Троицкий собор

ложен стан Стефана Батория. Несколько (5) неприятельских пушек гро­мят город, который отвечает им также из пяти пушек, поставленных у Покровской башни. При них артиллеристы, прикладывающие фитили к запалам. Двое неприятелей взбираются на стену по лестницам, с запад­ной стороны башни. Русские и Поляки устремляются друг на друга с рас­пущенными знаменами, на земле лежат убитые и раненые. На вершине Покровской башни появляется Богоматерь, окруженная сонмом святых. Пред Нею на коленях стоит преп. Нифонт, строитель Мирожского мо­настыря, умоляя о заступничестве. Внизу изображен крестный ход духо­венства и жителей Пскова, несущих чудотворную икону Печерской Бож. Матери и обходящих городские стены.
В 1859 г. эту икону взялся реставрировать плохой местный иконо­писец Горнов, но успел только замазать белой краской две надписи, ос­тального же не тронул. В I860 г. Стасов и Горностаев составили ее опи­сание и сняли рисунки, изданные потом в приложении ко II тому записок Славяно-Рус, отделения Археолог, о-ва. В то время на иконе было много облупившихся мест, с которых краска совершенно спала, оставя одно пустое дерево. В1866 г. полковник Годовиков снял с иконы копию, опу­стив, впрочем, все фигуры, кроме Богоматери и окружающих Ее святых. Очевидно, что в то время икона была уже реставрирована, так как на копии Годовикова никаких пустых мест нет’. Когда именно и кем про­изведена эта реставрация – нам неизвестно. Возможно даже, что икону подновляли после I860 г. неоднократно. Следы этих подновлений сказы­ваются, между прочим, в изображении св. Троицы, в исчезновении над­писей с названиями церквей и особенно в фигуре Троицкого собора, совершенно непохожего на изображенный Годовиковым, но зато очень напоминающего нынешний собор. Ясно, что позднейший реставратор просто нарисовал современный Троицкий собор, а не тот, который су­ществовал в 1581 г.
Стасов полагал, что изображения архитектуры и местности города на этой иконе гораздо древнее изображений фигур. В первых он нахо­дил точность, твердость иконописной руки, солидность в наложении кра-
сок, умеренный и приятный тон. Он считал их не фантазией художника, но верцым воспроизвением действительно существовавших форм, а по­тому заслуживающих полного внимания. Самую форму образа-парал­лелограмм с закругленным дугообразно верхом – он полагал вполне соответствующею XVII веку. Что же касается фигур, то они, по мнению Стасова, написаны плохим маляром XVIII века и не имеют решительно никакого археологического значения.
Горнов, замазавший надписи на иконе, снял, однако, с них копии, которые и показывал Стасову. Вот они:
1. «1784 г. сентября 6 дня. Возобновленъ сей образъ Сретения Пре­чистая Владычицы нашея Богородицы и Присно Д1звы Марии при дер­жаве благочестив ейшия и самодержавнейшия великия государыни на­шея Императрицы Екатерины Алексеевны и при наследнике ея бла-говт]рномъ государе цесаревиче и великомъ князе Павле Петровиче и при супруге его благоверной государыни великой княгине Марии Феодоровне, и при благоверныхъ государехъ и великихъ князьяхъ Александре Павловиче и Константине Павловиче и при благовер­ной государыни великой княжне Александре Павловне, при святей-шемъ Правительствующаго Синода члене Преосвященномъ Иннокен­тии архиепископе Псковскомъ и Рижскомъ. А писанъ сей образъ изъ стараго изображения усердиемъ помещицы госпожи инженеръ-майор-ши Анны Стефановны Румянцевой на поклонение всемъ православнымъ христианомъ».
2. «Лета 7089, августа въ 27 день, бысть посещения Божие Пречи­стая Владычицы Богородицы града Пскова сущимъ въ монастыре По­крова Пресвятая Богородицы седящему же мужу Дорофию въ стенахъ келий, плачущуся о належащия беды сея, и виде нужными своима очи-ма, яве виде какъ яко столпъ до небеси отъ Печерския обители чрезъ Великую реку отъ левую страну монастыря Мирожскаго во градъ Псковъ и надъ онымъ столпомъ на воздусе идущимъ Пречистую Богородицу съ преподобнымъ Антониемъ и Феодосиемъ и со игуменомъ Корнилиемъ Печерские обители, и ста на сте не града и преподобнии съ Нею, и Пре­чистая Богородица вопроси: где Мирожский игуменъ Нифонтъ, и вътомъ
яв1з ста предъ Нею и поклонися до земли и рече: Госпоже Владычице Творца, въ моемъ монастыре сего лета не бе литургии; Она же глаго­ла: Сыну моему и Богу тако изволившу. По семъ воззва: Господне1 есть избрании Божий, иже монастыря въ церкви почиеваху; таже вскоре предъсташа благоверный князь Владимеръ, и Всеволодъ, и Домантъ, Ни-кула блаженный, и Пречистая Богородица зря на градъ къ торгу и съ гневомъ вопиеть, сия рече: о злии человецы града сего, прогневали есте сына моего Господа Бога, и Мене не познали и втомъ часе рече пресвятая: старче, иди к боголюбивымъ воеводамъ и къ Печерскому игу­мену, и въ соборъ Святыя Троицы, и возвести имъ, чтобы молились прилежно Сыну и Богу безпрестанно за градъ и принесли бы мой образъ Печерский старый и херуговъ на стену града, где и Азъ стою, да поста-вили-бы на томъ месте пушку, а другую внизу, и били-бы по королевс-кимъ шатрамъ, бяше бо королевские шатры за горамъ (городомъ?) низски, и указаваше на нихъ Пречистою своею рукою, и людие бы плака-лися о гресехъ своихъ, молящь мшюстиваго Бога, буду же и Я молитися Сыну своему и Богу за ваше согрешение».
Из первой надписи видно, что поновление иконы было в 1784 году. Отсюда Стасов заключает, что написание ея должно отнести к концу и даже к середине XVII века. Икона сильно потемнела, и изображения различаются с трудом. На летнее время ее предполагают перенести в теплый Благовещенский собор.
Заслуживает еще внимания антиминс на главном престоле, ос­вященный при патриархе Иосифе и архиепископе Макарии. На нем изоб­ражено Положение во гроб.

*******
Страницы: 1 2 3 4

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Крестные ходы во Пскове.
  • Церковь Нерукотвореннаго Образа (Образская)
  • Комментарий к материалам об иконописи