Михаило-Архангельская церковь

Находится на Великолуцкой улице, вблизи Торговой площади. Вре­мя ее основания неизвестно. Хотя на находящейся в церкви плите и на­писано, будто церковь основана в 1339 г., но покойный Василев сомне­вался в правильности этого обозначения, так как во 2-й Псковской лето­писи под 1339 годом указано основание церкви св. Михаила и Гавриила в Городце, т. е. приблизительно у нынешних Михайловских ворот (пл. IV к 7), а не на Торговой площади. Во всяком случае, церковь весьма древняя, судя по ее окладу и типичным особенностям древнего Псковс­кого храмового зодчества. В последнее время она была переделана и многое утратила из своего древнего вида. Теперь она служит полковою церковью Енисейского пехотного полка.
Церковь сложена из плиты. Длина церкви 10 с. 2 арш., наибольшая ширина 12 с. 1 арш., вые 4 саж. 2 арш. План ее главного нефа – правиль­ный крест. На фасадах находятся арочные деления; глава была покрыта прежде глазурованною черепицею, которая недавно заменена железом. Только верх барабана остался по-прежнему украшен двойным поясом из узорчатых глазурованных изразцов, изготовленных, судя по их пестрой раскраске, не позже конца XVII в. Глава увенчана узорчатым крестом.
Прежде при церкви было два придела; теперь остался только один-северный, во имя Положения Пояса Богородицы. Он расположен в севе­ро-западной части главного храма; в северо-восточной же части поме­щается ризница. Другой придел, южный, упразднен неизвестно когда; в чье имя он был освящен – также неизвестно.
Подпружные арки главного храма несколько выше следующих за ними коробовых сводов и немного уже столбов церкви. Эти арки, при незначительной высоте церкви, производят впечатление большей строй­ности и дают легкий переход к барабану.
Иконостас главного храма поновлен в 1863 году. Почти все иконы нижнего яруса древнего письма, но поновлены. Первая икона Бож. Ма­тери влево от царских врат (2 арш. 9 в. X 2 арш. 6 в.) имеет хорошие контуры в обрамлении. Из других икон замечательны: икона Бож. Мате­ри на правом клиросе (2 арш. 12 в. X 2 арш. 4 в.). На ней хорошо сохрани­лась басма с растительным орнаментом времен Грозного. Запрестольная икона Бож. Матери (1 арш. 1 в. X1 арш.), с очень хорошим древним эма-льированным окладом на фоне и на головном покрове.
В упраздненном южном приделе теперь помещается торговля вос­ковыми свечами. В нем замечательно устройство сводов. Центральная его часть покрыта ступенчатыми арками, наподобие сводов в приделе св. Николая со Усохи, а с востока и запада сделаны полусводы, которые в подобных комбинациях сводов не встречаются. Купольное отверстие теперь закрыто плоским потолком, под которым видны начала кресто­вого свода, по-видимому, позднейшего происхождения.
Над въездными воротами, в связи между двух каменных домов, на­ходится характерная шатровая колокольня Московского типа. На 2-м ее колоколе имеется надпись.- «Божьею милостью, Пречистая Его Матери и св. Троицы помощию, слить сей колоколъ л1]та 7127 (1619), Декабря въ 6 день, на память иже во святыхъ отца нашего Николая Чудотворца, къ Богол1]пному Преображению Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа, что у Старого Костра, въ Среднемъ Города, при держав*!] Царства бла-гов1зрнаго и боголюбиваго царя и государя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Руси, при епископ1] Селиверст1з Псковскомъ и Из-борскомъ, а делали Савва да Кузьма».
Прежде при церкви была богадельня, от которой осталась часовня с местночтимою иконою «Утоли моя печали».
Следуя далее по Великолуцкой улице, встречаем пересекающую ее
Плоскую улицу (пл. IV е, ж 7). Приблизительно на том месте, где теперь стоит дом Лохова (пл. IV ж 7), находилась башня «Старый Костер», возле которой стояла Спасская церковь. В роковой для Пскова день 24 января 1510 года великий князь Московский Василий III, торжественно въехав­ший во Псков, сошел с коня у Спасской церкви, где его ожидало Псковс­кое духовенство, и пошел отсюда пешком в Троицкий собор. Во 2-й по­ловине XIX ст. эта церковь была сломана за ветхостью, и материал ее отдан на постройку лютеранской кирки.
Нынешняя Плоская улица была когда-то оврагом, через который вытекали в р. Великую воды обширного болота, покрывавшего всю ны­нешнюю Торговую площадь.
От Плоской улицы отделяется влево небольшой проулок, ведущий на Печерское подворье (пл. IV е 8), где находится Введенская цер­ковь, бывшая Божией Матери Одигитрии. Церковь выстроена в 1537 году,1 перестроена в конце XVII века и совершенно переделана в 1866 году. Фасады ее так изменены, что она кажется совсем новою. О древности говорит только ее барабан с 6-ю щелеобразными окнами, накрытый реп­чатой главой с заострением в виде шпиля и отливом внизу, да три полу­круглые абсиды с двумя дорожками треугольников по карнизам. Внут­ренность церкви более сохранила свой древний облик. В притворе оста­лись сомкнутые крестовые своды, и видны на северной и южной сторо­не широкие, с арочными перемычками, ныне заложенные древние две­ри. Своды главного храма коробовые, утвержденные на 4-х столбах нео­бычайной толщины. Восточная пара столбов со стороны иконостаса оставлена плоскою, с алтарной же стороны скруглена на высоте 4 арш.
от пола. Переход от круглой нижней части к четырехгранной верхней обработан при помощи трехугольных горизонтальных консолей, кото­рые как бы помогают столбам выдерживать тяжесть четырехгранника со сводами. Западная пара столбов, вероятно, была прежде также 4-хгран-ною, но впоследствии обделана на 8 граней и в верхних частях снабжена такими же консолями. Барабан помещается на ступенчатых арках. В ал­таре находится горнее место. Окна храма расширены и, вместе с куполь­ными, дают большое обилие света. Иконостас пятиярусный, но замеча­тельных икон нет. При храме находится новая колокольня, на коей один из колоколов лит в 1688 году.
В левом флигеле подворья, в нижнем этаже, помещается Музей Церковного Историко-Археологического Комитета, основанный в 1905 г. архиепископом Псковским и Порховским Арсением. Можно ска­зать, что весь музей создан исключительно энергией и трудами владыки и даже отчасти на его личные средства. Несмотря на свое недавнее воз­никновение, музей вмещает в себе много интереснейших предметов по части церковной археологии и содержится в большом порядке. Назовем некоторые из находящихся в нем сокровищ.
1. Письменные памятники. Среди них имеются отрывки из Гречес­кой рукописи XI века, из Апокалипсиса XIV века и из Евангелия XV в. -все на пергаменте. Устав церковный Псковский, XVI века. Кроме того, несколько старинных синодиков и грамот.
Воскресение Христово. Фигура неизвестной свя­той, с короною на голове. Спаситель и 12 апостолов – довольно хорошей работы, западного происхождения. Обрезание Господне – целая сцена; получена из погоста Неготь, Псковского уезда. Резные царские врата XVI века, со следами изображений; получены из Снетогорской церкви. Плащаница, состоящая из дерев, гроба и лежащей в нем дерев, фигуры Спасителя во весь рост, в терновом венце, доставленная из погоста Хво­ростина, Тороп. уезда. Б) Иконы: Страшный Суд, велич. 1 арш. 12 V4 в. X 2 арш. 8 в. Св. Христофор с песьей главой, 2 арш. 8 в. X И в. Благоразум­ный разбойник и св. Онуфрий тех же размеров. Сень от царских врат, с изображением Причащения под двумя видами. В) Антиминсы, из коих древнейшей 1615 года. Из других предметов замечательны: железные вериги, весом 22 72 ф. года 3 тому назад подброшенные кем-то в Варла-амскую церковь; железная цепь с железным же ошейником, которую на­девали прежде на провинившихся лиц духовного звания; красовуля 1695 года; бронзовый хорос XIII – XIV ст., найденный в Остров, уезде, на дне озера Чернозерья, и найденная вместе с ним бронзовая люстра; множе­ство деревянных и жестяных свадебных венцов, кресты, складни и проч. Комитет издает -Труды» и намерен приступить к составлению историко-статистического описания епархии.
Вход в музеи бесплатный. Музей открыт по будням от 11-2 и от 6-7 час. По праздникам музеи закрыт.
Церковь св. Николая со Усохи (на Усохе, на Всосе) (пл. IV ж 8, рис. 13).
На месте, где теперь стоит Николаевская церковь, приходился преж­де южный край обширного болота, покрывавшего нынешнюю Торговую площадь. Место это называлось «усохою» или «всосом». В 1371 году была здесь сооружена каменная церковь. Под 1536 г. летописец снова упоми­нает: «совершена бысть церковь св. Никола, на Усохи», – из чего следует, что прежняя церковь была или уничтожена, или заново переделана. В 1865 г. перестроен теплый придел св. Иоанна Богослова, в 1878-1879 гг. церковь капитально ремонтирована, а в 1893 году возобновлен иконос­тас в Иоанно-Богословском приделе.
Церковь обычного Псковского типа, с тройными делениями по фасадам, причем верхние части средних делений срезаны, что указывает на иную древнюю форму покрытия. Длина церкви с колокольней 13 с. 2 арш., наибольшая ширина 12 с. 2 арш., высота до верхнего карниза 4 У2 с. С севера и юга находятся приделы: первый во имя Сретения Господня, а второй – во имя св. Иоанна Богослова. Сретенский придел – древний и, вероятно, современный самой церкви. Северный его фасад имеет толь­ко два лопастные деления, правее второго из них находится небольшая нишка. Иоанно-Богословский придел сооружен также давно, но в 1873 г. заново переделан. Церковь имеет два купола: один над главным храмом, а другой над северным приделом; шеи обоих украшены обычными гео­метрическими фигурами. С западной стороны храма находятся притвор и паперть: последняя была прежде обыкновенным типичным Псковским крыльцом, но впоследствии пролеты ее были заделаны глухими стенами.
На юго-восточном углу церкви находится древняя часовня «Неуга­симая свеча». Она пристроена вплотную к церкви, так что южная абсида последней представляет как бы одно целое с часовней. По преданию, эта часовня была прежде сторожкой, в которой жил звонарь или пономарь. Что это предание вполне вероятно, доказывается следующим: к южной

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Церковь Нерукотвореннаго Образа (Образская)
  • Дом Смирновых
  • Погост Любятово. Церковь св. Николая Чудотворца.