На родине княгини Ольги: от Пскова до Устья

В брошюре 1868 года И.И. Василёв приводит какое-то предание о том, что блаженная княгиня Ольга оста­навливалась около Мирожского монастыря.
Но более известен пункт, который связывается пре­даниями с именем княгини Ольги, на набережной Вели­кой, там, где стоила старая Ольгинская часовня (Илл. 16, 17), а ныне на её месте поставлена новая. Здесь же, под часовней, из крутого известнякового берега выте­кал Ольгин ключ, источник, из которого верующие пили воду и мазали ею глаза для излечения. В 1858 году иеро­монах Иосиф (Баженов) писал об этом по свежим впе­чатлениям: «В настоящее время разные богомольцы, сте­кающиеся в Пскове из селений во время крестных ходов, непременно заходят к часовне Ольгиной – на Ольгин ключ, где пьют воду и мажут ею глаза. Эти некнижные простые души в таком поступке руководятся одною ве­рою, завещанною им исстари веков, что в этой воде скрыто целебное благословение св. Просветительницы Псковской страны …»
Часовня была известна в народе под именем «Ольга российская».
Надо отметить, что в середине XIX века место для
водоосвящения во Пскове находилось напротив Ольгин-ской часовни, так что крестный ход для этого шёл к реке через Власьевские ворота. И ещё одна традиция соблю­далась во Пскове: близ Олы инской часовни на колоколь­не Пороменской церкви ударяли в колокол прежде дру­гих церквей.
Сейчас рядом с местом старой Ольгиной часовни стоит новая, а Ольгин ключ течёт здесь из скалы и поны­не, но пить эту воду, или мазать ею глаза, по санитар­ным нормам, сейчас не рекомендуется. Лучше уж добрать­ся до Ольгиного ключа в Волженце.
По преданию, именно с того места, где сейчас сто­ит часовня, княгиня Ольга видела три солнечные луча над кромским холмом и именно здесь ею был поставлен деревянный крест. Здесь же она пророчествовала об ос­новании Троицкого собора и самого города Пскова. О том и другом событиях сообщается в двух известных ис­точниках: во-первых, в уже приводившейся выше «Кни­ге Степенной царского родословия», окончательно оформленной в XVI веке, а во-вторых в надписи на вос­становленном Ольгином кресте 1623 года. Приведу оба источника. Итак, Степенная книга: «И прииде блажен­ная Ольга близ реки, глаголемыя Велики*, и бывши ей на конец реки Псковы, и ту бяше. тогда велик лес и мно~ гия дубравы, и на том* месте св. Ольга чюдно и преслав-но видения виде: место оно пресветлыми лучами осие-ваемо бе, ако от трисиятельного света. Блаженная Оль­га бе радующися душею, удивляяся неизреченна! о света блистанию, благодать Богу воздая, яко таково обрадо-ванО; знамение предъявляйте ей на уверение хотящи быти благодати просвещения земли русстей, и пророчествуя глаголаше ко всему синклиту, иже бяше с нею: «Разум­но да будет вам, яко волею Божиею на сем месте цер­ковь имать быти во имя Пресв. Единосущ. и животв, и Неразд. Троицы Отца и Сына и св. Духа; еще же и град
зде велик будет, и славен, и изобилен.» И по глаголех сих довольно помолися на месте том, и крест постави, иже и до ныне есть крест той.»
Надпись на кресте: «Прииде блаженная Ольга близ реки, глаголемыя Псковы, и ста на устий тоя реки. Бяше бо тогда лес и дубие велие, и внезапу преславное видение виде, светлыми лучами осиеваемо место оное, пророче­ствуя глаголаше: на месте сем будет храм Пресвятыя Тро­ицы и град велик зело и славен будет, и потом на месте том постави пресвятой крест на поклонение православ­ным христианом.»
Надпись на подножии креста сообщает об утрате первоначального креста и о его возобновлении: «Божи-им изволением грех ради наших, в лето от сотворения мира 7017, от Рождества Спасителева миру 1509 бысть по­жар, весь град выгорел и святыя церкви и соборная цер­ковь Пресвятыя Троицы вся выгорела и поставление бла­говерной княгини Ольги дубовый крест и Домантова сте­на. Лета же от сотворения миру 7131, от Рождества же Спасителева 1623, при благоверном Государе и Великом князе Михаиле Феодоровиче всея России и при отце его, Святейшем патриархе Филарете написан сей Крест Хри­стов повелением архиепископа Иоакима на поклонение православным христианом.»
Известный исследователь псковской старины Н.И. Серебрянский, вслед за И.И. Василёвым, обратил вни­мание на странное обстоятельство: если верить надпи­си, то крест был возобновлён спустя 114 лет после по­жара – срок невероятно долгий. Поэтому он счёл более вероятным соотнести время утраты Ольгиного креста с известным псковским пожаром 1609 года, тогда как пожар 1509 года вообще не известен. Таким образом, с учётом этой корректуры, возобновление креста про­изошло спустя 14 лет после пожара, что вполне реаль­но. Серебрянский обратил внимание также на то обсто-
ятельство, что как в тексте Степенной книги, которая была окончательно оформлена уже после 1509 года, так и в проложном житии XVI века соответственно, при­сутствуют одинаковые упоминания: «…и крест поста-ви, иже и доныне есть крест той» и «… крест же той стоит и до сего дни в память святыя.» Таким образом, весьма вероятно, что первоначальный дубовый крест княгини Ольги до пожара 1609 года как реликвия хра­нился в Троицком соборе, напоминая псковичам о пер­вой русской святой. Если этот крест действительно был установлен некогда самой Ольгой, то это могло бы сви­детельствовать о непрерывности традиции почитания Святой Ольги от момента установления ею меморатив-ного креста в первой половине – середине X века до по­жара 1609 года. По поводу существования такой тра­диции во Пскове, необходимо также вспомнить свиде­тельство летописца, который в начале XII века отме­тил, что сани (вариант: сени) княгини Ольги в его вре­мя хранятся в этом городе.
Итак, по Степенной книге «… прииде блаженная Ольга близ реки, глаголемыя Великия, и бывши ей на конец реки Псковы, и ту бяше тогда велик лес и многия дубравы…», а по надписи на кресте «Прииде блаженная Ольга близ реки, глаголемыя Псковы, и ста на устий тоя реки. Бяше бо тогда лес и дубие велие…»
Относительно места остановки княгини, согласно этим текстам, псковские краеведы и историки раздели­лись на две части: одни считали, что Ольга остановилась где-то близ впадения Псковы в Великую на её правом берегу, а другие – и их большинство – считали, что она была на левом берегу – там, где до недавнего времени сто­ит Ольгина часовня и где верующие лечились водой из Ольгиного ключа. Из этих же текстов делался вывод, что города на месте Псковского Крома не было, и что там в это время произрастал лес.
Между тем, очевидно, что, как автор надписи на кресте, так и составитель Степенной книги, излагая предание, искали какой-нибудь топографический ори­ентир той географической точки, где путешествовавшая по этим местам княгиня остановилась для отдыха. Та­ким ориентиром оказалось устье Псковы. Оба текста специально уточняют: «… ста на устий тоя реки» и «…бывши ей на конец реки Псковы», из чего и исходи­ли некоторые авторы, обозначая это место на правом берегу Великой. Однако, предлог «на», который прин­ципиально значим в данном контексте, имеет в древне­русском языке 16 значений и ни одно из них повод для такой узкой локализации не даёт. Согласно «Словарю русского языка XI – XVII вв.», этот предлог примени­тельно к даной ситуации, употреблялся «При указании на пространство, область, место, в пределах которого что-л. находится или происходит», например, «На вос­точней стране … живуть люди…», то есть, место очень обширное. В другом же варианте этого значения пред­лог «на» применялся «При указании на место, вблизи от которого что-л. происходит», например, «Седоста Радим на Съжю…» Строго говоря, по приводимым выше текстам, ладья Ольги остановилась где-то на об­ширном пространстве в виду устья реки Псковы – на правом или левом берегу реки Великой. В этом отно­шении левый берег выглядит предпочтительнее. С ним связана традиция, ознаменованная почитаемым источ­ником и часовней над ним, отсюда хорошо виден весь холм Псковского Крома, над которым, по преданию, княгиня видела три солнечные луча – оптическое явле­ние редкое, но иногда здесь встречающееся.
Итак, по этой версии, княгиня Ольга могла остано­виться на левом берегу где-то напротив устья Псковы. Но тогда и сведения о лесе и дубах могут относиться как к месту её остановки, так и к ближайшим окрестностям:
«…и ту бяше тогда велик лес и многия дубравы …» Пред­лог «ту» означает «там», то есть там, где она останови­лась, а не на месте Крома. Возможно значение «ту» -«тут», что не меняет смысл текста.
О том, было ли на Крому поселение или, скорее, не­большой городок местных жителей, текст нигде прямо не говорит. Пророчество Ольги гласит только, что «… на месте сем будет храм Пресвятыя Троицы, и град велик зело и славено будет…» И всё. Памятный крест, хранив­шийся затем в Троицком соборе, согласно преданию, мог быть поставлен на той точке, с которой связывалось ви­дение трёх лучей, то есть на левом берегу на месте Оль-гинской часовни. Это место, однако, находится ближе к современной Пароменской церкви, а вовсе не на той точ­ке напротив устья Псковы, которая может быть спроеци­рована сюда, исходя из текста.
В позднейшее время, согласно изображению на иконе Жиглевича, а также по другим источникам, на левом берегу Великой напротив устья Псковы находил­ся Ильинский монастырь, известный по платёжной кни­ге 1585 – 1587 годов и упразднённый в 1786 году. Воз­можно, он упоминается в 1468/1469 году. Располагался он на правом берегу оврага, по которому ещё по плану 1821 года протекал какой-то ручей, впадающий в Ве­ликую. Ныне ручей пересох и овраг частично засыпан и перерыт. Эта точка находится именно «на устий» -напротив устья Псковы. По текстам преданий, княги­ня Ольга останавливалась где-то здесь. А вот видела лучи над Кромом и произносила пророчество, если ве­рить преданию, она на другом месте – там, где стояла и стоит ныне Ольгинская часовня. Расстояние между эти­ми двумя пунктами невелико – 500 метров, полверсты, так что идти по тропинке вдоль берега Великой здесь не более 15-20 минут.
В настоящее время место Ильинского монастыря

*******
Страницы: 1 2 3 4 5

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Что мы знаем о княгине Ольге?
  • Святая Равноапостольная Княгиня Ольга
  • Послесловие о жизни княгини Ольги