ПРАВДИВЫЕ СКАЗАНИЯ ОТЦА ИОАННА

В драме Пушкина «Борис Годунов» монах Пимен пишет «земли родной минувшую судьбу» с надеждой, что когда — нибудь потомки пере — пишут его «правдивые сказания». Летопись родных мест двух наших великих земляков патриарха Тихона и композитора Модеста Мусоргского вели многие священнослужители. В архиве хранится тетрадь, в которой изложена история этого края, быт, нравы, взаимоотношения прихожан, тра — дицни и обряды крестьян, их отношение к церкви и к священнослужите­лям. Можно сказать, что это — социологический портрет русской деревни в псковской глубннке на рубеже двадцатого столетия. Эта тетрадь назы — вается «Сведения об Одигитриевской церкви погоста Пашивкина Торо — пецкого уезда Псковской епархии»; указана дата ее написания — 2 мая 1890 года, стоит подпись автора — «Священник Иоанн Беллавин». К со­жалению, в архиве не сохранились клировые ведомости за этот год. В То — ропецком уезде в этот период значились еще два Иоанна Беллавина: род — ной брат патриарха Иван Иванович и двоюродный — Иван Григорьевич. Других двойных тезок из числа однофамильцев или дальних родственников патриарха в документах встретить не довелось, но кто бы ни был автор «сведений», его правдивые сказания представляют большой интерес как документальное свидетельство о минувшей жизни.
СВЕДЕНИЯ
об Одигитриввской церкви погоста Пашивкина, Торопецкого уезда, Псковской епархии.
I. Местность, занимаемая церковью и ея приходом.
Церковь находится на возвышенной открытой местности близ озера Жисцо; (замечательных гор, холмов и т.п. и названий их не имеется. Исторических или чем—либо замечательных мест, как—то: городков, могил, курганов и пр. как при самой церкви, так и в приходе ее не имеется, а равно и о кладах, где—либо открьшаемых и находи­мых, записей не имеется и преданий не сохранилось). Как сказано выше, церковь находится близ озера Жисцо, которое, по народной молве, имеет в окружности около 40 верст, но точных и определен­ных сведений или записей о нем не сохранилось; озеро это берет свое начало или образуется из многих рек, впадающих в него, как—то в него впадают речки: Кудесница, Доляна, Узмень, Весетца и другие, и из него вытекает речка Жижец, от которой получило свое назва­ние это озеро, и протекает она мимо селений Прилукарь, Торопец, и впадает она в речку Двину. В нескольких саженях от берега, прилега­ющего к церкви, на названном озере имеется два острова общего владения причта оной церкви с помещиком Чириковым под названи­ем «Серебрянник» и «Кромошный», на первом имеется пашня и по­кос, а на втором только покосы. Название первого острова, по пре­данию, произошло от того, что на нем в старину находили серебря­ные деньги разного достоинства, а название второго есть искажен­ное Жисцового «Окромец», т.е. окромя или кроме сего острова име­ются на сем озере еще острова. О величине того и другого острова пишется в клировых ведомостях сей церкви. В приходе же замеча­тельных озер и рек нет; при иных деревнях имеются небольшие глу—
хие озерки или ручьи без названий, а при других колодцы тоже без названий. Берег озера Жисцо, прилегающий к погосту, песчаный; вкус воды — пресный, а свойства ее — известковая, рыба в нем разной величины и названий, а именно: лещ, судак, щука, окунь, платица, ерш, уклея, шарашпрь (род судака), налим, линь. По речкам же в при­ходе имеется: платица, язь, щука и уклея, а по глухим озеркам почти и не занимаются рыбной ловлею, а потому и неизвестно, какая име­ется в них рыба. Название погоста, вероятно, произошло от слова «пашня», хотя записей каких—либо и преданий о нем не сохранилось; название же сел и деревень произошло или по месту, занимаемому ими, или — от имени первого жильца, поселившегося в нем, от кото­рого впоследствии по разделе семьи стала расстраиваться деревня, так, напр., название села при погосте «Богородицкое» произошло от имени церкви, построенной в честь Богородицы «Одигшприия, или, напр., название деревни «Раонь» есть искаженное «Ровень», по ров­ному месторасположению, занимаемому ею; название деревни «Заго­рье» произошло от того, что она находится за горою, и т.д.; или название деревни «Корнилово» произошло потому, что первым жиль­цом в ней был крестьянин, по имени Корнилий; точно также про­изошло название и других деревень, как: Мишино, Михалково, Васих— ново, Левково и др.; о названиях некоторых деревень в приходе, в наименовании записей и преданий о них трудно дать какое—либо объяснение, так, напр., названия деревень Татырино, Бычков, Парна и др.
II. Храмы и часовни.
Чудотворных и местно чтимых икон или крестов при оном хра­ме не имеется; при храме имеются четыре сосуда, из коих один не­служебный — оловянный, а остальные серебряные, и два из них внут—
ри вызолоченные. Каких—либо древних предметов при храме не име­ется, за исключением без употребления находящихся одной пары лубяных венцов, обтянутых толстою холстиною, выкрашенною жел­тою краскою, и имеющих круглый вид, без покрытия сверху и без крестов, на одном венце изображение Спасителя, справа Божей Ма­тери, а слева Св. Иоанна Предтечи, на остальных сторонах трех ангелов, на другой изображение Божей Матери с Предвечным Мла­денцем, а по сторонам четыре ангела. Других каких—либо древних предметов, св. икон или одежд Св. Престола и жертвенника, а так­же священнических или диаконских облачений не имеется, так как они, по всей вероятности, за ветхостью были уничтожены. Колоко­лов при храме пять, но на них ни весу не обозначено, ни надписей каких—либо не имеется. При оном храме, кроме богослужебных книг, имеются следующие: а). 2 экземп. «Сборник поучений, изданных Св. Правительств. Синодом на разные праздники и случаи» при Импе­ратрице Екатерине Алексеевне 1776 г., б). 2 экземп. «Поучительные слова Св. Григория Богослова, раздвоенная на две части на разные случаи», 1798 г., в). 4 зкземп. «Сборник поучений, изданных Св. Сино­дом на каждый день месяца», 1795 г., г). 4 экземп. «Православное уче­нье, или сокращенная Христианская Богословия о главнейших спаси­тельных догматах веры нашей и о заповедях Божих десятословие заключенных Митрополита Московского и Калужского Платона», 1791 г., д). 2 экземп. «Свидетельства об истинной православной церкви и ее Таинствах, взятая из Св. Писания, Кормчей книги и из Св. Отцов Игнатия Богоносца, Дионисия Ареопагита, Иоанна Златоуста и др.», 1795 г. При оном храме имеются жития некоторых святых со служ­бами; так напр., Преподобных Никандра Псковского, Саввы Крыпец— кого, Нила Столбенского и др. В 1853 году получались «Псковские Губернские Ведомости»; в 1886 году вьтисывался для всего благочин— нического округа на церковные деньги «Церковный вестник», а в на—
стоящее время на церковные же деньга выписываются для причта «Церковные ведомости». Других каких—либо периодических изданий для чтения и руководства не имеется. Копии с метрических книг имеются с 1789 г., кроме 1880, 1881, 1882 и 1883 гг., так как это время оная церковь была соединена с Троицкой самостоятельного церков­ного погоста Платична, Торопец. уезда. Точно так же и Исповедные списки имеются с 1789 г., кроме таких же годов, за которые не име­ются метрич., и по той же причине, так как в то время книги озна­ченных церквей писались вместе. Обычные книги имеются с 1802 года, приход—расходныя с 1809 — 1877 гг. и с 1884 — 889 гг., Клировые ведомости имеются в следующие только годы: 1871, 1873, 1875, 1883, 1884, 1885, 1886, 1887, 1888, 1889 гг., почему их не имеется за прошлые годы, а равно почему и в последующие имеются за некоторые годы пропуски, мной, как поступившему в означенной церкви священни­ком в месяце декабре 1883 года, неизвестно.
Самая древняя, по ветхости неупотребляемая, богослужебная книга:
1)  это служебник при Великом Князе Федоре Алексеевиче, 1606 г.,
2) экз. Триоди Цветной, одна при Государях и Великих князьях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче, 1692 г., а другая при Императрице Анне Иоанновне, 1732 г., 1-е Евангелие, 1774 г., 2-е, 1779 г., 3-е Еван­гелие, 1753 г., а остальныя два – более позднейшего времени, 4) Апо­стол, 1753 года, 5) Триод постная, 1748 г., 6) Минеи, 1724 г., 7) Октоих, 1818 г., 8} Библия, 1819 г. Остальные богослужебные книги или совре­меннее означенных, или более позднейшего издания, как Часослов, Типикон…
При храме имеются два антиминса — один в настоящей холодной освящен высокопреосвященнейшим Евгением, Архиепископом Псковс­ким, Лифляндским и Курляндским 1817 г. августа 5 дня, а другой — в придельной, теплой — освящен высокопреосвященнейшим Феогностом, Архиепископом Псковским и Порховским 1867 г. июля 2 дня.
Так как клировые ведомости сохранились только за некоторые годы, то о бывших священниках при сем храме нельзя иметь полных и подробных сведений; из Исповедных Росписей в 1789 году (так как он именуется с сего года) видно, что священником при оной церкви был Иван Федоров, без фамилии, умерший в 1795 году; за 1795 год значится священником при сей церкви бывший раньше принят дьяч­ком Матфей Логинов, тоже без фамилии; с 1807 года он назначает­ся Благочинным и проходит оную должность до своей смерти, т.е. 1839 года; где получил образование тот и другой из них, неизвест­но. В 1840 году к оной церкви определен Епархиальным Начальством священником окончивший курс в Псковской Духовной Семинарии в 2 разряде дьяческий сын Симеон Суворов, который с 1842 — 1867 гг. проходил должность депутата. В 1863 году он, Суворов, по пред­ставлении статистики собранием Псковского Губернского Стати­стического Комитета, удостоен звания действительного члена и утвержден в нем дипломом, установленным положением Комите­та. Впоследствии по тому же предмету занимает место в Торо— пецком Уездном Собрании. С 1876 года по 1883—й включительно оная церковь была присоединена к Троицкой церкви погоста Платична; а в означенном по определению Св. Синода выставлена самостоя­тельной.

*******
Страницы: 1 2 3

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • «ПРОЗВАНИЕМ БЕЛЛАВИН…»
  • РОДОВОЕ ГНЕЗДО БОРКИ
  • ПОИСКИ СОКРОВИЩ ПАТРИАРХА