Остатки Трехсвятительской церкви

Почти против дома г. Журавлева, во дворе, находится дом, занима­емый ныне ксендзом местного костела. Дом совершенно переделан, но сохранил еще остатки массивного крыльца на двух толстых каменных столбах. На этом месте была церковь Трех Святителей, выстроенная в 1623 г. и разобранная при постройке костела в 1855 г.
1 Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, с 10 ч. у. до 3 ч. дня. Вход бес­платный. Вход в художественный отдел стоит 10 коп, а с учащихся, одетых в присвоен­ную форму, 5 коп. От платы освобождаются члены Псков, археол. о-ва, ученики худо-жественно-ремесл. школы и учащиеся, которые являются целыми группами, в сопро­вождении своих школьных преподавателей или воспитателей.
Древние развалины (rui.IV ж 9, рис. 22).
Против Златоустовского переулка, по ту сторону Губернат. улицы, уцелели развалины какого-то древнего здания. Лицевая их сторона при­ходится во дворе А. Н. Хитрова, а задняя – во дворе г. Родзевича (быв. Капгера). В 1866 г. эти развалины находились в гораздо лучшем состоя­нии, и при них были даже древние ворота, впоследствии уничтоженные. Здание сложено из плиты, с небольшою прибавкою кирпича. Оно имело два яруса, из коих один подвальный, и отдельный теремок сверху. В под­вальный ярус можно войти со двора г. Родзевича. Подвалы сводчатые; в одном из них был прежде родник чистой холодной воды, ныне завален­ный мусором. В верхнем ярусе прежде было 6 покоев под сомкнутыми сводами; ныне свод остался лишь в одном покое. Внутри стен, как и в Поганкиных палатах, имеются лестницы. Кое-где видны стенные ниши и каморки. Прежде окна имели наличники, сложенные из плит, постав­ленных на ребро. Следы их еще заметны снаружи 2-го яруса, со стороны обоих дворов – Хитрова и Родзевича. Некоторые оконные перемычки сложены из кирпичей не более 1 вершка ширины, т. е. весьма древнего образца. Местами уцелела древняя штукатурка в 2 пальца толщины, весьма прочная. Все здание крайне ветхо и носит следы глубокой древности. До 1913 г. оно имело тот вид, какой изображен на рисунке; в этом году оно значительно переделано и покрыто крышей.
Во Пскове этот дом известен под именем «дворца Марины Мнишек»; иногда его называют еще «Ольгиной расправой». Но, конечно, оба назва­ния не имеют исторических оснований: Марина Мнишек во Пскове ни­когда не бывала, ко временам же св. Ольги здание это относиться, ко­нечно, не может, и приурочение его к имени знаменитой Псковитянки может указывать лишь на популярность ее среди местных жителей. Есть еще темное предание, будто эти хоромы принадлежали прихожанину соседней Ново-Вознесенской церкви, посаднику Никите Сарпунову. В •Описании к сборному плану Пскова» Ф.А. Ушакова сказано, что этим дрмом владели потомки посадника Романа, жившего в начале XV века и дршего название улице Романихе; но так как источники этих сведений автором не указаны, то и нельзя судить о достоверности последних. Выше
(стр. 117-118) мы описали дом, принадлежавший в XVIII стол. Псковити-ну Меньшикову. Дом этот находится в нескольких шагах от описывае­мой развалины, и еще на памяти старожилов оба эти здания стояли на одной и той же улице (Романихе), ныне застроенной и уничтоженной. На основании этого мы позволим себе высказать следующую догадку: возможно, что в XVIII стол, эта развалина принадлежала тому же самому Меньшикову; а в таком случае не могла ли впоследствии обывательская фантазия, желавшая придать таинственной и живописной руине роман­тический характер, переделать фамилию забытого купца Меньшикова в. «Мнишек», благодаря созвучию имен?’
Место вокруг дома было в старину очень низким и болотистым, и еще лет 50 тому нйад, по словам старожилов, здесь было сплошное болото.
Церковь Вознесенья (Новое Вознесенье)
(пл.1Уз9,рис.23).
Строена в 1467 г.2 и принадлежала прежде женскому монастырю, упраздненному в 1764 г. В 1786 г. обращена в приходскую, а потом при­писана к Анастасиевской. В 1805 г., за ветхостью, предназначена была к уничтожению, но некоторые Псковичи (Постников, Подзноев, Истомин и др.) подали Александру I прошение о сохранении древнего храма, обе­щаясь обеспечить его существование. Для последней цели они пожерт­вовали 4600 руб. ассигн. (1500 р. сер.). Так как проценты с этого капита­ла (около 60 руб. в год) были слишком ничтожны, то к 1888 году цер­ковь совершенно обветшала, и крыша её поросла травой. В этом году благотворители решили возобновить церковь в память события 17 ок­тября 1888 г. Работы окончены в 1890 г., причем были сделаны новая
1 По выходе в свет 1-го издания «Спутника» М. И. Родзевич подарил Псков. Арх. О-ву план своего земельного участка, составленный Псков, губ. архитектором в 1819 г. На этом плане, на месте нынешнего дома г. Иванова, рядом с домом г. Родзевича и саженях в 40 от описанной развалины, показан пустырь, на котором написано: -место протопопа Михаилы Меньщикова-. Вот косвенное подтверждение нашей догадки.
2″Того же (6975) л’Ьта заложиша церковь камену, на Полонищи, святое Вознесе­ние» (Пек. лет.).
крыша и купол, глава коего до тех пор сохраняла свою древнюю обивку, сделанную посадником Никитою Сарпуновым1, а также реставрирован иконостас.
Церковь сложена из плиты. Длина ее со звонницей 10 саж. 2 арш., ширина 7 саж., высота до верхнего карниза 4 саж. Восточная часть имеет 2 полукруглые абсиды: большую и малую. Прежде была еще третья, при­надлежавшая приделу во имя Бож. Матери Одигитрии; но в 1830 г. при­дел, вместе с абсидой, разобран за ветхостью. Карниз барабана украшен поясками из треугольных впадинок; его щелеобразные окна заложены и украшены сверху бровками. На зап. стороне церкви находится звонница, которую г. Грабарь называет «самою прекрасною из звонниц*. «Постро­енная, вне всякого сомненья, вместе с церковью в 1467 г., – говорит на­званный автор, – она изумительно стройна по своим пропорциям, в ко­торых ничего нельзя изменить к лучшему. Здесь нет ничего лишнего и все логично до последней возможности. Звон должен быть высоко, что­бы его далеко было слышно, – и его поднимают на возможную высоту. Низ его использован для складов и имеет только такие оконца, какие вызываются безусловною необходимостью. При этом звонница совер­шенно не испорчена и в этом отношении представляет чрезвычайно ред­кое исключение* (Ист. Рус. искус, стр. 266 2). На звоннице висят два древних колокола.
На церковной паперти видны 4 надгробные плиты; из них 2 отно­сятся к 1644 г., остальные сильно замазаны. Над входною дверью сделана изнутри фронтонная ниша. В храме столбов нет, и сомкнутые своды опи­раются прямо на стены. На левой стороне притвора прикреплен к стене деревянный двухъярусный киот; в верхнем его ярусе находится икона
1 Слово «посадник» не всегда значило известную должность времен Псковской неза­висимости. В XVII ст. посадниками звались просто посадские люди (см. старинный до­кумент № 10, напечатанный в «Трудах Псков, арх. о-ва 1911 г.)«.
2 В названном сочинении описываемая церковь ошибочно названа «Вознесением старым-. Старое Вознесенье находится у Великих ворот, эта же церковь зовется Возне­сением новым. Впрочем, сами Псковичи часто путают эти названия, что объясняется тем, что Ново-Вознесенская церковь действительно производит впечатление очень ветхой.
св. Екатерины, а в нижний вделана плита превосходной сохранности, со следующей надписью славянскою вязью: «Л-Ьта ЗРНИ (1650), июля в Г (3-й) день, во Псковское смутное время оть Псковскихъ воровъ и мятеж-никовъ убиенъ бысть рабъ Божий Псковский помещик Афонасий Федо-ровичъ Вельяминовъ, а положенъ у Новаго Вознесения въ притвор1: на правой сторон’Ь противъ образа Страшного суда»1.
Иконы:
Неопалимых Купины. 2 арш. 2 в. X1 арш. 13 в.
Сошествия во ад. Тех же размеров. Елисаветинского времени. Одеяние Христа отделано под старую скань.
Владим. Бож. Матери. Тех же размеров. XVI стол. (?). Украше­на старинным убрусом, венцом с эмалью, цатой и басмой. В обрамлении изображен полный круг апокрифических сказаний о Бож. Матери.
Вознесения Господня. 2 арш. 8 в. X 1 арш. 13 в. Басма XVII в. Внизу летопись: «7114 (1бОб) году*.
Пресв. Троицы. Тех же размеров. С Авраамом и Сарою.
Страшного суда. 2 арш. 8 в. X1 арш. 13 в.
Знамения Бож. Матери (в алтаре). 18 X 16 в. Поновленная, с гравированным венчиком XVII в.2
Вблизи церкви находится дом и усадьба г. фон-Бюнтинга, бывшая прежде, очевидно, монастырским владением. Самый дом переделан, по-видимому, из какого-то древнего здания, так как в двух его комнатах еще сохранились сомкнутые своды, а в подклети два помещения покрыты ци­линдрическими сводами.
1 Плита, очевидно, была впоследствии вынута из стены и вставлена в переносный киот, чем и объясняется ее перемещение с правой стороны на левую. Убитый Афана­сий Вельяминов записан в Троицкий синодик (См. Труды Псков, арх. о-ва, вып. 6, стр. 67).
2  Рукопись Годовикова сообщает, что при уничтожении придела под плитяным полом обнаружен гроб схимника,, ризы коего остались нетленными. Гроб был перене­сен на Дмитровское кладбище.

*******

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Церковь Нерукотвореннаго Образа (Образская)
  • Никольская единоверческая церковь
  • Вознесенский монастырь (Старое Вознесенье)