ложен стан Стефана Батория. Несколько (5) неприятельских пушек громят город, который отвечает им также из пяти пушек, поставленных у Покровской башни. При них артиллеристы, прикладывающие фитили к запалам. Двое неприятелей взбираются на стену по лестницам, с западной стороны башни. Русские и Поляки устремляются друг на друга с распущенными знаменами, на земле лежат убитые и раненые. На вершине Покровской башни появляется Богоматерь, окруженная сонмом святых. Пред Нею на коленях стоит преп. Нифонт, строитель Мирожского монастыря, умоляя о заступничестве. Внизу изображен крестный ход духовенства и жителей Пскова, несущих чудотворную икону Печерской Бож. Матери и обходящих городские стены.
В 1859 г. эту икону взялся реставрировать плохой местный иконописец Горнов, но успел только замазать белой краской две надписи, остального же не тронул. В I860 г. Стасов и Горностаев составили ее описание и сняли рисунки, изданные потом в приложении ко II тому записок Славяно-Рус, отделения Археолог, о-ва. В то время на иконе было много облупившихся мест, с которых краска совершенно спала, оставя одно пустое дерево. В1866 г. полковник Годовиков снял с иконы копию, опустив, впрочем, все фигуры, кроме Богоматери и окружающих Ее святых. Очевидно, что в то время икона была уже реставрирована, так как на копии Годовикова никаких пустых мест нет’. Когда именно и кем произведена эта реставрация – нам неизвестно. Возможно даже, что икону подновляли после I860 г. неоднократно. Следы этих подновлений сказываются, между прочим, в изображении св. Троицы, в исчезновении надписей с названиями церквей и особенно в фигуре Троицкого собора, совершенно непохожего на изображенный Годовиковым, но зато очень напоминающего нынешний собор. Ясно, что позднейший реставратор просто нарисовал современный Троицкий собор, а не тот, который существовал в 1581 г.
Стасов полагал, что изображения архитектуры и местности города на этой иконе гораздо древнее изображений фигур. В первых он находил точность, твердость иконописной руки, солидность в наложении кра-
сок, умеренный и приятный тон. Он считал их не фантазией художника, но верцым воспроизвением действительно существовавших форм, а потому заслуживающих полного внимания. Самую форму образа-параллелограмм с закругленным дугообразно верхом – он полагал вполне соответствующею XVII веку. Что же касается фигур, то они, по мнению Стасова, написаны плохим маляром XVIII века и не имеют решительно никакого археологического значения.
Горнов, замазавший надписи на иконе, снял, однако, с них копии, которые и показывал Стасову. Вот они:
1. «1784 г. сентября 6 дня. Возобновленъ сей образъ Сретения Пречистая Владычицы нашея Богородицы и Присно Д1звы Марии при державе благочестив ейшия и самодержавнейшия великия государыни нашея Императрицы Екатерины Алексеевны и при наследнике ея бла-говт]рномъ государе цесаревиче и великомъ князе Павле Петровиче и при супруге его благоверной государыни великой княгине Марии Феодоровне, и при благоверныхъ государехъ и великихъ князьяхъ Александре Павловиче и Константине Павловиче и при благоверной государыни великой княжне Александре Павловне, при святей-шемъ Правительствующаго Синода члене Преосвященномъ Иннокентии архиепископе Псковскомъ и Рижскомъ. А писанъ сей образъ изъ стараго изображения усердиемъ помещицы госпожи инженеръ-майор-ши Анны Стефановны Румянцевой на поклонение всемъ православнымъ христианомъ».
2. «Лета 7089, августа въ 27 день, бысть посещения Божие Пречистая Владычицы Богородицы града Пскова сущимъ въ монастыре Покрова Пресвятая Богородицы седящему же мужу Дорофию въ стенахъ келий, плачущуся о належащия беды сея, и виде нужными своима очи-ма, яве виде какъ яко столпъ до небеси отъ Печерския обители чрезъ Великую реку отъ левую страну монастыря Мирожскаго во градъ Псковъ и надъ онымъ столпомъ на воздусе идущимъ Пречистую Богородицу съ преподобнымъ Антониемъ и Феодосиемъ и со игуменомъ Корнилиемъ Печерские обители, и ста на сте не града и преподобнии съ Нею, и Пречистая Богородица вопроси: где Мирожский игуменъ Нифонтъ, и вътомъ
яв1з ста предъ Нею и поклонися до земли и рече: Госпоже Владычице Творца, въ моемъ монастыре сего лета не бе литургии; Она же глагола: Сыну моему и Богу тако изволившу. По семъ воззва: Господне1 есть избрании Божий, иже монастыря въ церкви почиеваху; таже вскоре предъсташа благоверный князь Владимеръ, и Всеволодъ, и Домантъ, Ни-кула блаженный, и Пречистая Богородица зря на градъ къ торгу и съ гневомъ вопиеть, сия рече: о злии человецы града сего, прогневали есте сына моего Господа Бога, и Мене не познали и втомъ часе рече пресвятая: старче, иди к боголюбивымъ воеводамъ и къ Печерскому игумену, и въ соборъ Святыя Троицы, и возвести имъ, чтобы молились прилежно Сыну и Богу безпрестанно за градъ и принесли бы мой образъ Печерский старый и херуговъ на стену града, где и Азъ стою, да поста-вили-бы на томъ месте пушку, а другую внизу, и били-бы по королевс-кимъ шатрамъ, бяше бо королевские шатры за горамъ (городомъ?) низски, и указаваше на нихъ Пречистою своею рукою, и людие бы плака-лися о гресехъ своихъ, молящь мшюстиваго Бога, буду же и Я молитися Сыну своему и Богу за ваше согрешение».
Из первой надписи видно, что поновление иконы было в 1784 году. Отсюда Стасов заключает, что написание ея должно отнести к концу и даже к середине XVII века. Икона сильно потемнела, и изображения различаются с трудом. На летнее время ее предполагают перенести в теплый Благовещенский собор.
Заслуживает еще внимания антиминс на главном престоле, освященный при патриархе Иосифе и архиепископе Макарии. На нем изображено Положение во гроб.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: