Троицкий собор

Принадлежность этого меча св. Всеволоду, жившему в XII веке, была заподозрена еще Карамзиным (История, т. II, примеч. 266). В Русск. Древ-ност., изд. гр. Толстым и г. Кондаковым, меч этот прямо назван «подо­бранным» (вып. 6, стр. 175). Старший хранитель Императ. Эрмитажа Я. И. Смирнов2 выразил следующее мнение: форма клинка- Итальянская; дра­кон обычен в Итал. искусстве XIV века; стиль букв-также XIV века; совокупность этих признаков указывает на XIV, а не на XII век. Короны могут означать принадлежность меча какой-то коронованной особе. Знак оружейного мастера на мече до сих пор открыть не удалось, так как весь клинок сильно заржавлен. Есть еще мнение весьма видного ученого ар­хеолога, что разные части меча сделаны не одновременно.
Установить время появления этого меча в Троицком соборе нет возможности, за отсутствием достаточных данных. Из летописи мы зна-
ем только, что в 1570 г. Иван Грозный, войдя в собор, поклонился мощам св. Всеволода и «удивился меча его величествикк Нынешний меч также поражает своими размерами и весом, а потому возможно допустить, что это именно тот меч, которому некогда дивился Грозный и который, сле­довательно, не возбуждал тогда никаких сомнений. Как бы то ни было, но меч Всеволода, так же как и меч Довмонта, служит для Псковичей предметом благоговейного почитания. По прекрасному выражению Н. И. Серебрянского, золотые слова, начертанные на мече Всеволода, стали девизом всей ратной жизни Пскова1. Прежде при гробнице св. Все­волода, рядом с мечом, находился и щит св. князя, но он утрачен неизве­стно когда2.
В правом приделе находятся гробницы св. князя Довмонта-Тимофея и св. Николая Салоса. Храбрый защитник Пскова Довмонт скончался 20 мая 1299 года и был погребен в Троицком соборе. Религи­озное почитание его началось, по-видимому, в XIV веке, когда напор Немцев на Псков принял особенно угрожающий характер. Грозные по­литические события вызывали в памяти Псковичей образ храброго вои­теля Довмонта, пред которым трепетали Меченосцы. Эти воспоминания перешли, наконец, в, религиозное почитание почившего князя, и в 1374 году создана была в Довмонтовой крепости церковь во имя его. Из чудес св. Довмонта некоторые занесены в летописи. Напр., в 1480 г., во время осады Пскова Немцами, св. князь явился во сне некоему благочестивому мужу и приказал трижды обнести вокруг городских стен покров с его, Довмонта, гроба. Когда это было исполнено, Псковичи смело кинулись в бой и нанесли рыцарям поражение.’Тем не менее празднование в честь св. Довмонта было и остается доныне не общерусским, а местным Псков­ским.
Гробница св. Довмонта имеет вид высокого ящика очень простой
1Н. Серебрянский. К вопросу об изучении Псковских Древностей во 2 половине XIX века. Отдельный оттиск из №№ 19 и 20 Псков. Губ. Вед. 1902 г. стр. 4.
2 Находящиеся у гробницы две свернутые старые хоругви не старше половины XVIII в. и никакого исторического значения не имеют.
работы. В ящике находится дубовый гроб с плоскою крышкой. Есть ли это подлинный гроб Довмонта и содержит ли он подлинные мощи св. князя? Граф М. Толстой (Святыни и древности Пскова, стр. 34) гово­рить: «неизвестно, когда перенесены мощи благоверного князя из ниж­ней в верхнюю церковь; но полагают, что не ранее построения нынеш­него собора». Следоват., достоверных сведений об этом событии нет, а есть только догадки. И. И. Василев (Археол. указатель, стр. 30) говорит, что гробница эта поставлена в честь св. Довмонта, следоват., не есть подлинная его гробница. По мнению Василева, место погребения князя неизвестно. Между тем место это и самая гробница были хорошо извес­тны в первой половине XVI века, так как в летописи рассказано чудо исцеления слепой, происшедшее у гроба св. Довмонта в 1536 году (Поли, собр. рус. лет., изд. археогр. ком., т. IV, стр. 302). Академик Кондаков определенно говорит, что после стольких разорений Троицкий собор не мог сохранить мощей св. Довмонта и что нынешняя гробница постав­лена только в честь его (Рус. древн., вып. VI, стр. 175). В1746 г. епископ Симон Тодорский доносил Синоду, что в закрытом гробу св. Довмонта он видел жестяную крабицу, около 1 арш. длиною, запечатанную черною печатью, кем и когда-неизвестно. На основании этого доношения мож­но было бы считать установленным: 1) что в 1746 г. гробницу эту офици­ально считали Довмонтовскою и 2) что в ней находились св. мощи в осо­бой жестяной крабице, около 1 арш. длиною. Но одно обстоятельство вносит новое сомнение в этот запутанный вопрос: нам передавали, что при епископе Антонине (1893-1902 гг.) неофициально были освидетель­ствованы гробницы св. Довмонта и св. Николая Салоса, причем оказа­лось, что в первой находятся св. мощи не в крабице, а во всю длину гро­ба, во второй же действительно найдена железная крабица. Не были ли после 1746 г. перемещены надписи над обеими гробницами? Во всяком случае, вопрос о подлинности гробницы св. Довмонга