Церковь Богоявления в Бродех

Название «Броды» произошло, очевидно, оттого, что в этом месте переправлялись в брод через Пскову-реку. Теперь тут проложены так называемые Барзовы мостки. Местность носила еще другое название-»Кстова», от слова крестить или, по-простонародному, кститъ. Помнению Прозоровского, поводом к этому названию мог послужить праз­дник Богоявления, называемый Крещением, или Кщением1.
Богоявленская церковь принадлежит к числу красивейших Псковс­ких храмов, как по цельности своего Псковского типа, так и по своему живописному положению на высоком зеленом холме, осененном дере­вьями. Она существует с 1444 г. (Пек. лет., стр. 212). Строена из плиты, с прибавкою кирпича. Длина ее с колокольней 16 саж., наибольшая шири­на 13 саж., высота до верхнего карниза 6 саж. На кубическом корпусе церкви возвышается барабан с узкими окнами, украшенными фронтон-чиками. По карнизу идет поясок из впадин в форме кокошников. Купол имеет форму опрокинутой чаши. На нем устроена глухая главка поздней­шего типа, с волютами по бокам, не соответствующими древности храма2. На западной стороне красуется типичная Псковская звонница о 4-х про­летах (рис. 40). С востока храм имеет пять алтарных абсид, из коих три средние принадлежат главной церкви, а остальные боковым приделам. Средняя абсида имеет обычные геометрические украшения. Фасад лево­го придела обработан так же, как и самая церковь, т. е. тройными лопас­тными делениями.
Церковная паперть – новая. Здесь видна вделанная в стену могиль­ная плита 1699 года. За папертью следует притвор, а за ним главный храм. Над всеми тремя дверьми, т. е. ведущими в главный храм и в два боковых придела, со внутренней их стороны имеются фронтонные ниши. В вос­точной и западной сторонах храма находится по паре столбов. Боковые арки между восточными столбами очень низки, и над ними идет стена с проемною аркою. В северо- и юго-западных углах церкви наверху устро­ены особые помещения (палатки), соединенные деревянными хорами, на которые выходят двери палаток. На четырех столбах выведены арки, держащие купол, а за ними и ниже их идут коробовые своды. В северной
1 Прозоровский, Новгород и Псков. Древний Псков, стр. 24.
2 Эти волюты принадлежат стилю барокко, зашедшему к нам из Италии, чрез Польшу и Малороссию, в конце XVII и первой половине XVIII века.
и южной стенах церкви, в парусах сводов и в алтарной абсиде находятся голосники. Левый придел во имя Трех Святителей современен храму и имеет ступенчатые арки, правый же, во имя Усекновения главы св. Иоан­на Крестителя, переделан.
Иконы. В иконостасе:
Воскресение Христово. 2 арш. 7 в. X1 арш. 15 в. Это – художе­ственное изображение тропаря: «Во rpo6t плотски, во ад-fe же сь ду-шею» и проч. Замечательное по хорошему исполнению и сохранности. Знатоки относят ее к Новгородскому письму и считают современною ос­нованию храма. На иконе древняя панагия.
Богоявление Господне. 2 арш. 7 в. X 1 арш. 15 в. По сторонам главного изображения, в орнаментированных кругах написаны проро­ки, древние мудрецы, писатели и совсем неизвестные лица, все с надпи­сями, напр.: «Овидий», «Ерипидъ», «Аристотель», «Афродить» (!), «Севила» (изображен длиннобородый мужчина), «Плюнархъ» (Плутарх?) и пр. На иконе древняя панагия1.
Смоленская Божия Матерь (Одигитрия). 2 арш. X1 арш. 8 в. Под нею подпись: «Въ 1853 г. в июл-fe грозою пробило въ окн1з стеклы, сорвало сь хоругви кресть, чрезъ всю церковь пролетала молния въ ико-ностасЪ по л-Ьвую сторону царскихъ дверей, обожгло кругомъ крючка иконостась, на вышин-fe пробило въ рам-fe два стекла, сожгло до основа­ния занавесь на икон-Ь Смоленской Божией Матери и пробило стоящий возл1з выносной медный подсв^чникъ. Икона Царицы Небесной оста­лась невредима*.
1 Языческие философы попали на наши иконы в силу мнения, будто бы они пред­сказывали явление Мессии. Сивиллы, по средневековым понятиям, были для язычни­ков тем же, чем для Иудеев Пророки. Те и другие изображения были занесены к нам, вероятно, из Греческих «подлинников», т. е. сборников толкований и наставлений жи­вописцам, как следует писать иконы. Эти изображения подверглись у нас в XVII веке сильным изменениям под западным влиянием (Ф. Буслаев, Сочин., т. 2, ПБ. 1910 г., стр. 356 и 377).
Пресв. Троица. 2 арш. 1в. X 1 арш. 12 в., в старинной басме. По мнению знатоков – Новгородских писем. Обращает внимание художни­ков искусным подбором и сочетанием красок.
В алтаре:
Рождество Христово. 1 арш. X1 арш. 13 в. Старинная. На звоннице один из колоколов времен Грозного.
Церковь свв. Космы и Дамиана на Гремячьей горе
(пл. IV к 5, рис. 41).
Первая каменная церковь свв. Космы и Дамиана на Гремячьей горе была построена в 1383 г.1 Впоследствии здесь был основан мужской мо­настырь. Прежняя церковь, вероятно, пришла в ветхость или сгорела, потому что в 1540 году здесь была поставлена новая каменная церковь, сгоревшая в следующем же году, еще до ее освящения2. Вместо нее была поставлена новая, о которой летопись упоминает под 1б0б годом. Следо­вательно, нынешнюю церковь надлежит отнести к началу XVII стол, и самое болыпее-ко 2-й половине XVI. В 1664 году здесь принял схиму и поселился на покой современник грозных событий 1650 года, Псковс­кий архиепископ Макарий, видевший от своей паствы немало горя и тяж­ких оскорблений: во время бунта Псковичи много раз грозили ему смер­тью и даже сажали его на цепь. Здесь он и скончался 20 июля 1665 г.
В1764 г. Гремяцкий монастырь был упразднен, церковь же сначала обращена в приходскую, а затем приписана к Петропавловскому собору. С течением времени храм пришел в ветхость, запустел и грозил превра­титься в руину; но в 90-х годах прошлого столетия нашелся благочести­вый ревнитель П. М. Стехновский, восстановивший на свой счет забы­тый храм и приведший его в нынешний вид.
Церковь по своей внешности ничем не отличается от обычного типа Псковских церквей. Украшениями ее служат древнее крыльцо и древняя звонница. Длина церкви со звонницей 11 с. 2 арш., ширина 4 с. 2 арш., высота до верхнего карниза 3 1/2 с. Снаружи паперти в стену вделана
надгробная плита в память погребенных здесь: вкладчика сей. обители, подьячего Семена Гремяцкого (t 1б74 г.) и снохи его Анны Фадеевой Гре-мяцкой (t 1697 г). На звоннице есть колокол 1558 года.
Своды храма сомкнутые, что указывает на позднейшую их передел­ку. Алтарные своды сохранились в древнем виде. Престол не плитяной, а кирпичный, обитый досками. В дьяконнике устроена маленькая комнат­ка, с одним окошечком, в которой, по преданию, молился архиепископ Макарий, в схиме Михаил. Тело его погребено в притворе.
Иконы и другие предметы.
Храмовая икона сев. Космы и Дамиана написана вновь в 1832г., но обрамление (житие) осталось, по-видимому, нетронутым. Сохрани­лась часть басмы с растительным орнаментом.
Антиминс 11АА г. превосходной сохранности, подписанный архи­епископом Симоном Тодорским.
Печатное Евангелие 1681 г. на александрийской бумаге.
Казарма 94 пех. Енисейского полка (пл. IV i 4).
Древний 2-хэтажный каменный дом, на подклетях. В старину при­надлежал Гремяцкому монастырю. В 1801 г. был занят городскою боль­ницею, в 1830 г. – богадельнею, рабочим и смирительным домами, в 1842 г. перешел к купцу Рогенбау, а затем служил казармою разных воинских частей.
Наружный вид здания сильно изменен позднейшей перестройкой, внутреннее же расположение осталось старое. Своды в помещениях сом­кнутые, а местами стрельчатые. Внутри стен, как и в Поганкиных Пала­тах, имеются лестницы.
Полковая хлебопекарня (пл. IV к 5, рис. 42).
Низкое одноэтажное здание у самой реки, принадлежавшее также Гремяцкому монастырю. В нем замечательны глубокие распалубки сво­дов.

*******

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Перечень храмов
  • Церковь Нерукотвореннаго Образа (Образская)
  • Погост Любятово. Церковь св. Николая Чудотворца.