НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Около трех десятилетий назад на страницах газеты «По ленинскому пути» (старое название «Островских вестей») прошла серия публикаций А. Экка. Их автор, архитектор по профессии, немало потрудился на ниве островского краеведния и внес в него неоценимый вклад, он оставил уникальные материалы, которые в той или иной степени вошли во все последующие разработки по истории Острова. Сегодня никто уже не ворошит подшивки многолетней дав­ности, а пожелтевшие от времени вырезки из газет со статьями Альберта Экка хранятся разве что в краеведческом музее да у кого-либо из горожан. А потому предлагаемая публикация стнет для многих маленьким открытием.
А Экк, архитектор
Островские керамиды
Едва ли не самой главной достопримечательно­стью древнего Острова являются знаменитые керамиды, украшающие церковную главу Николь­ского собора. Это небольшие зелёные керамичес­кие плитки с рельефными изображениями, отно­сящиеся ко времени соорркения собора, то есть к XVI веку.
В XVI веке в Пскове и его пригородах ведётся круп­ное строительство военно-оборонительных, граж­данских и культовых сооружений. В это время Псков направляет в разные концы России множе­ство мастеров, оставаясь проводником передовых
методов и техники в строительстве. В церковных сооружениях Псков сохраняет форму одноглавой церкви с четырьмя внутренними столбами. Стро­ятся и бесстопные церкви с перевешивающими­ся арками. В декоративную обработку фасадов цер­квей, наряду с традиционными кирпичными трёх-частными поясами, вводятся керамические пояса из поливных плит. Такие керамические пояса с надписями-«летописями» о построении церкви украшали главки церквей и обычно завершались поливными плитами-кокошниками. Нередко ке­рамическое убранство церквей завершалось поли­вной черепицей на маковицах церковных глав. Замечательным образцом керамического убранства древних псковских церквей являются остатки ке­рамического пояса Островского Никольского со­бора, выполненного в 1543 году.
Керамический пояс Никольского собора состоит из надписи-«летописи», выполненный из крупных плит с зелёными глазурованными буквами превос­ходного рисунка. Надпись обрамлена муравлёны­ми валами. Сохранилась она не полностью, но ещё в начале века можно было прочитать следующее: «Храм Николы сооружён при Великом Князе Ива­не Васильевиче в 1542 году Старосте церковным Ларвоне Левонтеев да Михаила Кузмин Кюрила Григорьев сын Иван сес.сове…». Над надписью находился сплошной пояс из небольших глазуро­ванных плит. Все плиты одного размера (25×36 см) и имеют одинаковые рельефные изображения. На этих плитах, покрытых зелёной глазурью, рель­ефно изображена арка на витых колонках, над которой возвышается пятиглавый храм, обрамлён­ный орнаментом. Дубовые ветви орнамента обра­зуют завитки, в которые вписаны реальные и фан­тастические животные и птицы. В верхних углах каждой плиты помещены пёс Цербер и двуглавый орёл. Разгадать смысл изображённого на плитах очень трудно, но детали его характерны для псков­ского декоративного искусства XVI века и, надо полагать, были хорошо понятны древним острови-чам. Бот эти великолепно оформленные и обожжён­ные рельефные плитки, покрытые зелёной глазу­рью, и называются керамидами.
Островские керамиды, кроме несомненных худо­жественных достоинств, представляют большой
исторический интерес и нерешенную до сих пор научную загадку. Дело в том, что если в Острове мы видим их в качестве декоративных элементов, то далеко отсюда, в мрачных пещерах Псково-Печёрского монастыря, мы неожиданно встреча­емся с ними в качестве… могильных плит. Правда, знакомая нам керамида составляет здесь только центральную часть надгробной плиты и окрркена надписью, сообщающей имена и даты смерти тех, кто погребён в пещерах монастыря. Таких плит здесь очень много, ими отмечены погребения слу­жебных дворян и воинов-участников Ливонской войны, павших за рубежом.
Но каким образом известная нам по Острову ке­рамида стала частью надгробной плиты, не изме­нив при этом ни размеров, ни рельефа? Ответ на этот вопрос был получен после детального изучения способа изготовления керамид. Оказывается, их изготовляли при помощи разборных форм, то есть так, как печатали первые книги. Вырезанные на деревянных досках формы зажимали в одну раму и оттискивали на сырой глине. При этом главной являлась форма с изображением арки и пятиглав-ного храма, окрркённого орнаментом. Она, как нам известно, могла формироваться и обжигаться отдельно и представила собой декоративный эле­мент для украшения фасадов церквей.
Мастера, изготовлявшие керамиды, несомненно, были знакомы с первоначальной типографской тех­никой печатания книг с досок. Но первые печат­ные книги в Москве появились в начале пятидеся­тых годов XVI века, тогда как островские керами­ды датированы 1543 годом, а первые монастыре-
кие — даже 1530 годом. В связи с этим возникло сомнение в приведённом выше способе изготовле­ния керамид, впервые высказанном ещё в тридца­тые годы крупнейшим советским специалистом по изразцам А. Филипповым. Но сомнение отпадает, если вспомнить, что книгопечатание с досок нача­лось в странах Западной Европы с конца XIV века и, несомненно, было известно в Пскове, который имел с этими странами широкие культурные и экономические связи.
Удалось установить имена мастеров, изготовлявших островские керамиды. При реставрации Никольс­кого собора в Острове на обратной стороне одной из плит удалось прочесть: «плотник сей ображец резал Давыд», «Тимоха печник». Слова эти были процарапаны до обжига по сырой глине отформо­ванной плиты. Эти же имена были обнарркены и на керамидах подземного некрополя Псково-Печёрс-кого монастыря. Обнаруженные на керамидах под­писи не только доносят до нас имена замечательных древнерусских гончаров, но свидетельствуют о хо­рошо налаженном массовом производстве изразцов на древней Псковской земле в XVI веке.
По своим художественным достоинствам кера­миды являются драгоценными памятниками древ­него декоративного искусства. В них нашли отра­жение наряду с местными художественными осо­бенностями и черты складывавшегося единого древнерусского искусства. Кроме того, прогрес­сивный для того времени способ изготовления керамид представляет интерес для историка, изу­чающего развитие древнерусского ремесла и тех­ники.
Псковские гончары славились в XVI веке не только изготовление архитектурной керамики, но и мас­совым производством сосудов различной формы, печных изразцов и других керамических изделий. Центром керамического производства, вероятнее всего был Псков, но возможно, что оно было раз­вито и в его пригородах. Сохранившиеся в Остро­ве и Псково-Печёрском монастыре одинаковые керамиды позволяют предположить, что они были изготовлены в Острове, а изготовившие их мастера — «резчик Давыд» и «Тимоха печник» – были ос-тровичами.
Михайлов погост.
К наиболее древним памятникам истории и культуры Островской земли можно отнести цер­ковь Михаила Архангела, датируемую XV веком. Исторических сведений о ней известно край­не мало, а большинство островичей возможно даже не подозревают о ее существовании.
В стороне от дорог, в тихом заброшенном уголке на берегу двух рек, этот храм, разрушаясь, медленно уходит в небытие. Хочется верить, что однажды вопрос о его восстановлении вста­нет на повестку дня также, как сегодня он встал о Спасо-Казанском монастыре в Острове. А пока – материал к восстановлению истории погоста и церкви Михаила Архангела.
А.Б. Стасюк, инженер-строитель, краевед.
Само место строительства храма, стоящего вдали от населённых пунктов, может показаться стран­ным. Между тем, в средневековье оно было до­вольно оживлённым. Здесь в реку Великую впада­ют сразу три её притока: Утроя, Кухва и Веда. В древности Псковский край был покрыт сплош­ными непроходимыми лесами, и основными пу­тями были реки. Летом по ним добирались на челнах, зимой – по льду. Истоки трёх указанных притоков находились в пограничных с Ливонией землях. По ним через волоки можно было выйти в реки Прибалтики. Раньше, когда леса ещё не были вырублены, полноводность рек была боль­ше, и суда поднимались по ним до водоразделов, где затем разгружались вручную или с помощью конной тяги и перетаскивались через волок в со­седнюю речку. Так в старину осуществлялось боль­шинство торговых перевозок. До наших дней со­хранился древний каменный крест в селении Во-лочно Пыталовского района – на месте бывшего волока в верховьях Утрой. Такие кресты ставили
Погост Кухва, расположенный на левом бере­гу реки Великой при впадении в неё реки Кухва, больше известен под названием Михайлов­ского. Точная дата возведения древнего каменного храма Михаила-Архангела неизвестна, но если су­дить по архитектуре, его относят к концу XV века.
на всех важных участках торговых путей. По Vt-рое и Веде не ходили в дальний торг, но зато по ним можно было легко попасть в соседние при­балтийские города. Не случайно в приграничном храме Михаила – Архангела хранилась довольно редкая для псковских церквей реликвия – като­лический крест из чёрного дерева. Это мог быть дар торговых людей.
На берегах реки Веды найдены славянские посе­ления X века – времени Киевской Руси. Тогда их жителям почти ничего не угрожало, но это дли­лось недолго. В 1202 году был учреждён Ливонс­кий орден, и на Псковскую землю двинулись от­ряды немецких рыцарей. Первый историк г. Ос­трова протоиерей Н.А. Панов записал древнюю легенду, в которой говорится, что река Веда была одним из путей вторжения вражеских армий. Не­проходимые леса мешали не только торговле, но и военным походам. Так, ливонцам приходилось
грузить свои ладьи с оружием и снаряжением, тагцить их к реке Великой и далее на штурм Пскова и Острова. Видимо, в устье Веды происходили первые стычки псковской рати с крестоносцами. Об этом свидетельствует название деревни на правом берегу Великой – Коломница. Название это древнее, относящееся к XIII – XIV векам, обо­значает кладбище или захоронение. Так народ сохранил память о месте погребения павших во­инов. Свои грабительские набеги орден продол­жал в плоть до 1510 года.

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Перечень храмов
  • Церковь Богоявления в Бродех
  • Остатки Трехсвятительской церкви