остается открытым. В простенке близ гробницы висит в деревянных ножнах меч, почи­таемый мечом св. Довмонта (рис. 6,8,9). Приводим его описание по кни­ге графа И. И. Толстого «Псковские монеты» (стр. 25- 26). «Меч этот име­ет стальной, потемневший от времени клинок, с гранью посредине, постепенно сглаживающеюся к острию; длина клинка 17 вершков; шири­ною в основании он дюйма в два и к концу постепенно суживается. У основания рукояти находится серебряная, когда-то позолоченная попере­чина, несколько загнутая книзу, с четвероугольною на ней пластинкою, с закраинкою, пригнутою к основанию клинка. Рукоять меча обложена деревом, имеющим посредине некоторое утолщение, и обвита вдвое ви­тою, серебряною, вызолоченною проволокой; рукоять оканчивается круг­лою серебряною вызолоченною головкой, в средине которой с обеих сторон есть гнезда, куда были вставлены какие-либо камни. Ножны меча деревянные, обтянутые темнозеленым бархатом, сильно потертым и изорванным; наконечник ножен серебряный, вызолоченный, с резным узором и выгравированными рельефными листьями. Колец для подвес­ки меча на ножнах не имеется».
К этому описанию мы можем добавить еще некоторые подробнос­ти. Вес меча 6 72 ф. На обеих сторонах клинка нам удалось рассмотреть едва видные пунктирные схематические изображения бегущего зверя. Как сообщил нам один при наших известнейших специалистов по древ­нему оружию, этот знак есть так наз. «Пассауский волчок», который мож­но отнести ко 2 половине ХШ века,1 т. е. именно ко времени св. князя Довмонта. При вышеупомянутом посещении Пскова учеными-археоло­гами в 1911 г. было высказано предположение, что меч св. Довмонта был прежде длиннее, а впоследствии укорочен со стороны рукояти. Граф И. И. Толстой не сомневается, что на Псковских монетах времени неза­висимости (рис. 1) изображен именно описываемый нами меч.2 Если он подлинный, то историческое значение его громадно, ибо он служит ве­щественным выражением независимости Пскова и эмблемою верховной власти Псковских князей, которым Псковичи торжественно вручали этот меч в храме св. Троицы, при посажении на Псковский «стол».
‘ Э. Ленц. О клеймах мастеров на оружии. Зап. разряда воен. археол. и археогр. Имп. Рус. Военно Ист. О-ва, т. I, ПБ, 1911, стр. 11—13.
2 Псковские монеты, стр. 26. Тем страннее является то обстоятельство, что на стр. 175 выпуска 6 -Рус. Древностей-, издаваемых тем же гр. И. И. Толстым и г. Кондаковым, меч св. Довмонта, наравне с мечом св. Всеволода, также назван «подобранным-.
Во время нашествия рыцарей на Псков в 1272 г. князь Довмонт, войдя в Троицкий собор, положил меч свой пред алтарем и, пав на землю, вос­кликнул: «Господи Боже силъ! Мы, людие Твои и овца пажити Твоея, имя Твое призываемъ. Призри на кроткия, и смиренныя возвыси, и гордыхъ высокия мысли низложи, да не опуст^еть пажить овецъ Твоихъ». После этого игумен Исидор препоясал его мечом, и храбрый князь, не дождав­шись Новгородской помощи, с малой дружиной бросился на Немцев и обратил их в бегство (Псков, лет. под 1272 г.).
. В третьем окне на южной стороне того же придела стоит гробни­ца св. Николая Саллоса (юродивого). По словам Псков, летописи, когда Грозный в 1570 г. явился во Псков после разгрома Новгорода, то блаженный Николай смело стал обличать царя и укорять его в напрас­ном кровопролитии. Этим он укротил сердце Иоанна и спас свой род­ной город. Предание добавляет, что св. Николай предложил Иоанну, в виде угощения, кусок сырого мяса. «Я христианинъ и не 11мъ мяса в посту»,- сказал Иоанн. «Тыпьешь кровь человеческую»,- отвечал ему блаженный. Св. Николай скончался 27 февраля 1576 года1. Благодарные Псковичи похоронили его под Троицким собором, где до тех пор погре­бались только Псковские князья2.
О гробнице св. Николая можно сказать почти то же самое, что и о Довмонтовой, т. е. повторить те же данные и те же сомнения. Весьма возможно, что пожар 1609 г., истребивший почти все соборное иму­щество, повредил мощи св. Николая. Нынешняя его гробница, по внеш­нему виду, одинакова с Довмонтовой: тот же простой высокий ящик, в котором стоит плоский дубовый гроб, но верхняя его доска покрыта цвет­ным орнаментом. Выше было упомянуто, что в гробе помещается жестя­ная крабица, около 1 арш. длиною. Говорят, будто глава св. мощей, почи-
1 Так значится на доске, находящейся на его гробнице. Летопись об этом умалчива­ет. Сцена с Иоанном Грозным рассказана, между прочим, у Флетчера (стр. 102), приез­жавшего в Москву в 1588 г., и у Горсея (стр. 15), который, по его словам, лично видел блаженного Николая.
2 Гр. М. Толстой, Святыни и древн. Пскова, стр. 36. Летопись об этом также ничего не упоминает.
вающих в этой крабице, имеет пробоину, совершенно круглую, с ров­ными краями.
Иконы.

*******
Страницы: 1 2 3 4

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Крестные ходы во Пскове.
  • Церковь Нерукотвореннаго Образа (Образская)
  • Комментарий к материалам об иконописи