Любятово находится на левом берегу р. Псковы, в 5 верстах от города. Дорога песчаная, а потому в сухую и жаркую пору не особенно приятная. Слева вьется лентою Пскова-река, текущая между зелеными берегами. За Петровским посадом открывается красивый вид на Псковский Троицкий собор, величаво рисующийся на небосклоне. Далее дорога идет мимо прекрасного имения «Березки», принадлежащего барону Н.Н. Медему. За Березками, сквозь зеленую листву, начинают выглядывать синие, покрытые золотыми звездами главы Любятовской Никольской церкви.
Церковь была прежде монастырскою. Когда и кем был основан монастырь- неизвестно, так же как и построение церкви. Во всяком случае монастырь существовал в XVI столетии. В1645 г. он был упразднен, но затем опять восстановлен и вторично упразднен после 1764 года.
В 1570 году, в феврале, на 1-й неделе Великого Поста, царь Иван Грозный прибыл ко Пскову из разгромленного Новгорода. Он остановился на ночлег в Любятовском монастыре. Псковский летописец повествует, будто царь, умиленный доносившимся из города колокольным звоном к заутрени, «повел^ вс1шъ воемъ мечи притупити о камень и ни единому бы дерзнути еже во град1з убийство сотворити». На память своего пребывания Грозный оставил в монастыре икону Спасителя.
В1581 году Стефан Баторий, предполагая обложить войсками Псков, пошел в обход города на Любятово. Монахи, как говорит предание, вынесли икону Владимирской Божией Матери на северную сторону монастыря, к самому берегу Псковы-реки. В то время здесь был мост, по которому пролегала дорога ко Пскову. Часть мостового съезда видна до сих пор. Поляки прострелили св. икону в двух местах и, заняв монастырь, производили в нем разные бесчинства.
В смутное время, в 1609 г., в Любятове стояли отряды Новгородцев и Шведов, приходившие усмирять мятежных Псковичей. По словам летописца, монастырь немало пострадал от этих отрядов.
Окружающая церковь каменная ограда – позднейшего происхождения; древняя ограда была деревянная и занимала гораздо большее пространство; с севера она доходила почти до самой реки, и здесь, вблизи моста, были святые ворота.
Древний храм имеет кубическую форму, с одной алтарною абсидой, безо всяких украшений. На северной стороне храма находится пли-тяная пристройка – вероятно, бывшая звонница. С южной стороны к церкви примыкает придел во имя Знамения, заново переделанный в последний раз в 1907 г. Колокольня новая; один из колоколов, ночной, около 10 пуд. весом, очень древний, отличается силою и приятностью звука и ночью слышен во всем Пскове. По преданию, он современен Грозному.
Притвор храма, по преданно, был прежде монашеской трапезной. В1828 г. своды его упали и были заменены потолком. Внутри храм имеет 4 столба, из коих передняя пара со стороны алтаря закруглена. Столбы соединены подпружными арками, за коими следуют своды. Между алтарными столбами и абсидой протянуты дубовые связи, из коих находящаяся на северо-восточной стороне имеет несколько глубоких зарубин, сделанных, по преданию, в 1581 г. Поляками.
Иконы и другие предметы.
Храмовой образ св. Николая Чудотворца в чудесах очень древнего письма. 1 арш. 12 в. X 1 арш. 5 в. В окладе из серебряной золоченой басмы. Венец, гривенка и риза серебряные, золоченые, чеканной работы. Лик святителя и некоторые места в обрамлении остались без реставрации.
Икона Владим. Бож. Матери с праздниками, близь царских врат. 1 арш. 12 в. X1 арш. 4 в. В старинном басменном серебряном окладе по полям и в серебряном венце.
Икона се. Николая Чудотворца, со створами, древнего письма, но записанная. 9 X10 в. Поля отделаны басменным серебром. Икона чтится всеми окрестными жителями, и пред нею молятся об исцелении болящих детей. По преданию, она оставлена Грозным в селе Березках.
Икона Спасителя. 3 X 3 V2 вершка. По преданию, также оставлена Грозным в Любятовском монастыре. Замечательна по изящному древнему письму и чудному окладу из каменьев, жемчуга и эмали. По мнению знатоков, икона и оклад вполне подходят к XVI веку. Икона настолько хороша, что поистине может быть названа царским подарком.
Икона св. Николая Чудотворца, на левом столпе. 24 X 20 в.
Икона того же святого. 2 арш. 5 в. X 1 арш. 10 в. В хорошей басме. Прежде была храмовою в Николопесоцком монастыре, у Верхних Решеток.
Икона с изображением вверху св. Троицы и в средине сев. патриархов Александрийских Афонасия и Кирилла, преп. Зосимы и Савватия, св. Александра Невского и св. Василия Блаженного. 2 арш. 5 в. X 2 арш. 1 в. Из надписи под образом видно, что он написан в 1691 году и поновлен в 1874 г.
Икона Бож. Матери. 4 в. X 3 У2 в. По-видимому, старинного письма. Досталась церкви в 1898 г. по завещанию мещанки Феклы Косо-лапенко, получившей ее от своих предков старообрядцев.
Икона Казанской Бож. Матери, поля отделаны старинной басмой, 1 арш. 1 в. X12 Чг в.
Чудотворный образ Владимирской Бож. Матери; находится в приделе; по описи называется «Умиление». 1 арш. 9 в. X 1 арш. 2 в. По мнению знатоков, писан не позже XVI века. Хорошего древнего письма и превосходной сохраности. В двух местах прострелен Польскими пулями: в руку и в лик; из них первое место закрыто серебряною бляхою, а второе только зашпаклевано, но след пробоины виден ясно. В память этого события, ежегодно, в 1-е Воскресенье Петрова поста, совершается крестный ход вокруг прежней монастырской ограды. На самом месте события поется вечная память всем, положившим живот свой на поле брани в войну 1581 года.
Антиминс на желтом атласе, подписанный архиепископом Симоном Тодорским.
Напрестольный крест 1694 года, серебряный, чеканный.
Деревянный 8-миконечный напрестольный крест.
Дарохранительница серебряная 1762 г.
Синодик 1653 г., писанный уставом.
Церковь Успения Бож. Матери в Бутырках (пл. IV а 16).
Бутырки, или Бутырская слобода, находится на Завеличье, при речке Мирожке. В старину здесь жили стрельцы, а потому она называлась еще Стрелецкою слободою. В смутное время Псковские стрельцы представляли самый беспокойный и опасный элемент Псковского населения. В 1611 г. во Псков внезапно явился Лисовский со своими шайками и, заняв слободу, делал отсюда набеги на Псковские пригороды. В старину, по праздникам, на Бутырках происходили кулачные бои.
Церковь построена в 1770-х годах, как это видно из церковного синодика, Себежскими и Донскими казаками, на их собственные средства. Сложена она из плиты, имеет обычный квадратный план, но отличается от старинных Псковских церквей некоторыми деталями, указывающими на ее позднее происхождение. Единственная ее абсида имеет не полукруглую, а пятигранную форму. На восточной, юго-восточной и юго-западной гранях абсиды сделаны большие четырехугольные ниши с
наличниками; в нишах имеются неправильной формы выемки, в которые, очевидно, были некогда вставлены скульптурные изображения; так, напр., в одной нише выемки имеют форму Распятия с предстоящими, в другой – человеческой фигуры, держащей в правой руке какой-то длинный и остроконечный предмет, вроде меча. Луковичная глава церкви увенчана фигурным крестом. При церкви имеется придел во имя св. Николая Чудотворца. Как в главном храме, так и в приделе сомкнутые своды. Размеры храма: длина с колокольней 11 саж. 2 арш., шир. 7 с. 2 арш. и высота до карниза 3 с. 1 арш.
Древних или замечательных икон нет. Иконостас возобновлен в 1888 г.
Церковь свв. Петра и Павла (бывший Сереткин, или Сироткин, монастырь).
Находится к северу от города, в поле, в 1 У2 верстах от Варлаамс-ких ворот Запсковья1.
Время основания монастыря и сооружения Петропавловской церкви неизвестно. В музее Псковского археол. о-ва есть несколько принадлежавших этому монастырю документов, из них древнейший -1538 года. В1682 г. здесь посхимился и поселился на покое Псковский архиепископ Арсений, правивший епархией с 1665 года; здесь же он и скончался в 1684 году.
Церковь имеет форму прямоугольника, удлиненного от востока к западу; но этот вид она получила только впоследствии, с пристройкой трапезы; древняя же ее форма, как это видно в особенности на южном фасаде, была обычная кубическая. К западному фасаду, т. е. собственно к трапезе, была прежде приделана паперть на 4 колоннах, с поясками, около 1 саж. вышины, с каменным сводом. Теперь остались одни колонны, а вместо свода над ними сделана деревянная односкатная крыша. С сев. стороны находится придел, построенный, судя по толщине стен и форме окон, весьма давно, не позже XVII века. С вост. стороны имеются Две полукруглые абсиды: одна главного храма, а другая придела. Боль-
шая абсида доходит лишь до половины высоты церкви; над нею видны трехдольные деления восточного фасада. Обе абсиды не имеют никаких украшений. На южном фасаде, как сказано выше, заметна граница главного храма, отделяющая его от трапезы. Эта граница определяется лопаткой, доходящей до самой кровли. Вправо от лопатки идет трехдольное лопастное деление церкви, а влево, по фасаду трапезы, идут окна с арочными наличниками и вделанные в стену кресты. Церковь покрыта железною крышей на 4 ската; следов восьмискатного покрытия незаметно. Карниз каменного барабана украшен только одним пояском из углубленных кокошников. Глава имеет грушевидную форму.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: