ПРАВДИВЫЕ СКАЗАНИЯ ОТЦА ИОАННА

сят ей кусок хлеба, посыпанный солью, для того будто бы, что от этою с их легкой руки родившая скорее оправится от своей болезни. При самом крещении, т.е. после совершения оного, устраивается родителями обед для восприемников, и неизвестно почему за этим обедом необходима должна быть гречневая каша; в это время вос­приемники кладут деньги, как они выражаются, на кашу, деньги эти поступают в пользу родильницы; затем кумовые через несколько вре­мени дарят друг другу: кума дарит куму шарф, ситец на рубашку, а последний в свою очередь — платок, ситец для платья.
Более же всего среди крестьян существует разных обычаев при свадьбах:
прежде всего, когда родители или родственники жениха высва­тают невесту, они в тот же день, смотря по своему состоянию и запросу родителей невесты (причем дело обходится не без торга), дают от 3 — 10 рублей денег, это у них называется выводят, т.е. этими деньгами они выводят или выкупают себе невесту. Далее, спустя несколько дней после сего, отец жениха с одним или двумя близкими родственниками отправляются к родителям невесты, по их выражению, бить поручь, — зто состоит в том, что, приехав в дом невесты, зажигается свеча или лампадка пред образами, и те и другие родители молятся Богу о счастливой и благополучной жизни новобрачных, родители невесты угощают их обедом, пивом и вод­кою. В это время отец жениха отдает назначенные при сватовстве выводные деньги и переговаривает о свадебном дне, расходах, веде­нии хозяйства в том и другом доме и т.п. Потом, когда жених со своими поезжанами отправляется за невестою к венцу, то из поез­жан выбирается один человек, называемый дружком, который едет впереди поезды, распоряжается, так сказать, всею свадебною про— цессиею, причем, приехав в дом невесты, между дружком жениха и дружком невесты происходят равно нелепые переговоры, т.е. дру—
жок невесты задает разные вопросы дружку жениха, на которые последний должен отвечать; при этом двери в сени и избу закла­дываются, и вся поезда в это время находится на улице до тех пор, пока окончатся переговоры между дружками. В избе все подружки невесты, или подбоярки, накрывают голову и лицо платками, и жених, войдя в избу, сразу должен узнать свою невесту, в противном случае он дает за это несколько денег, поступающих в пользу невесты; точно так же он выкупает себе место за столом, чтобы сидеть рядом с невестою, притом нужно заметить, что молодые, сидя в это время за столом, ничего не едят до венчания, а обедает только по­езда. В это время жениху с невестою и поезжанами, как и после венчания, поют свадебные песни, а они за это платят им деньги, которые после делятся между поющими. В более зажиточных се­мействах накануне венчания устраиваются в доме невесты вече— рины, на которых невеста садится за столом посередине, а по бокам ее подружки, поющие песни, за которыми они угощаются разными фруктами, покупаемыми и приносимыми женихом. При самом вен­чании особенных обычаев не замечается; обряд накрывать голову с лицом платком стал выходить из употребления; после венчания и взаимных поздравлений так называемая большая сваха чешет го­лову невесты, надевает на нее так называемый повойник, после чего жених с невестою закусывают, причем, неизвестно почему, на этой закуске необходимо должно быть вареное куриное яйцо, которое сва­хою разрезается пополам — жениху и невесте. На другой день после венчания невеста дарит родственникам жениха: одному дарит ки­сет, т.е. мешочек для табака, другому перчатки, кому пояс, иному платок, другой повойник и т.п. Ни один праздник не проводится так разгульно, как свадьба. В этот же день новобрачные, родители жениха и близкие его родственники отправляются в дом невесты, как они говорят, на отводы; при этом не бывает никаких обрядов,
кроме угощения. В свою очередь, и родителей невесты после сего приглашают для угощения же в дом жениха.
Немного обычаев существует среди крестьян сего прихода при погребении и поминках: вымыть умершего и одеть его в чистые одеж­ды; если стоит теплое время, умершего выносят в нежилую избу или амбар, а если холодное, то кладут его на стол или доски в переднем углу перед образами, нередко приглашают чтеца для чтения псал­тыря по усопшему, потом к переднему углу из улицы иди из передне­го окна избы вывешивают лоскут чистой холстины или полотенце, которые в таком виде висят до третьего, а иногда и девятого дня со смерти усопшего. По повериям одних, это делается для того, что будто бы душа умершего, летая в прежнее свое жилище, утирается об это полотенце или лоскут, а по объяснению других, делается это для того, чтобы дорога умершему на тот свет была так чиста и гладка, как эти вещи. Когда несут тело умершего в церковь для по­гребения и священник идет перед телом, то на всех тех местах, где дорога расходится в разные стороны, на всех перекрестках ее, не­пременно служатся литии по этому убеждению, что покойник при жизни ходил по этим дорогам. Конечно, при погребении не обходит­ся без плача и особенных при сем причитаний со стороны родствен­ников умершего. Обычай отправлять тризну или поминки на могиле умершего вышел из употребления в нашей местности. При помино­вении умершего бывают очень довольны причтами, если последний во время обеда поет заупокойные стихиры; иногда в сороковой день со дня смерти покойника служат заупокойные литургии.
В прошлое старинное время во множестве существовавшие сре­ди крестьян предрассудки и суеверия в последнее время с проникно­вением в их среду образования, учреждения школ при селах и погос­тах стали заметно редеть, уменьшаться и сглаживаться. В насто­ящее время среди многих крестьян можно встретить таких, кото—
рые придают силу и значение снам, особенно если они видят та­ковые на праздники, воскресные дни и под среду и пяток; по их мнению, такие сны непременно исполнятся, если не вдруг, то даже через год, два и три года. Далее, среди них нередко встречаются такие, которые дают значение встречам на дорогах, гаданиям, сча­стливым и несчастливым дням; вера в судьбу; нередко крестьяне обращаются к сведущим и будто бы помогающим им в разных случаях. Например, при болезни скота или при болезни кого—либо в семействе, к разным наговорщикам соли и воды, которыми опрыс­киваются больные или принимаются оные внутрь. Более же гру­бых суеверий и предрассудков, например, вера в колдовство и кол­дунов и др., не встречается.
Как видно из церковных документов, умерших крестьян в летах ста или свыше не встречалось раньше, и равно в настоящее время в сем приходе не имеется таких лиц, а равно, как сказано прежде, сделавших большие пожертвования в церковь и замечательных осо­бенными благотворениями тоже не имеется. Церковного попечитель­ства и других благотворительных учреждений раньше не существо­вало и в настоящее время не имеется.
Одигитриевской церкви погоста Пашивкина, Торопецкого уезда священник Иоанн Беллавин.

*******
Страницы: 1 2 3

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • «ПРОЗВАНИЕМ БЕЛЛАВИН…»
  • РОДОВОЕ ГНЕЗДО БОРКИ
  • ПОИСКИ СОКРОВИЩ ПАТРИАРХА