Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию

да над врагом. Постоянно пребывая в обширных подольских степях, где они ведут непрерывную войну с крымскими татарами, казаки возят с собою в седельных вьюках все любимые съестные припасы, как-то: хлеб, солёную свинину и соль, смешанную с перцем. Каждый, кроме того, имеет при себе топор и трут, дабы в случае удачной охоты иа зверя, которого множество водится в посещаемых казаками безлюд­ных пустынях, иметь возможность тотчас развести огонь и сжарить добычу, приправив её солью и перцем» (цит. по: Стороженко В. А. Стефан Баторий и Днепровские казаки. Исследования, памятники, документы и заметки. Киев, 1904. С. 6). К этому следует добавить, что, как видно из приведённого выше фрагмента сочинения Р. Гёйден-штейна, перед походом на Псков казаки были вооружены огнестрель­ным оружием.
36  Фаренсбах Георг (1551 — 19. 05.1602),’ военачйльЯик-наём-ник. О нём см. примечания к дневнику Л. Дзяльгиского, с( 225^226.
37  По свидетельству Р. Гейдеиштейна, это был итальянец Доми-’ иик Родольфии Камерин (Гёйденштейн Р. Указ. соч. С. 141).
38  Невельская крепость была взята 29 сентября 1580 г.
39 Озерище было захвачено 12 октября 1580 г.
40  Подробное описание осады Заволочья содержится в дневнике Л. Дзялыиского.
41  Холм был захвачен отрядом Вацлава Жабки, по одним данным в конце декабря 1580, по другим — 10 февраля 1581. В плеи попали воевода князь Пётр Иванович Барятинский и его помощники.
42 Нападением на Старую Руссу руководил староста оршанский и воевода смоленский Филон Кмита. Как сообщает Р. Гёйденштейи, «Филон без труда разграбил этот город, устроенный более для пользы солеварен и торговых дел, расположенный на месте, отдалённом от границ, и не укрепленный никакими искусственными сооружениями» (Гёйденштейн Р. Указ. соч.  С. 172).
43 Григорий XIII (Уго Буонкампаньо) (1502—1585), римский папа (с 1572). Получил обширное духовное и юридическое образование, преподавал в Болонском университете, на кафедре канонического пра­ва. В 1562—1563, будучи кардиналом,, принимал участие в Триеито ком церковном соборе, определившем полный свод католических догматов. Был избран на папский престол при содействии кардина­ла А. Гранвеллы, известного непримиримостью к протестантизму и
жестокими расправами над кальвинистами в Нидерландах. Сам Г. вполне разделял убеждения Гранвеллы и даже устроил торжествен­ную мессу по поводу избиения французских гугенотов во время Варфо­ломеевской ночи (1572). Он также поддержал создание во Франции Католической лиги (1585), активно содействовал испанскому королю Филиппу II в большинстве политических инициатив, направленных против протестантских стран, поощрял деятельность иезуитов. По от­ношению к Руси неоднократно предпринимал попытки распростра­нения католицизма, мечтал о слиянии католической и православной церквей. Увлекался астрономией, ввёл Григорианский календарь вза­мен существовавшего ранее Юлианского. О его отношениях с Иваном IV см.: Воробьёв Г. А. Царь Иван IV и папа Григорий XIII // Рус­ская старииа. Т. 81. № 5. 1894. С. 52-75.
44  Шевригин Леонтий (Истома), боярский сын. Был посланцем от Ивана IV к императору Рудольфу II и папе Григорию XIII. Вые­хал из Москвы в сентябре 1580. 15.02.1581 имел аудиенцию у Вене­цианского дожа, в конце февраля добрался до Рима, где был принят папой. 15.07.1581 прибыл в Старицу к Ивану IV в сопровождении иезуита А. Поссевино. Составил о своей поездке «Статейный спи­сок», содержавший множество интересных сведений о Италии и по­литике папства. При заключении мира между Иваном IV и С. Бато-рием (1581—1582) выполнял обязанности гонца. О Ш. см.: Казакова Н. А. Западная Европа в Русской письменности XV—XVI вв. Л., 1980. С. 192-195; Лихачёв Н. П. Антоний Поссевин и Истома Шевригин. М., 1900; Шаркова И. С. Россия и Италия: торговые отношения XV — первой четверти XVIII в. Л., 1981. С. 25—27.
45 Поплер Фёдор (Вильгельм), выходец из Ливонии, переводчик в посольстве Л. Шевригииа. На обратном пути из Италии, в Карин-тии (в г. Филлахе), во время ссоры убил второго переводчика, милан­ского купца Ф. Паллавичиио.
46  Поссевино Антонио (1534 — 26.02.1611), иезуит, дипломат, автор трактатов «Московия» и «Ливония». Родился в Мантуе в семье ювелира. Получил в Риме духовное образование, после чего стал сек­ретарём кардинала Гонзага. В 1559 вступил в орден иезуитов, в 1560 был направлен в Савойю для борьбы со сторонниками реформации и добился от герцога Эммануила Фелиберта жестокой расправы с ними. В 1565 основал и возглавил коллегию иезуитов в Авиньоне. В
1568 издал книгу «Христианский воин» («Miles Christianus»), в ко­торой доказывал, что всякий сражающийся с «еретиками» солдат — герой, а жалость к протестантам является преступлением. С 1572 по 1578 исполнял обязанности секретаря при генерале Ордена. В 1578 был направлен папой Григорием XIII в Швецию, где сумел склонить короля Юхана III к католицизму. В 1579 провёл в Вильно диспут с известным кальвинистом А. Волланом и выпустил книгу, направлен­ную против лютеранина Давида Хитрея. С 1580 находился в Риме, где встретился с посольством Л. Шевригина. 27.03.1581 П. совмест­но с русским посольством выехал в Москву. По пути он знакомился с положением дел в Австрии, Штирии, Богемии, Речи Посполитой и регулярно отсылал римскому папе донесения. В июне 1581 встретился в Вильно со С. Баторием и добился от него разрешения стать посред­ником в переговорах с Иваном IV. Участвовал в подготовке и заключе­нии Ям-Запольского перемирия, одновременно пытался вести с рус­ским царём разговоры о вере, от которых тот всячески уклонялся. В 1582 вместе с посольством Я. Молявинова вернулся в Рим, а затем снова отправился в Польшу и оставался там, с некоторыми перерыва­ми, до 1586. В конце 1582 — 1583 закончил работу над трактатами «Московия», «Ливония» и «Трансильвания». Активно контактиро­вал с князем К. Острожским, которого убеждал в необходимости объе­динения православной и католической церквей.
В1587 П. был назначен ректором Падуанской академии, но, даже уехав в Италию, не утратил интереса к русским делам и не отказался от планов распространения на Руси католичества. В 1605, узнав о походе самозванца Лжедмитрия I на Москву, выпустил, под псевдо­нимом Барецдо Барецци, книгу «Повествование о чудесном завоева­нии отцовской власти яснейшим юношей Дмитрием». Скончался в Ферраре. Его сочинения см.: Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983.
О нём: Лихачёв Н. П. Дело о приезде Поссевина. СПб., 1903; Пирлинг П. Россия и папский престол. Т. 1. СПб., 1912.
47 Официально герцогом Прусским в то время являлся 28-летний Альбрехт-Фридрих, но, так как он был признан душевнобольным, реальная власть с 1577 находилась в руках регента маркграфа Анс-пахского Георга-Фридриха (1539—1601). Важно иметь в виду, что
регентство он получил по воле С. Батория, так как Пруссня в то время являлась вассалом Речи Посполитой.
48  Курфюрст Саксонский — Август (1526—1586), сын курфюр­ста Генриха Благочестивого и его супруги Екатерины Мекленбургс-кой. Получил воспитание при дворе императора Фердинанда I, в Пра­ге, где подружился с его сыном Максимилианом (будущим императо­ром Максимилианом II). Занимал престол с .1551. Являлся чрезвы­чайно энергичным политиком и активно расширял территорию своего государства, пользуясь при этом довольно коварными методами. Ин­тересовался алхимией, астрономией и некоторыми другими науками, основал Дрезденскую библиотеку. Состоял в браке (с 1548) с доче­рью датского короля Христиана III, Анной.
49  Курфюрст Бранденбургскнй — Иоанн-Георг (1525—1598). Сын и преемник курфюрста Иоахима II Фридриха. Занимал престол с 1571. Присоединил к Бранденбургу земли своего покойного дяди Иоанна Кюстрннского, считался наследником Прусских земель (это право в 1569 получил его отец). Немецкий историк Оскар Егер писал об И.-Г.: «Это был человек ограниченного ума н такого же ограничен­ного политического знания. Ревностный протестант, довольный уже тем, что лютеранское учение прямо противопоставлялось кальвинист­скому. Он был верен политике Гогенцоллернов и держался поближе к «достославному австрийскому дому» (Егер О. Всемирная история в четырёх томах. Т. 3. СПб.-М., 1999. С. 293).
50 Держек (Дзержек) Кшнштоф, герба «Нечуя» (ум. ок. 1620), польский дипломат, переводчик с восточных языков. Происходил из подлясской шляхетской семьн среднего достатка. В 1569 или 1570 был послан в Турцию с целью изучения восточных языков, причём все необходимые затраты взял на себя король Снгизмунд II Август. В Константинополе поступил на службу в канцелярию султана, где пользовался покровительством перешедшего в ислам поляка Ибра­гим-бега Страша н придворного писаря Селихтара Аки бен Сннана. Д. провёл в Турции около 7 лет, в течение которых не только изучил турецкий н арабский языки, ио и постоянно информировал своё прави­тельство о намерениях Порты. На родину вернулся в царствование С. Батория (в каком году, точно не установлено). В 1577, 1578, 1581, 1583, 1584 и 1591 выполнял обязанности посла в Турции, в 1580 и 1581 обеспечивал обмен корреспонденцией между С. Баторнем и Ива-
иом IV. В отличие от обычных переводчиков из литовских татар Д. хорошо владел языком официальных турецких документов, а также арабским и персидским языками. Кроме дипломатической службы, он много работал в королевских архивах, переводил на польский мно­гочисленные указы, послания и фирманы султанов. Благодаря службе при королевском дворе Д. нажил большое состояние и слыл очень бо­гатым, ио чрезвычайно скупым человеком. Его имения находились в Малой и Великой Польше, Литве, Ливонии, на Червонной Руси.
51 В этой грамоте Иван IV заявлял о своих правах на Ливонию и особенно укорял Стефана Батория за нападение на Заволочье и за сожжение Сокола калёными ядрами. Среди прочего царь даже обви­нял воинов короля в глумлении над трупами: «…Твои люди собацким обычаем делали, выбирая воевод и детей боярских лутчих мертвых, да у них бруха взрезывали, да сало и жолчь выймали, как бы волховским обычаем» (Цит. по: Гейденштейн Р. Указ. соч.  С. 33).

*******
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Летом — осенью 1580 г.
  • Комментарии
  • Дневник осады Пскова Стефаном Баторием