыто­го 4-хскатною крышею с 5 куполами, поставленными не посредине, а ближе к вост. части. Последняя имеет 3 полукруглые абсиды, со сводами на половинной высоте храма. К северу и югу от абсид находится по од­ной пристройке, в коих помещены боковые приделы. Пристройки име­ют свои особые абсиды и главки. С зап. примыкает паперть, на которую входят по широкой крытой лестнице. Некоторые окна украшены разор­ванными фронтонами во вкусе конца XVII века. Вокруг всего храма тя­нулся прежде поясок из красивых разноцветных кафелей, часть коих скрылась навсегда под позднейшими контрфорсами, а остальная варвар­ски забелена и отчасти даже покрыта цементом2. В нижнем ярусе нахо­дилась прежде усыпальница Псковских князей. При епископе Симоне Тодорском (1745-1753) здесь была устроена церковь во имя св. Ольги, но в 1770 г., после пожара, уничтожена. В1903 г. на ее месте устроена цер­ковь во имя преп. Серафима Саровского.
Внутри храм производит весьма благоприятное впечатление своей высотой (22 саж. в среднем куполе), обилием света, льющегося из двух рядов широких окон, и величественным иконостасом. Своды главного храма поддерживаются шестью четырехгранными из тесаной плиты ко­лоннами.
Иконостас средней части храма-неизвестного времени, но, судя по тому, что два верхних его тябла иной архитектуры, можно думать, что он находился прежде в старом Троицком соборе 1365 г., из коего и пере­несен в новый, а так как для нового оказался низок, то к нему пришлось приделать два новые тябла. Таким образом, по высоте иконостаса от полу до двух верхних ярусов можно судить о высоте собора 1365 года. Ниж­ний ярус иконостаса сделан в виде цоколя. В нем помещены изображе­ния древних философов и мудрецов с хартиями в виде свитков в руках. На хартиях написаны пророчественные изречения, относящиеся к явле­нию в мире Мессии.
Главная святыня собора есть мощи св. князя Всеволода-Гав­риила (рис. 5), стоящие в главной части храма, на сев. стороне. Всево­лод Метиславич прожил во Пскове не более года, но оставил здесь проч­ную память как первый Псковский князь и как строитель первого камен^ ного собора св. Троицы. Он скончался 11 февраля 1138 года и первона­чально был положен в им же построенной деревянной церкви св. Дмит­рия Солунского за Детинцем, в нынешней Довмонтовой крепости. Вско­ре после его преставления последовал ряд знамений и чудес над его гро­бом. В 1193 г., 27 ноября, мощи его были торжественно перенесены в Троицкий собор. При падении сводов этого собора, в 1362 году, от­торглась часть главы св. князя. Эта часть в 1583 г. была вложена в особый серебряный ковчежец и поставлена открыто на гробнице св. Угодника Божия. Канонизация св. Всеволода всероссийскою церковною властью произошла на соборе 1547 г., в Москве; Новгородская же епархиальная власть канонизовала его гораздо ранее-в 1193 г. По сооружении нынеш­него храма, мощи св. Всеволода были поставлены в правом приделе, со­оруженном во имя его, где они и почивали открыто, но Петр I приказал их закрыть. В 1834 г. была сделана для мощей серебряная рака, в кото­рую они были положены вместе с прежним дубовым гробом. 22 апреля 1834 г., в самый день Пасхи, на вечерни, мощи были перенесены из при­дела на нынешнее место. Ковчежец с частью главы, стоявшей на раке, в I860 г. похищен неизвестно кем. На столпе близ раки повешен меч св. князя (рис. 6, 7) в деревянных ножнах. Длина его 2 арш. 2 в., вес без
ножен 17 V2 ф. Верхняя его часть состоит из навершья, рукояти и пере­крестья. Навершье серебряное, позолоченное, плоское, в разрезе семи­гранное; вокруг него готическая надпись: «Honorem meum nemini dabo» (чести моей никому не отдам). На плоской стороне герб: два коронован­ных льва стоят на задних лапах, поддерживая передними большую коро­ну; под ними растительный орнамент, среди коего выделяется кедровая шишка. Рукоять обложена серебром и алым бархатом. Перекрестье се­ребряное, вызолоченное, надето на рукоять неправильно, верхом вниз, вследствие чего имеющаяся на нем надпись (та же, что и на навершье) также перевернута1. На рукояти темляк с тяжелой кистью. Клинок сталь­ной, покрытый от перекрестья до средины продольными желобками, для уменьшения веса. Деревянные ножны довольно ветхи, скреплены двумя серебряными, позолоченными гайками, с кольцами для подвешивания меча, и таковым же наконечником. На гайках изображены те же львы, что и на головке, а наконечник украшен драконом.

*******
Страницы: 1 2 3 4

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Крестные ходы во Пскове.
  • Церковь Нерукотвореннаго Образа (Образская)
  • Комментарий к материалам об иконописи