Что мы знаем о княгине Ольге?

Это реальная исто­рическая личность. Она жила в первой половине и середи­не X века. По церковной традиции точно известна дата её смерти – 11 июля 969 года (24 июля по новому стилю). Впер­вые она упоминается в летописи в 903 году в связи со сва­товством к ней – и в дальнейшем женитьбой – Великого киевского князя Игоря, сына Рюрика. По летописной вер­сии, в 903 году ей было 10 лет от роду. Церковная житий­ная версия даёт другую цифру – 20 лет. По сути дела, цер­ковными являются обе версии, поскольку летописец был монахом. По нормам того времени, 6-10 лет для сватов­ства и помолвки не были помехой. Поэтому предпочти­тельнее взять сведения из источника, стоящего ближе к со­бытиям, то есть, из летописи. Следовательно, Ольга ро­дилась в 893 году. Таким образом, она прожила довольно долгую для средневековья жизнь и умерла в возрасте око­ло 76_лет. Трудно сказать, сколько детей было у Ольги и Игоря и все ли они дожили до зрелого возраста. Трудность усугубляется тем, что при составлении летописи время княгини Ольги для летописца уже было историей и он был вынужден пользоваться как письменными источниками, жалуясь на то, что листы записей «весьма ветхи», так и преданиями, создавая некое совмещение разных источни­ков. При этом некоторые события, связанные с жизнью княгини Ольги, оказались как бы «спрессованными» – не­сколько событий сведены в одно, а другие, по-видимому, переставлены местами.
Определённо в летописи из детей Ольги и Игоря упо­минается Святослав – тот самый князь Святослав, извест­ный в летописи своими военными походами на Хазарию, Болгарию и Византию.
По одним источникам, Святослав родился в 920 году, по другим – в 927-м. Одной из загадок летописи является участие маленького Святослава в начинании боя в 946 году, когда он бросал копьё, которое смогло про­лететь только через уши коня и тут же упасть у коня в ногах. Все историки отмечают, что вряд ли у Ольги, ко­торой в это время было около 50 лет мог быть такой ма­ленький ребёнок – будущий князь Святослав. Тем более, что по другим источникам Святослав в это время – уже взрослый человек. Один из историков русской церкви, О.М. Рапов, предположил-даже, что у Ольги и Игоря могло быть два ребёнка по имени Святослав, один из ко­торых умер в раннем детстве, а’другой потом был назван по имени первого. По Иоакимовской летописи известно, что у Святослава был брат по имени Улеб, который кре­стился с Ольгой в Константинополе и который потом был убит на Дунае во время войны, когда в войске Святосла­ва начались гонения на христиан. Трудно сказать сейчас, был ли это родной брат Святослава, или сводный. Пото­му что по этой же летописи известно, что у князя Игоря, который был язычником, кроме Ольги были и другие жёны, а значит, и другие дети. Другое дело, что Ольга на­ходилась всегда на первом месте и в привилегированном положении. Возможно, что другие жёны Игоря, как это было принято в Скандинавии, именовались побочными.
Согласно поздним летописям, у Ольги был брат -Ян Плесковитин, киевский боярин и основатель города Углича, который вместе с ней побывал в Константино­поле и там крестился. Судя по всему, какие-то родствен» ники оставались у Ольги в Выбутах – на её легендарной исторической родине.
Княгиня Ольга вошла в анналы церкви, истории и народной памяти также тем, что она приняла крещение в Константинополе. Её имя в крещении – Елена. По лето­писи, это 955 год. Затем, по числам сентября, согласно византийскому описанию её приёма, историки установи­ли, что это 957 год. Относительно недавно выяснилось,
что сентябрьские даты поездки Ольги могут относиться также и к 946 году, когда ещё была жива маленькая прин­цесса, просватанная за наследника престола т Б(ерта-Цв-докия, умершая двумя годами позднее. Причём по ситуа­ции приёма в императорском дворце, стало ясно, что в 946 году она уже была христианкой..Поэтому снова встал вопрос: а когда же всё-таки крестилась княгиня Ольга? Ниже я попытаюсь дать свою версию ответа на эту ма­ленькую историческую загадку.
Псковичи считают, что их город основан княгиней Ольгой. В псковской краеведческой традиции известно три даты основания княгиней Ольгой Троицкого собо­ра, а соответственно, и города Пскова – 948, 957 и 963 годы. Как согласуются они с археологией и историей? Что было на мысу кромского холма до княгини Ольги? И ког­да могла быть основана ею первая церковь во имя Свя­той Троицы? Ответы на эти и многие другие вопросы со­держатся в этой книге.
Я предвижу, что многим покажется непривычным и странным постоянное упоминание, что Ольга – сканди­навка, что её отец и мать – «от рода Варяжского». Мно­голетнее идеологизирование и «борьба с норманизмом» в нашей стране долго искажали картину славяно-сканди­навских связей во времена Рюрика, Ольги, Владимира. Между прочим, знаменитый русский писатель и поэт XIX века А.К. Толстой предвидел это ещё в 1867 году, когда он написал в своём стихотворении «Змей Тугарин»:
И с честной поссоритесь вы стариной, И предкам великим на сором, Не слушая голоса крови родной, Вы скажете «Станем к варягам спиной, Лицом повернёмся к обдорам».
Обдоры – это Обдорский край в Сибири, символ все­го восточного.
Но вот опять пришло время повернуться и стать с варягами лицом к лицу. Исторические источники – упря­мая вещь. Если бы княгиня Ольга была из славян, тогда и исторические источники были бы другими, да и моя книга называлась бы как-нибудь иначе. Однако, родилась будущая Великая княгиня киевская здесь, на Псковской земле, и любому, кто захочет подумать на эту тему, ста­нет ясно, что с детства, как это обычно бывает в такой ситуации, она говорила одинаково свободно и без акцен­та на обоих языках – на скандинавском и на славянском. Причём тот скандинавский язык, на котором она гово­рила, тогда и назывался русским. А племенная группи­ровка Русь тогда – это вовсе не славяне. Откуда-то со сто­роны вместе с этой Русью пришли сюда её родители. И княгиня Ольга в исторических источниках – «Олга рус-каа». Естественно, возникает вопрос: а откуда всё это пошло? Вот с этого и начну.

*******

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Святая Равноапостольная Княгиня Ольга
  • Княгиня Ольга в зеркале письменных источников
  • Начало средневекового Пскова