ПОИСКИ СОКРОВИЩ ПАТРИАРХА

В конце 1913 года архиепископ Тихон после служения в Аме­рике и Ярославле был переведен в Литовскую епархию. В Вильно находи­лись православные святыни — собор и древний Свято — Духов монастырь с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия В публикациях о патриархе Тихоне указывается, что эти мощи он переправил в Москву, чтобы спасти от немцев. Но такое утверждение вызывает сомнение.
В великолукском архиве хранится «Дело о конфискации имущества Троице — Сергиева монастыря», на 70 листах, которое начато в ноябре 1918 года, а окончено в мае 1923 года. Суть его заключается в том, что Псковский губисполком по запросу Центральной избирательной комиссии требовал от великолукских властей установить, находится ли в указанном монастыре виленское церковное имущество В Великих Луках была создана комиссия, в составе агентов угрозыска С. Ефимова и Г. Гормулинского, настоятеля монастыря о. Феодосия, казначея Тихона, ризничего Сергия, а также кон­ных дружинников. В начале февраля 1919 года члены комиссии произвели обыск и составили акт, в котором указали- найдены «нагроможденные ящики с имуществом из г. Вильно. Вскрыть и пересчитать, и описать имущество ввиду их большого количества и тяжеловесности не представилось воз­можности…»
Началась переписка губернских властей с великолукскими уездными, которая длилась больше года. В 1920 году комиссия при более тщательной проверке обнаружила внутри старой церкви «дверь замкнутую и запеча­танную». Когда дверь открыли, оказалось, что в церкви хранится, как запи­сано в акте, «негласно, без ведома советской власти, имущество, присланное еще в 1914 году, владелец которого еще и ныне фактически не явился, и неизвестно кто он…»
Члены комиссии составили акт, в котором подробно описали все иму­щество: церковные сосуды и утварь, облачение, иконы, домашние вещи, ме­бель, книги… Всего более трехсот предметов. В этом акте есть особо важная запись: «На некоторых альбомах и портретах есть надписи, что они адре­сованы архиепископу Тихону (ныне патриарх), в числе икон есть одна с над—
писью на его имя от Союза русского народа, один ящик домашней переписки с начала 1904 года. Направление переписки вредное для трудового класса». Это документальное свидетельство дает право предположить, что вла — дельцем указанного имущества был святитель Тихон, тем более что в описи значатся праздничные архиерейские митры и облачение. Но почему же виленские сокровища и архив патриарха оказались в Великих Луках? В этом городе жили дальние родственники, сослуживцы, друзья патриарха, и в их числе настоятель Троице — Сергиева монастыря игумен Аркадий. Он сохранил письма святителя Тихона, часть их приведена выше. В архиве хранится список сотрудников великолукского «политбюро»: Матисон, Ла­цис, Цаунас, Ян Фронт, Аболинь, Воронецкий, Бейтин, Бубевич, Климович, Ва­силевский, Николай Аухтун, Колнынь, Прикул, Озол, Страпинь, Пелекайс, Эльза
Фронт, Околович, Августа Аухтун, Пичур Только четверо имеют русские фамилии Рюмин, Поляков, Васильев, Козлов Естественно, что этому ин­тернациональному «руководству» были чужды убеждения патриарха Ти­хона, которые он открыто высказал в послании Совету Народных Комис­саров 13 (26) октября 1918 года «Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обеща­ния7 »
А какова же судьба имущества, привезенного из Вильно? Великолукские власти старались оставить все в городе и поделить драгоценности — золото, серебро, камни — казначейству финотдела, вещи, имеющие бытовой значе­ние, — «для одежды детям и служащим советских организаций», книги, аль­бомы, личную переписку патриарха — отделу народного образования
Пока велась переписка, имущество начало исчезать, и прихожане мона —
стырской церкви обратились в псковский губком с просьбой передать на хранение общины церковную утварь. Удивительный факт в деле имеется заявление казначея монастыря иеромонаха Тихона на имя начальника ве — ликолукского угрозыска о выдаче оружия «для охраны имущества из Виль— ны…я На бумаге резолюция: «отказать». Представляют интерес и строки из письма прихожан: «Община состоит исключительно из крестьян дерев­ни Сергиева Слобода, потому надеемся, что наша просьба не останется без внимания со стороны рабоче-крестьянской власти   ».
В ответ на это великолукская «рабоче-крестьянская» власть обрати­лась в Псков с требованием закрыть «два вертепа по ослеплению трудового, лишенного культуры прежде существующим монархическокабальным стро­ем народа…» «Вертепы» — это мужской и женский монастыри, которые в
Великих Луках с 16 века были оплотом просвещения, духовности, защиты отечества от нашествия врагов Кстати, когда в 1914 году началась мировая война, православные монастыри, в том числе два великолукских — мужской и женский, — а также Святогорский, у стен которого похоронен Пушкин, од­ними из первых откликнулись на беду и приютили беженцев из прифрон­товых губерний, а также раненых офицеров, солдат. Показательно, что «вер — тепами» обозвали великолукские монастыри те же интернационалисты, — на документах подписи- Унт, Капуст, Плутес, Продник .. Кстати, великолукс­кие власти сами проявили инициативу по закрытию «вертепов», а вскоре началось уже санкционированное из Москвы ограбление церквей и мона­стырей В губернии и уезды приходили телеграммы с припиской: «совер­шенно секретно». Вот выписка из дела, которое хранится в великолукском архиве «Всем начальникам милиции, ввиду предстоящего изъятия драгоцен—
ностей из церкви, следует помнить, что это послужит поводом сопротив­ления несознательных масс… требуется проявить к кому следует репрес­сивные меры».
? Великолукский Троице — Сергиев монастырь был закрыт, монахи высе — лены. В актах при проверках имущества из Вильно в 1922 — 23 годах указа­но: «Исчезли 20 стихарей, 23 покрывала, 5 поясов, 1 митра… в церкви, где хранятся вещи, полнейший хаос и беспорядок, на полу много мусора, бумаги (может быть письма святителя Тихона? — Н. Н.), пустых ящиков… митры с оборванными изображениями и камнями… лампады, паникадила без цепо­чек…»
Эти строки подтверждают документальные свидетельства, воспо — минания старожилов о том, что при изъятии церковного имущества члены комиссии сами разворовывали драгоценности. Те, кто пытался сохра —
нить, защитить реликвии, собранные веками, именовались «врагами со­ветской власти всех мастей и оттенков» и подвергались репрессиям «Красное колесо», по определению А. И Солженицина, покатилось по России, и под него попадали люди всех сословий, в том числе и кресть­яне. Когда в Великолукском уезде жители нескольких деревень вос­противились насилию большевиков, для их усмирения прибыли из Пскова «красноармейцы 4—го Псковского полка с пулеметами во главе с членом ЧК Берзинем…»
А куда же делось церковное имущество из Вильно и бесценное на­следие патриарха Тихона: письма, альбомы, фотографии, книги? Тайну ис­чезнувших сокровищ открывает официальная переписка между Москвой, Псковом и Великими Луками под грифом «весьма срочно», «совершенно
секретно» В псковский губисполком обратилась «делегация эвакуацион­ной комиссии СССР и Польши» с просьбой навести срочную справку, име­ется ли в Великих Луках гробница святых Виленских мучеников, эвакуиро — ваниая в 1915 году Примечательно, что запросы в великолукский уиспол— ком и ответ на них в Псков, а затем в Москву отправлялись без бюрократи­ческих проволочек Видимо, из —за того, что польское правительство тре­бовало возвратить «на основании пункта 9 —го, статьи 11 — й Рижского до­говора» гробницу Виленских мучеников Из этой переписки выяснилось, что она действительно находилась в Великих Луках, как указано, «в складе общего отдела уисполкома, принятая по акту № 322 от 1923 года из мона­стыря под названием «рака мощей», состоявшая из 4 досок, обитая белым неизвестным металлом с бронзовыми украшениями (с надписью мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских).. » Но куда и когда была
отправлена рака мощей из Великих Лук? В газете «Труд» за 11 сентября 1997 года в статье Юрия Строганова «Обитель Святого духа» указывается, что мощи в 1915 году были переправлены в Москву, а в «1946—м мощи окончательно вернули в Свято—Духов монастырь » Возникает вопрос, по­чему мощи не были отправлены в Вильно в 1924 году, и где они находились до 1946 года ?

*******

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • «… МИР БОЖИЙ ЛЮДЯМ ИСПРОСИ»
  • Патриарх Тихон
  • ТОРОПЕЦ – ГОРОД ДЕТСТВА