кого собора и основание самого города Пскова. До 1770 года в нижнем этаже современного собора помещалась церковь во имя святой Ольги, затем перенесённая в нижний этаж Благовещенского собора, находившегося близ угловой башни Детинца. Так что на плане Пскова 1821 года под № 5 обозначена «Соборная тёплая Церковь о двух этажах в верьху Благовещения Богородицы, а внизу Благоверной Великой Княгини Ольги Российской». С этой церковью связано интересное и несколько загадочное упоминание о посвятительной вещи в храм, которое приводит в своей книжке В.Н. Гедимин. Это лампада «… дар крестьянина Семёнова церкви во имя св. Ольги, существовавшей прежде на берегу р. Великой против собора.» Надпись на самой лампе, хранившейся в Успенской Пароменской церкви, гласит: «1803 февраля 25 числа сия лампада принадлежит Святой Благоверной и великой княжне Ольге яже … бе в молитвенный храм на берегу Великой реке в граде Пскове, против Кафедрального Собора, сооружена от усердствующего Графа Румянцева крестьянина Семёна Семёнова.» Поскольку во Пскове в это время была только одна церковь во имя св. Ольги, то и слово «напротив» надо понимать в смысле – не напротив Троицкого собора через Великую, а напротив -по другую сторону площадки Крома.
То место летописи, где упомянуто «… и сани ея в Плескове», издавна привлекало внимание историков. В одном из поздних списков летописи Румянцевского музея в Москве вместо слова «сани» читается «сени». Было высказано предположение, что это случайно сохранившееся прочтение и есть истинное. Древнерусские сени – это отдельная столбовая летняя постройка, хорошо известная как по летописным миниатюрам, так и по данным археологических раскопок. Таким образом, в средневековом Пскове XII века вполне могли возвышаться сени, связываемые с княгиней Ольгой. При этом надо учитывать, что сени стояли не отдельно, а в составе усадьбы – в дан-
ном случае, в пределах застройки города в X веке. То есть, если принять эту версию, то у княгини Ольги могла быть во Пскове собственная усадьба, что совершенно реально. Дубовая деревянная постройка – сени – вполне могла сохраняться во времена летописца, что тоже реально.
Однако, роскошные сани в IX – X веках тоже существовали. В Норвегии, в Осеберге при раскопках большого королевского кургана был найден крупный деревянный корабль – драккар, украшенный замечательной резьбой по дереву, и внутри него – много разных удивительных вещей и, в том числе, украшенные великолепной деревянной резьбой сани – настоящее произведение искусства. Кстати, сани эти принадлежали женщине – скандинавские археологи считают, что в этом кургане была погребена королева Аса – бабка объединителя Норвегии короля Харальда. Датируется этот курган – и всё, что в нём – IX веком. Правда, в нашем, случае, летопись и предания упоминают о санях Ольги во Пскове, Выбутах и Киеве, так что напрашивается естественный вопрос: что за странный обычай был у княгини Ольги – везде оставлять свои сани? Ведь в Киеве она пребывала постоянно … В пользу каждой из двух версий есть свои «за» и свои «против». Правда, Новгородская летопись пишет об Ольге: «… а санки ея стоять во Пскове и до сего дни». Именно санки, а не сани или сени. Так что, в итоге, выбор между санями и сенями Ольги в Плес-кове оставляю на усмотрение читателя.
Выше, при анализе датировки ольгинской топонимики, я уже показал, что имея дело с такой топонимикой, мы одновременно имеем дело с очагами её продуктивности, самовоспроизводства, то есть, живой длительной традиции. Вот один из примеров такой продуктивности. Во Пскове в конце XIX века указывали «дворец Ольги» или Тиунскую палату. При этом любопытно, что Тиунская или поповская палата рядом с Довмонтовой стеной, близ прежних Рыб-ницких ворот, была построена в 1691 – 1698 годах, и в дан-
ном случае мы имеем дело либо с переносом ольгинского топонима на новую постройку с какого-то старого, неизвестного нам объекта, либо с возникновением нового топонима на волне подъёма интереса псковичей в конце XIX века к своей истории. Отмечу здесь также, что по какой-то странной и непонятной нам закономерности, это не единственный «Ольгин Дворец» в низовьях реки Великой. «Ольгин Дворец» или «Ольгина Церковь» уже отмечена выше в деревне Волженец в районе Выбут, а деревня Житник или Житнин, ближе к устью Великой, ныне деревня Дворицы, также называлась «Ольгин Дворец».
В самом Пскове предания связывали с именем княгини Ольги также постройку первоначальной Власьвской церкви в 970 году. Можно допустить, что эта церковь могла быть только заложена по распоряжению Ольги, поскольку княгиня скончалась в 969 году. Точная же дата постройки – 970 год – остаётся всецело на совести дореволюционных псковских краеведов. Тем не менее известно, что здесь стояла какая-то древняя церковь Власия, которая была утрачена уже в средневековье. Однако, память о ней сохранялась, по меньшей мере, до 1420 года, когда во время морового поветрия – эпидемии – для предотвращения этого грозного явления, псковичи решили найти остатки первой церкви и поставить на этом месте новую церковь по обету. Считалось, что это помогало. Псковская летопись сообщает об этих своеобразных церковно-архе-ологических раскопках средневековья: «… посадники Псковские и весь Псков начаша искати священного места, где была первая церковь св. Власей, а на том месте стояще двор Артемьев, воротове, и Псковичи давше ему сребро, и спрятавше двор, обретоше престол, и на том месте в един день поставиша церковь во имя св. Всемилостивого Спаса и освещаша, и литургию совершиша месяца Сентября 14, на Воздвижение честного креста.»
Для современного историка здесь есть два принципи-
альных момента: во-первых, в начале XV века о старой церкви, уже находившейся под городской застройкой, помнили, и помнили даже название церкви – Власия. При этом даже не так важно, была ли это действительно церковь, основанная Ольгой или какая-то более поздняя на месте ранней. Во-вторых, псковичи в 1420 году смогли найти также реальные материальные остатки этой церкви – престол, который должен быть из камня. Стены или что-либо ещё в летописи не упоминаются, из чего можно заключить, что искомая церковь была деревянная. Церковь XV века также не сохранилась до нашего времени. Каменный фундамент её был выявлен во время ведения археологических раскопок. С середины XIX века на месте этой церкви находилась Власиевская часовня. Она стояла у самой Довмонтовой стены, при съезде на мост через реку Великую.
На территории самого города Пскова ольгинская топонимика обыкновенно приурочена к берегам Великой. Но один топоним расположен довольно далеко от берега реки
- на Романовской горке, в саду барона Медема в середине XIX – начале XX веков возвышались развалины третьих палат Меншиковых, которые известны псковичам как «Дворец Марины Мнишек». Другое название этого места – «Оль-гина Расправа». По преданию, здание палат как раз и занимает место «Ольгиной Расправы». Краеведы сообщают, что место это носило и многие другие названия, которые в литературе не упоминаются. Какое-либо объяснение этого ольгинского топонима также’ не приводится. Известно только, что в подвале здания был родник с чистой водой, а вокруг дома в середине XIX века залегало низкое место со сплошным болотом.
Особый интерес этот ольгинский топоним представляет в связи с тем, что здесь, яа Романовской горке, в нет посредственной близости от Ольгиной Расправы, в 1989
- 1991 годах проводились археологические раскопки, которые дали неожиданные результаты. В нижней части
культурного слоя, на материке, здесь были выявлены остатки погребений по обряду сожжения на стороне, датируемые X веком, следы современного могильнику поселения и культовый камень – ситуация аналогичная известному могильнику этого времени на Старом Рынке, близ Пединститута, где также были найдены многочисленные погребения по обряду сожжения, в том числе, и со скандинавскими вещами, культовый языческий камень и круглая площадка языческого капища. На Романовской горке также была найдена одна скандинавская вещь – пряжка от поясного ремня с характерным орнаментом.
А сравни^ тельно недалеко от Ольгиной Расправы и места языческого могильника рядом с ней, в районе перекрёстка улиц Некрасова и Советской, размещались известные по псковской летописи Красный Крест и Ропатые Давиды. Тдк вот, «Ро-
патые Лавицы» – по одному из вариантов перевода – это «Капи-щенские Мостки», и при этом «ропать» -это языческое капище, место, где стояли языческие идолы. Хорошо известно, что суды и, соответственно, расправы язычников происходили вблизи языческих культовых объектов. А поскольку, княгиня Ольга, судя по всему, была верховным сюзереном здешних мест в первой половине и середине X века, то нельзя исключать того, что топоним Ольгина Расправа вполне может отражать истинное положение вещей на то время.
Несколько дальше от перекрёстка улиц Некрасова и Советской, ближе к реке Великой, во доре дома Дворянского собрания (ныне дом № 52 по ул. Советской), в 1881 году был найден вещевой клад, в составе которого обнаружено было 12 круглых скандинавских серебряных фибул-застёжек и несколько других вещей. Клад датируется самым концом X – началом XI века, то есть, приблизитель-
но, временем князя Владимира, несколько позднее, чем время правления княгини Ольги. Но точка находки этого клада важна для прояснения здесь топографической ситуации в X веке. Клады обычно зарывались рядом с поселениями. Поселение и место погребения с капищем (языческий культовый камень) должны были как-то сообщаться. Так что, не исключено, что между Романовской горкой и местом находки клада (и поселением?) через мостки – Ро-патые Лавицы, – перекинутые через какое-то мокрое место, шла некая дорога или стега, возможно, своего рода, Via sacra – священный путь.
Остальные ольгинские пункты города Пскова расположены на Завеличье вдоль левого берега Великой.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: