Троицкий собор

Икона св. Троицы (видна на рис. 10), находится на зап. стороне второго правого столпа, считая от входа. Икона древняя и, вероятно, была местною в одном из прежних храмов. Украшена богатым серебряным окладом, с драгоценными камнями. Посреди, в четвероугольном очерта­нии изображены три странника у кущи Авраамовой1, а около нее кругом представлены события ветхозаветной истории, а именно: вверху: сотво­рение мира; пребывание первых людей в раю и их падение; справа: умо-вение ног Авраамом трем странникам; гибель Содома; явление Бога Иакову в Вефиле; беседа Бога с Иаковом; Моисей и Аарон пред Скиниею; явление Бога в столпе облачном; поклонение тельцу у Синая; беседа Бога с Моисеем на Синае; услаждение вод Мерры; преследование Евреев Фараоном; слева: явление Бога в купине; явление диавола пред Госпо­дом и вручение судьбы Иова диаволу; принесение Исаака в жертву; сре­тение Авраамом трех странников; беседа Авраама с Богом о судьбе Со­дома; Авраам, умоляющий трех странников войти в кущу его. Изображе­ние св. Троицы покрыто серебряною позлащенною ризою с чеканными цветами. Под каждым ликом серебряный с позолотой подбородок, на кот. вычеканены изображения: на среднем – св. Троицы, на правом -Иоанна Богослова и. на левом – Божией Матери. Длина всей иконы 2 арш. 2 в., ширина 13 в. Длина собственно изображения св. Троицы, покрыто­го ризою, -1 арш. 5 У2 в., ширина 1 арш. 7 V2 в.2
Против иконы, у восточной стороны первого правого столпа нахо­дится древнее царское место, реставрированное в 1856 г. Реставра­ция исказила и уничтожила в нем много древнего.
1 Изображение св. Троицы в виде трех ангелов особенно распространилось в XV веке и было вызвано противодействием православия ереси жидовствующих, утверж­давших, что Авраам видел не Троицу, а Бога с двумя ангелами (Ф. Буслаев, Сочин., т.2, стр. 331).
2Описание икон Троицкого собора (кроме Сретенской) сделано по •Историко-стат. описанию» Князева, -Свят, и древн,- гр. М. Толстого и -Археол. указ.- Василева.
Чирская икона Божией Матери. Находится за правым кли­росом. Икона двуличная, т. е. писанная с обеих сторон, из коих каждая имеет свою особую откосную раму не равной величины. Та и другая рамы лежат не на поверхности иконы, а на самых отрезах ея, и задними отко­сами наклонены в противоположные стороны. На одной стороне иконы изображена Божья Матерь Одигитрия (путеводительница), а на другой написаны св. Лука и преп. Феодосии Печерский. Второе изображение более древнее, нежели первое, и осталось нетронутым реставрацией. На откосе задней стороны сохранились даже остатки древнего, весьма изящ­ного орнамента. Изображение же Божьей Матери недавно подновлено. Кругом иконной доски, с той и другой ее стороны, сделана со­ответственно четырем сторонам иконы четвероугольная выпуклость в виде рамы, и вся, кроме нижней стороны, покрыта ликами разных свя­тых. Покрыты изображениями святых и откосы рам, кроме нижних от­косов. Длина самой иконы 14 в., ширина 11 У2 в. Длина рамы с лицевой стороны 1 ар. 2 в., ширина 1 арш. На серебряной вызолоченной доске вырезана следующая надпись: «Сия чудотворная Пресвятыя Богородицы икона перенесена въ сей Псковский Кафедральный соборь сь подобаю-щимь крестнымъ ходомъ изъ Псковской же Чирской волости в 1420 г., во время трехдневнаго течения из очей ея слезь и свирепствовавшей в гра-д1з Псков-fe и пред»Ьлахъ его моровой язвы». Риза на икону устроена в 1835 г. Празднование в соборе бывает ежегодно 16 июля. Но, неизвестно почему, с течением времени эта икона была забыта Псковитянами и хра­нилась просто в соборной ризнице. В первой четверти XIX в. известный автор «Истории княж. Псковского», архиепископ Евгений, впоследствии митрополит Киевский, взыскал и снова открыл ее взорам верующих. По мнению Н. П. Кондакова, Чирская икона относится не позже как к XV столетию1.
Икона, известная под именем Псковской Божией Матери, дли­ною 1 арш. 13 У2 в., шир. 1 арш. 2 1/2 в. До 1848 г. хранилась в Богоявлен­ской церкви между старыми вещами, не имела ни украшений, ни надпи-
сей, кроме пометки на задней стороне о ее поновлении в последней чет­верти XVIII века. В1848 г., во время сильной холеры, свирепствовавшей во Пскове, была отыскана купцом Алексан. Вас. Барзовым, перенесена в собор и украшена богатою ризою с жемчугом и драгоц. камнями. Нахо­дится она у первой правой колонны, при входе в собор. Хранится в раз­золоченном кивоте с двумя ангелами большого размера, окруженном позолоченною же решеткою. К сожалению, все эти украшения, хотя весь­ма блестящие, совершенно лишены вкуса, и сверх того в одной из надпи­сей, размещенных внизу иконы, сделана странная ошибка: чудеса, при­надлежащие чудотворной иконе Чирской Божьей Матери, и даже празд­нество, установленное в честь ее в 1420 г., несправедливо и безо всякого основания приписаны сему образу1.
Шона Владимирской Божией Матери, очень древняя, покры­тая чеканною серебряною, позлащенною, с чеканными цветами ризою и украшенная по местам жемчугом. Риза, как заметно, работы давней. На зарукавьях находится по вставке из граната, а на левом плече две встав­ки – из граната и простого зеленого камня; обе обложены жемчугом. На персях три привески: 1) овальная, серебряная, вызолоченная небольшая икона с черневым изображением вверху Господа Саваофа, а внизу св. мученика Иерофея и мученицы Ирины; 2) фермуар из яхонтов с двумя жемчужными подвесками и 3) две серьги из бельце камней. Убрус на Бо­гоматери и подбородки у Богоматери и Богомладенца – жемчужные со вставками из драгоценных и простых каменьев. Корона на Богоматери значительной величины, сквозная, чеканная, прекрасной работы, со вставками разной величины и разного цвета из драгоценных и простых каменьев. Края иконы выложены позолоченным серебром со сканью. Длина иконы 1 72 арш., шир. 15 верш.
Тихвинская икона Божьей Матери, у гробницы св. Николая, весьма древняя, украшенная по краям и полям позлащенною басмою. Венцы на Богоматери и Спаситель серебряные, с разноцветною сканью. К иконе прикреплена откосная деревянная рама, расписанная очень ис-
кусно в старинном вкусе, поводимому, XVI века, разными цветами по темно-зеленому полю. Длина иконы 1 арш. 3 72 верш., ширина 15 72 верш.
Икона Знамения Богородицы, у правого клироса в правом при­деле св. князя Всеволода-Гавриила, у самого того места, где до 1834 г. покоились мощи сего Угодника Божия. Икона весьма древняя, длиною 14 в., шир. 3/4 арш., Византийского письма. Оклад очень замечателен, как образец древнего искусства.
Другая икона Знамения, шитая по белому атласу золотом, дли­ною 14 в., шир. 3/4 арш., также очень древняя.
Икона св. благоверного князя Всеволода-Гавриила, весьма древняя и близкая к древнему лицевому подлиннику ‘, еще в XVI веке бывшая чудотворною2, длиною 1 арш. 15 верш., шир. 1 арш., в чеканной сребро-позлащенной ризе, на коей есть две надписи: «весу вь оной риз»Ь 6 ф. 68 зол.» и «1762 году майя 1 дня сия риза Благов 1;рнаго князя Гаври­ила Псковскаго построина тщаниемъ и своимъ коштомъ дому архиерей-скаго стряпчаго Иосифа Петрова и сожительницы его Мелании Семено­вой дочери». Икона, на которой благоверный князь изображен держа­щим на левой руке созданный им храм, издревле находится при раке мо­щей его.
Другая икона князя Гавриила, весьма древняя, украшенная по­злащенною басмою, в резной вызолоченной раме. Венец у св. князя се­ребряный, вызолоченный разноцветною сканью. Над ликом угодника прибита серебряная продолговатая пластинка. На ней изображена над­пись, но какая – узнать трудно, потому что пластинка испорчена, а на ней осталось только несколько слов, по очертанию коих можно пола­гать, что надпись весьма давняя. Жаль, что лик угодника поновлен и очень неискусно. Размер 1 ар. 5 72 в. X 15 в.
Изображение св. князя Гавриила, покоящегося в раке, отлич­ной работы, написанное по малиновому штофу, 2 арш. 1 У2 в. X 13 72 в. Венец и подбородок сделаны из жемчуга, по местам очень крупного, и
очень богато украшены алмазами, яхонтами, изумрудами и простыми цветными каменьями. Это изображение, до устроения серебряной раки, лежало на деревянной раке угодника.
Икона благоверного князя Довмонта, 1 арш. 3 72 в. X 1 арш., украшенная по краям и по полям басменным позлащенным серебром, тоже весьма древняя.
Икона святителя Николая, взятая в собор из уничтоженной ныне Никольской церкви на Полонище, выстроенной в 1684 г. Края и поля ея украшены серебряною позолоченною басмою. На венце, покры­том сканью и разноцветною эмалью, находятся 3 больших из белого хру­сталя вставки.
Явленная икона св. Параскевы, Ь/А арш. X 9 в., украшенная жем­чужным убрусом и таким же привесом, с драгоценными камнями и про­стыми стеклами. Перенесена в собор из погоста Зачеренья, в 40 в. от Пскова, где существует храм во имя сей святой. Местное предание пове­ствует, что жители, не находя удобным то место, где явилась икона, для постройки в честь ея храма, избирали для этого последовательно три места и переносили туда икону; но каждый раз она неведомою силою переносима была на место первоначального ее явления. Предание ука­зывает и самые места: деревни Посад и Городище, в 4 верстах от погоста.
Икона Сретения Богородицы, находившаяся до осени 1910 года в часовне Владычнего Креста1 (пл. И).
Икона писана на дереве и имеет 5 арш. 7 в. ширины и 2 арш. 15 У4 в. вышины. Верхняя часть ее закруглена в виде довольно плоской дуги. Ху­дожник изобразил штурм Пскова Стефаном Баторием, сопровождавший­ся чудесным заступлением Божией Матери. Круглый лик солнца, крас­ный, как зарево, вышедший до половины из-за небосклона, должен вы­ражать раннее утро. Сверху, над срединой картины, представлены сидя­щими на облаках Бог-Отец и Бог-Сын, над коими парит Дух Святый. По сторонам их сидят святые. На правой стороне, по берегу Черехи, распо-
‘Наименование образа •Сретением» Стасов объясняет тем, что с этим образом ис­стари духовенство и граждане Пскова выходят ежедневно на встречу крестному ходу из Печерского монастыря во Псков.

*******
Страницы: 1 2 3 4

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Крестные ходы во Пскове.
  • Церковь Нерукотвореннаго Образа (Образская)
  • Комментарий к материалам об иконописи