Молодость древнего города

«Вас приветствует Псков. Псковичи борются за звание города коммунистического труда, высокой культуры и образ­цового общественного порядка» — этими словами встречает Псков своих гостей. Они начертаны на щитах, установлен­ных при въезде в город со стороны Ленинградского и Риж­ского шоссе, на перроне железнодорожного вокзала.
Красив древний и вечно молодой Псков. Удивительно гармонично сочетаются в нем памятники седой старины — крепостные стены и башни, белокаменные купеческие па­латы — с современными многоэтажными зданиями, высо­кими заводскими корпусами.
Собственно, старого Пскова уже давно нет, хотя здесь и восстановлены почти все исторические памятники. Есть новый, молодой социалистический город, утопающий в зелени садов и скверов.
Похорошела Вокзальная улица. За последние годы здесь выросли пятиэтажные жилые дома с благоустроенными ма­газинами.
современный ПсковВокзальную улицу пересекает Октябрьский проспект — главная магистраль города. Прямой как стрела, он украшен аллеями тополей. По правую сторону проспекта — корпуса машиностроительного завода. До революции здесь были ка­зармы Иркутского полка, а сейчас целый квартал занимают современные промышленные сооружения.
Напротив машиностроительного поднялись корпуса заво­да аппаратуры дальней связи. Когда вы разговариваете по телефону с Владивостоком или другими находящимися на большом расстоянии городами, знайте, что хорошей слыши­мости способствует аппаратура, изготовленная на этом пред­приятии.
Если идти по Октябрьскому проспекту к набережной реки Великой, то слева можно увидеть невысокое двухэтаж­ное здание с лепными украшениями на фасаде. В нем раз­мещается управление электромашиностроительного завода. В 1970 году его коллектив отмечал семидесятипятилетний юбилей. За годы Советской власти на месте полукустарного литейно-механического заводика выросло крупное, оснащен­ное передовой техникой предприятие. Справа — здание го­стиницы «Октябрьская». Немецко-фашистские захватчики разрушили и сожгли его. Псковичи не только восстановили прежнее здание, но и пристроили к нему новое.
Напротив гостиницы—кинотеатр «Победа». Он построен на месте разрушенного кинотеатра «Пограничник». Рядом открыт новый кинотеатр «Хроника».
Далее — Летний сад отдыха имени А. С. Пушкина, Бо­танический сад с открытой эстрадой. Чуть подальше — сквер с памятником С. М. Кирову. В глубине сквера — здание Дома Советов, увенчанное башней с курантами. В нем раз­мещаются исполком областного Совета депутатов трудя­щихся, областной и городской комитеты партии.
Проспект заканчивается Октябрьской площадвю. На нее обращен своим фасадом Дом связи. Слева от площади — сквер Красных партизан.
От привокзальной площади начинается улица, носящая имя полководца гражданской войны Яна Фабрициуса. Эта широкая магистраль выходит на площадь Победы. Здесь все
Новое: и жилые дома, и здание Дома культуры строителей с высокой колоннадой, и молодежное кафе на углу улицы Николая Островского, и четырехэтажный корпус завода АТС.
Площади Победы и Октябрьскую пересекает Советская улица. Она начинается неподалеку от автовокзала и закан­чивается площадью Ленина. Эт° самая большая и самая кра­сивая в городе ялощадь, где в торжественные праздники проходят демонстрации трудящихся. На площади — здание Педагогического института имени С. М. Кирова. Перед ним разбит сквер. В центре его — памятник Владимиру Ильичу Ленину. Рядом с пединститутом — новое здание Дома куль­туры профсоюзов. На противоположной стороне площади — кинотеатр «Октябрь».
Вдоль набережной реки Великой раскинулся новый жи­лой квартал. Величественный вид открывается отсюда иа древний Кремль, пятиглавый Троицкий собор, районы Заве-личья и Запсковья.
Набережная реки Великой — предмет особой гордости псковичей. Трудящиеся города сами благоустроили ее: за­асфальтировали дорожки, разбили цветники, посадили де­ревья.
На Завеличье выделяется четырехэтажное здание гости­ницы «Турист». Оно построено в 1963 году. Здесь находится туристская база. Отсюда в разных направлениях расходятся туристские маршруты.
В этой части города расположен крупнейший в Пскове завод радиодеталей. Он вырос на месте бывшего неболь­шого кожевенного завода «Пролетарий» в послевоенные годы. Ныне это передовое, комплексно механизированное предприятие. Его продукция идет во многие города Совет­ского Союза, экспортируется в зарубежные страны.
Главная магистраль Завеличья — улица Максима Горь­кого — идет почти параллельно набережной реки Великой. В 1963 году на ртой улице открыт широкоэкранный кино­театр «Космос», построены здание института «Древстанко-пром», новые корпуса областной больницы. Улицу Горького пересекает Рижское шоссе. Неподалеку от городской черты высится мачта телецентра. Рядом расположен новый боль­ничный городок.
За последние пять лет границы Завеличья широко раз­двинулись. По левую сторону Рижского шоссе вырос новый благоустроенный микрорайон, где проживают 10 тысяч пско-
вичей. Улицы Народная, Киселева, Юбилейная еще совсем недавно значились лишь на картах проектировщиков. А се­годня вдоль них выстроились многоэтажные жилые дома.
На Рижском шоссе расположена швейная фабрика «Сла­вянка», два детских комбината и школа на 946 учащихся. Выросли и первые в этом районе два девятиэтажных дома.
От Вокзальной улицы протянулась новая магистраль. Вдоль нее на бывшем пустыре построены многоэтажные жи­лые дома, большое здание школы, детский сад-ясли. В честь освобождения родного города от фашистских захватчиков псковичи назвали ее улицей 23 Июля.
Влево от Октябрьского проспекта уходит еще одна но­вая улица — имени Юрия Гагарина. Строительство здесь на­чалось в то время, когда первый космонавт совершил свой исторический полет вокруг нашей планеты.
Растет и другой район города, расположенный за рекой Псковой. На Запсковье также сосредоточена значительная часть промышленных предприятий. Старейшим из них яв­ляется шпагатная фабрика имени М. И. Калинина. Вдоль центральной магистрали Запсковья — улицы Леона Позем-ского — расположены мясокомбинат и льнокомбинат. Далее, на правом берегу Великой, выстроены производственные корпуса филиала ленинградского завода «Севкабель», ком­бината «Стройдеталь».
Высоким темпам промышленного и жилищного строи­тельства во многом способствовало создание прочной инду­стриальной базы. В городе имеются кирпичный и известко­вый заводы. В 1962 году на заводе «Стройдеталь») вступил в строй цех крупнопанельного домостроения. Первые пяти­этажные дома из крупных железобетонных панелей появи­лись на заболоченном пустыре между Советской и Вокзаль­ной улицами. Эта новая магистраль была названа улицей Яна Фабрициуса.
В 1964 году, к празднованию двадцатилетия освобождения Пскова от гитлеровских захватчиков строители преподнесли жителям города замечательный подарок. В новом жилом массиве, на углу улиц Гражданская и Спортивная (бывшая Бастионная), было смонтировано шесть пятиэтажных вось-мидесятиквартирных крупнопанельных домов. Всего в том году было сдано в эксплуатацию свыше 12 тысяч квадрат­ных метров жилой площади, построено пять детских учреж­дений, новая школа на 920 мест на Запсковье, на Перво­майской   улице.   На   Спортивной   улице   вступил   в строй
детский дошкольный комбинат на 280 мест. На площади Ле­нина было возведено здание Дома культуры профсоюзов.
В 1965 году цех крупнопанельного домостроения был выделен в самостоятельное предприятие — Домостроитель­ный комбинат. К концу пятилетки производство крупнопа­нельных домов составляло по площади 70 тысяч квадратных метров в год. Это — 30 пятиэтажных восьмидесятиквартир-ных домов. Только благодаря ДСК свыше 2 тысяч семей еже­годно справляют новоселье.
Наращивает производственные мощности и завод «Строй-деталь». Здесь введен в эксплуатацию цех силикатного кир­пича, построены новые автоматизированные бетонораствор-ный узел и деревообрабатывающий цех.
До 61 миллиона штук кирпича в год увеличилась мощ­ность завода «Псковкирпич». Он реконструируется и вскоре будет выпускать 75 миллион >в штук кирпича.
За последнее время возрожденный из руин и пепла Псков особенно помолодел ,; похорошел, оделся в зеленый наряд садов и парков.
Его население по сравнению с довоенным возросло более чем вдвое. Сейчас здесь проживает свыше 130 тысяч человек.
Ворота любого города — вокзал. В Пскове удачно сосед­ствуют железнодорожный и автовокзалы. Сюда прибывают поезда из Москвы, Ленинграда, из столиц братских Прибал­тийских республик — Риги, Таллина, Вильнюса, из област­ных центров — Калининграда, Львова. Широкая сеть авто-буеных маршрутов связывает Псков со многими городами. Ежедневно от автовокзала, построенного в 1960 году, от­правляются автобусы более чем в 50 направлениях. Они идут в Москву, Ленинград, Ригу, Тарту, Выру и другие города.
Основным видом городского транспорта является автобус. В 1939 году по Пскову курсировало всего лишь 2 автобуса. Сейчас на линию ежедневно выходит более 100 машин.
В юбилейном, 1967 году в Пскове был построен новый аэровокзал. Отсюда отправляются самолеты в Мосдаву, Ле­нинград, Новгород, Сланцы, Нарву. Воздушные линии свя­зывают областной центр с Великими Луками, Новоржевом, Гдовом, Опочкой, Бежаницами, Пушкинскими Горами, Ново-сокольниками и другими городами и рабочими поселками области. В 1969 году открыты два новых направления: Псков—Минск и Псков—Киев. А ведь еще в 1946 году вся
«авиация» Пскова состояла из трех стареньких самолетов <<ПО-2». В основном они доставляли почту в районы.
Есть в Пскове и речной вокзал. На быстрокрылой «Ра­кете» отсюда можно совершить увлекательную экскурсию по реке Великой, Псковскому и Чудскому озерам до эстон­ского города Тарту. Курсируют по водным магистралям теп­лоходы «Александр Невский» и «Адмирал Ушаков». Из Тар­ту сюда прибывают теплоходы «Лермонтов» и «Ванемуйне». Речные катера доставляют пассажиров в прибрежные насе­ленные пункты и в излюбленные места отдыха псковичей.

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • На пересечении железных дорог
  • ВНЕШНИЙ ОБЛИК ГОРОДА
  • ИСТОРИЯ ВЕРШИТСЯ СЕГОДНЯ