занято деревянной застройкой. Часть обрывистого берега монастырского холма обрушилась в Великую, изрыто также устье оврага. Несмотря на это, и визуально, и на старом плане, на этом месте довольно хорошо читается классическое мысовое городище с валом на краю площадки с напольной стороны и с довольно глубоким рвом перед ним (Илл. 18). Старожилы рассказывали, что в половодья этот ров заполнялся водой, и тогда место бывшего монастыря представляло собой остров. На песчаной отмели под городищем иногда находили крестики «скандинавского типа» конца X – начала XI веков и некоторые другие вещи. Среди них – редкий наконечник лавролистного дротика VIII – начала IX веков. В переотложенном чёрном культурном слое в овраге и в той части рва, что примыкает к реке, найдены фрагменты лепной и раннекруговой керамики первой половины – середины X века – времени княгини Ольги. То есть, это место в IX – XI веках было освоено. Схема городища – явно домонастырская. По-видимому, и во время жизни княгини Ольги здесь было небольшое городище, своего рода «постоялый двор», каких много было тогда на различных вариантах крупных водных путей по рекам Восточной Европы. Здесь-то под крышей дома, а не в походном шатре и могла остановиться княгиня Ольга.
Есть ещё один источник, который приводит Н.С. Ильинский. Это особое житие Ольги, в некоторых деталях отличающееся от других: «Прииде Святая Ольга в отчество своё, в нём же родися, в весь Выбутскую, и поучи тамо сродныя себе люди познанию Бога. Егда же во стране той прииде к берегу реки, глаголемой Великой, от юга
к северу текущей, и бысть противу того места, иде же в реку Великую иная река от востока текущая Пскова на-рицаемая впадает, (бяше же тогда на месте оном лес велик и дуброви многи) виде обон пол реки, от востока три пресветлыя лучи с небес на та места сходящия, и осиава-ющия. Не точию же сама Святая той чудный свет виде, но и вси с нею бывшия, и возрадовася блаженная вельми и благодари Бога о преславном том видении, еже пред-знаменоваше ей просвещение благодатиею Божиею тоя страны, и обратившися к своему синклиту, пророчество-ва, глаголя: разумно вам да будет, яко изволением Божи-им на сем месте трисиятельными лучами осияваемом, имать быши церковь Пресвятыя Живоначальныя Троицы, и град велик и славен и во всём изобилен имать со-здатися. То рекши, помолися довольно к Богу, и крест тамо постави. Есть же и до ныне храм молитвенный на том месте, на нём же водрузи крест Ольга Святая. Обо-шедши же многия Российския грады проповедница Христова, возвратися в Киев, и многая в нём благая о Бозе соделоваша. Воспомяну же о видении оном еже виде при реце Пскове, посла тамо злата и сребра много, на создание церкви Троице Святей, и повеле при ней людям насе-лятися, и не в долгом времени бысть град велик Псков от реки Псковы нарицаемой и прославляшеся в нём имя пресвятыя Троицы».
Здесь есть несколько существенных моментов. Во-первых, место остановки Ольги – это левобережье Великой точно напротив впадения Псковы. Во-вторых, по этой версии, три луча Ольга видела отсюда. В-третьих, именно здесь она поставила крест на том месте, где во время составления этого жития храм ещё существовал. Во всяком случае, храм Ильи Пророка там был до упраздйения монастыря в 1786 году. То есть, с местом Ильинского монастыря и существовавшего ранее на этом месте некого «городка», данное житие определённо связывает место ос-
тановки княгини Ольги. При этом приведённое житие вовсе не противоречит преданию о том, что Ольга видела три луча над Кромом с того места, где ныне стоит часовня, а скорее, дополняет его. Это ещё одно предание об установке креста на месте этой церкви. Конечно, это мог быть не обязательно тот трёхметровый дубовый крест, что хранился в Троицком соборе до пожара 1609 года, а обычных размеров памятный крест, который вполне мог быть поставлен княгиней. Возможно, что легенда связывалась и с каким-то более поздним крестом. А чтимый псковичами деревянный крест Ольги, скорее всего, стоял именно там, где его размещает предание, и где ныне стоит памятный металлический крест на месте старой Ольгиной часовни.
А вот вопрос относительно того, существовал Псков до княгини Ольги или нет, то есть старый спор дореволюционных псковских краеведов, сейчас можно считать окончательно решённым. Археологические раскопки на Псковском городище со всей очевидностью показали, что на площадке псковского Крома с конца VIII до начала X века было раннеславянское поселение. Это также свидетельствует в пользу того, что Ольга останавливалась на левобережье Великой, поскольку Кромский холм был занят славянским поселением (городищем?), а окрестности – зоной его освоения. То есть, правобережное устье Псковы было занято и останавливаться там, на племенной территории, было, по-видимому, проблематично. Иначе проще было бы остановиться в самом городке местных славян, что нашло бы отражение в историческом источнике. Да и обзор площадки Крома далеко не тот, что с левобережья, в чём легко может убедиться любой желающий. Всё становится на свои места, если остановка княгини имела место на левом берегу напротив устья Псковы, о чём сообщает особое житие и где имеются остатки раннего городи-
ща. А устье реки Псковы в данном случае – это географический ориентир. Так что, думаю, что с большой степенью вероятности в этой точке левобережья Великой, наряду с местом Ольгиной часовни и с местом Мирожс-кого монастыря, также можно ставить на плане место ещё одного ольгинского топонима. Что я и сделал.
В связи с ольгинской топонимикой Пскова, интересно предание, записанное в Латвии. В нём говорится о некой Синей Горе, под которой был источник, пришедший туда из Пскова от Ольгиного ручья. Когда этот источник был осквернён, он, превратившись в облако, улетел обратно во Псков. Таким образом, если верить этому латвийскому преданию, на территории города Пскова был некий Ольгин ручей, но где он находился -неизвестно. Мы знаем, что территория средневекового города Пскова имела сложный рельеф и здесь протекало, по крайней мере, несколько ручьёв, но, по дошедшим до нас данным, ни один не назывался Ольгиным. Не исключено, что он мог находиться где-то на окраич не города. Возможно даже, протекал по тому самому оврагу рядом с городищем на левом берегу Великой напротив Псковы «… на устий тоя реки». Едва ли это мог быть известный Ольгин ключ, который ручьём никогда не был.
Кстати, возвратимся ненадолго к сюжету о священных источниках – ключах, связываемых с именем Ольги. Интересно, что оба «ольгинских» ключа – и выбутский и псковский – служили верующим для излечения глазных болезней. Это обстоятельство, между прочим, фигурирует и в летописи, когда после долгой осады древлянской столицы Искоростеня, Ольга пообещала взять с осаждённых малую дань: «… дати- Богом жертву от вас и ослабу вам подать, себе на лекарство глазныя болезни: дадите ми от двора по три голуби да по три воробьи.» И древляне, по летописи, дали. По-видимому,
был такой языческий обычай – с помощью жертвоприношения этих птиц лечить себе глаза. Естественно, напрашивается вопрос: а не было ли у княгини Ольги каких-то проблем со зрением? Ведь древляне-то поверили, значит, знали …
Между прочим, точно такой же обряд, как в Вол-женце – с лечением глаз и бросанием серебряных монет в воду источников – описан в Житии Константина Муромского, отражающем реалии Древней Руси конца XI или начала XII веков: «Где рекам и езером требы кладущей? где кладезям кланяющейся, очныя ради немощи умывающейся и сребреницы в ня поверзающей? «
Скорее всего, этот обычай имел распространение по всей территории Руси и в древнерусское время церковью не одобрялся как языческий. Другое дело, когда место источника связано с первой святой Руси и называется Ольгин ключ или Ольгин колодец …
В родственном литовском языке находим слово akis -око, глаз. Этим же словом обозначали водную жилу, родник. Складывается красивая мифологема: родники – глаза земли. Подобное лечится подобным – глаза людей из глаз земных ,..
Продолжим наше путешествие уже за пределами Пскова.
Рядом со Псковом в посёлке Любятово в реке Пскове лежит почитаемый камень с изображением следа. Называют его «след княгини Ольги».
Оставив за спиной Псков с его округой, двигаемся дальше вниз по течению Великой вдоль цепочки единичных ольгинских топонимов до впадения реки Великой в Псковское озеро.
Первое упоминание об одном из этих мест есть в путевых письмах П.И. Якушкина за 1859 год, когда он путешествовал на лодке вниз по течению Великой: «А вот и Перино, продолжал Алексей Фёдорович, когда мы проехали Подвишенье – сперва был монастырь Мйко-лы Перинского; было тут озеро, сад. Уничтожили монастырь куда что делось … Осталось одно церковище на сопке !»
Следующее упоминание относится к 1861 году: «В окрестностях Снетогорского монастыри, ближе к устью р. Великой, находятся две деревни, замечательные по своим названиям: Перино или Ольгин Городок и Житник или Ольгин Дворец. Известно, что на этом месте был монастырь: «Николаевский Перынь муж. монастырь на левом берегу р. Великой, несколько ниже Снетогорского монастыря; упразднён ещё до издания штатов 1764 г., приписан был к Мирожскому монастырю, но в 1817 г. разобран для снетогорских построек.»
Топоним Перынь интересен также тем, что воспроизводит имя Перуна – бога-громовержца в славянской мифологии. Место бывшей деревни Перино было осмотрено и городок, то есть городище – остатки древнего укреплённого городка – там не обнаружен. Такое в археологии бывает -название типа «городок» или «городище» есть, а самого
объекта нет. Почему – пока никто не объяснил. Однако, ещё один ольгинский топоним фиксируется на месте деревни Перино вполне определённо.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: