В брошюре 1868 года И.И. Василёв приводит какое-то предание о том, что блаженная княгиня Ольга останавливалась около Мирожского монастыря.
Но более известен пункт, который связывается преданиями с именем княгини Ольги, на набережной Великой, там, где стоила старая Ольгинская часовня (Илл. 16, 17), а ныне на её месте поставлена новая. Здесь же, под часовней, из крутого известнякового берега вытекал Ольгин ключ, источник, из которого верующие пили воду и мазали ею глаза для излечения. В 1858 году иеромонах Иосиф (Баженов) писал об этом по свежим впечатлениям: «В настоящее время разные богомольцы, стекающиеся в Пскове из селений во время крестных ходов, непременно заходят к часовне Ольгиной – на Ольгин ключ, где пьют воду и мажут ею глаза. Эти некнижные простые души в таком поступке руководятся одною верою, завещанною им исстари веков, что в этой воде скрыто целебное благословение св. Просветительницы Псковской страны …»
Часовня была известна в народе под именем «Ольга российская».
Надо отметить, что в середине XIX века место для
водоосвящения во Пскове находилось напротив Ольгин-ской часовни, так что крестный ход для этого шёл к реке через Власьевские ворота. И ещё одна традиция соблюдалась во Пскове: близ Олы инской часовни на колокольне Пороменской церкви ударяли в колокол прежде других церквей.
Сейчас рядом с местом старой Ольгиной часовни стоит новая, а Ольгин ключ течёт здесь из скалы и поныне, но пить эту воду, или мазать ею глаза, по санитарным нормам, сейчас не рекомендуется. Лучше уж добраться до Ольгиного ключа в Волженце.
По преданию, именно с того места, где сейчас стоит часовня, княгиня Ольга видела три солнечные луча над кромским холмом и именно здесь ею был поставлен деревянный крест. Здесь же она пророчествовала об основании Троицкого собора и самого города Пскова. О том и другом событиях сообщается в двух известных источниках: во-первых, в уже приводившейся выше «Книге Степенной царского родословия», окончательно оформленной в XVI веке, а во-вторых в надписи на восстановленном Ольгином кресте 1623 года. Приведу оба источника. Итак, Степенная книга: «И прииде блаженная Ольга близ реки, глаголемыя Велики*, и бывши ей на конец реки Псковы, и ту бяше. тогда велик лес и мно~ гия дубравы, и на том* месте св. Ольга чюдно и преслав-но видения виде: место оно пресветлыми лучами осие-ваемо бе, ако от трисиятельного света. Блаженная Ольга бе радующися душею, удивляяся неизреченна! о света блистанию, благодать Богу воздая, яко таково обрадо-ванО; знамение предъявляйте ей на уверение хотящи быти благодати просвещения земли русстей, и пророчествуя глаголаше ко всему синклиту, иже бяше с нею: «Разумно да будет вам, яко волею Божиею на сем месте церковь имать быти во имя Пресв. Единосущ. и животв, и Неразд. Троицы Отца и Сына и св. Духа; еще же и град
зде велик будет, и славен, и изобилен.» И по глаголех сих довольно помолися на месте том, и крест постави, иже и до ныне есть крест той.»
Надпись на кресте: «Прииде блаженная Ольга близ реки, глаголемыя Псковы, и ста на устий тоя реки. Бяше бо тогда лес и дубие велие, и внезапу преславное видение виде, светлыми лучами осиеваемо место оное, пророчествуя глаголаше: на месте сем будет храм Пресвятыя Троицы и град велик зело и славен будет, и потом на месте том постави пресвятой крест на поклонение православным христианом.»
Надпись на подножии креста сообщает об утрате первоначального креста и о его возобновлении: «Божи-им изволением грех ради наших, в лето от сотворения мира 7017, от Рождества Спасителева миру 1509 бысть пожар, весь град выгорел и святыя церкви и соборная церковь Пресвятыя Троицы вся выгорела и поставление благоверной княгини Ольги дубовый крест и Домантова стена. Лета же от сотворения миру 7131, от Рождества же Спасителева 1623, при благоверном Государе и Великом князе Михаиле Феодоровиче всея России и при отце его, Святейшем патриархе Филарете написан сей Крест Христов повелением архиепископа Иоакима на поклонение православным христианом.»
Известный исследователь псковской старины Н.И. Серебрянский, вслед за И.И. Василёвым, обратил внимание на странное обстоятельство: если верить надписи, то крест был возобновлён спустя 114 лет после пожара – срок невероятно долгий. Поэтому он счёл более вероятным соотнести время утраты Ольгиного креста с известным псковским пожаром 1609 года, тогда как пожар 1509 года вообще не известен. Таким образом, с учётом этой корректуры, возобновление креста произошло спустя 14 лет после пожара, что вполне реально. Серебрянский обратил внимание также на то обсто-
ятельство, что как в тексте Степенной книги, которая была окончательно оформлена уже после 1509 года, так и в проложном житии XVI века соответственно, присутствуют одинаковые упоминания: «…и крест поста-ви, иже и доныне есть крест той» и «… крест же той стоит и до сего дни в память святыя.» Таким образом, весьма вероятно, что первоначальный дубовый крест княгини Ольги до пожара 1609 года как реликвия хранился в Троицком соборе, напоминая псковичам о первой русской святой. Если этот крест действительно был установлен некогда самой Ольгой, то это могло бы свидетельствовать о непрерывности традиции почитания Святой Ольги от момента установления ею меморатив-ного креста в первой половине – середине X века до пожара 1609 года. По поводу существования такой традиции во Пскове, необходимо также вспомнить свидетельство летописца, который в начале XII века отметил, что сани (вариант: сени) княгини Ольги в его время хранятся в этом городе.
Итак, по Степенной книге «… прииде блаженная Ольга близ реки, глаголемыя Великия, и бывши ей на конец реки Псковы, и ту бяше тогда велик лес и многия дубравы…», а по надписи на кресте «Прииде блаженная Ольга близ реки, глаголемыя Псковы, и ста на устий тоя реки. Бяше бо тогда лес и дубие велие…»
Относительно места остановки княгини, согласно этим текстам, псковские краеведы и историки разделились на две части: одни считали, что Ольга остановилась где-то близ впадения Псковы в Великую на её правом берегу, а другие – и их большинство – считали, что она была на левом берегу – там, где до недавнего времени стоит Ольгина часовня и где верующие лечились водой из Ольгиного ключа. Из этих же текстов делался вывод, что города на месте Псковского Крома не было, и что там в это время произрастал лес.
Между тем, очевидно, что, как автор надписи на кресте, так и составитель Степенной книги, излагая предание, искали какой-нибудь топографический ориентир той географической точки, где путешествовавшая по этим местам княгиня остановилась для отдыха. Таким ориентиром оказалось устье Псковы. Оба текста специально уточняют: «… ста на устий тоя реки» и «…бывши ей на конец реки Псковы», из чего и исходили некоторые авторы, обозначая это место на правом берегу Великой. Однако, предлог «на», который принципиально значим в данном контексте, имеет в древнерусском языке 16 значений и ни одно из них повод для такой узкой локализации не даёт. Согласно «Словарю русского языка XI – XVII вв.», этот предлог применительно к даной ситуации, употреблялся «При указании на пространство, область, место, в пределах которого что-л. находится или происходит», например, «На восточней стране … живуть люди…», то есть, место очень обширное. В другом же варианте этого значения предлог «на» применялся «При указании на место, вблизи от которого что-л. происходит», например, «Седоста Радим на Съжю…» Строго говоря, по приводимым выше текстам, ладья Ольги остановилась где-то на обширном пространстве в виду устья реки Псковы – на правом или левом берегу реки Великой. В этом отношении левый берег выглядит предпочтительнее. С ним связана традиция, ознаменованная почитаемым источником и часовней над ним, отсюда хорошо виден весь холм Псковского Крома, над которым, по преданию, княгиня видела три солнечные луча – оптическое явление редкое, но иногда здесь встречающееся.
Итак, по этой версии, княгиня Ольга могла остановиться на левом берегу где-то напротив устья Псковы. Но тогда и сведения о лесе и дубах могут относиться как к месту её остановки, так и к ближайшим окрестностям:
«…и ту бяше тогда велик лес и многия дубравы …» Предлог «ту» означает «там», то есть там, где она остановилась, а не на месте Крома. Возможно значение «ту» -«тут», что не меняет смысл текста.
О том, было ли на Крому поселение или, скорее, небольшой городок местных жителей, текст нигде прямо не говорит. Пророчество Ольги гласит только, что «… на месте сем будет храм Пресвятыя Троицы, и град велик зело и славено будет…» И всё. Памятный крест, хранившийся затем в Троицком соборе, согласно преданию, мог быть поставлен на той точке, с которой связывалось видение трёх лучей, то есть на левом берегу на месте Оль-гинской часовни. Это место, однако, находится ближе к современной Пароменской церкви, а вовсе не на той точке напротив устья Псковы, которая может быть спроецирована сюда, исходя из текста.
В позднейшее время, согласно изображению на иконе Жиглевича, а также по другим источникам, на левом берегу Великой напротив устья Псковы находился Ильинский монастырь, известный по платёжной книге 1585 – 1587 годов и упразднённый в 1786 году. Возможно, он упоминается в 1468/1469 году. Располагался он на правом берегу оврага, по которому ещё по плану 1821 года протекал какой-то ручей, впадающий в Великую. Ныне ручей пересох и овраг частично засыпан и перерыт. Эта точка находится именно «на устий» -напротив устья Псковы. По текстам преданий, княгиня Ольга останавливалась где-то здесь. А вот видела лучи над Кромом и произносила пророчество, если верить преданию, она на другом месте – там, где стояла и стоит ныне Ольгинская часовня. Расстояние между этими двумя пунктами невелико – 500 метров, полверсты, так что идти по тропинке вдоль берега Великой здесь не более 15-20 минут.
В настоящее время место Ильинского монастыря
В дополнение к этой статье, советую прочитать: