Погост Любятово. Церковь св. Николая Чудотворца.

Любятово находится на левом берегу р. Псковы, в 5 верстах от го­рода. Дорога песчаная, а потому в сухую и жаркую пору не особенно приятная. Слева вьется лентою Пскова-река, текущая между зелеными берегами. За Петровским посадом открывается красивый вид на Псковс­кий Троицкий собор, величаво рисующийся на небосклоне. Далее доро­га идет мимо прекрасного имения «Березки», принадлежащего барону Н.Н. Медему. За Березками, сквозь зеленую листву, начинают выгляды­вать синие, покрытые золотыми звездами главы Любятовской Никольской церкви.
Церковь была прежде монастырскою. Когда и кем был основан монастырь- неизвестно, так же как и построение церкви. Во всяком слу­чае монастырь существовал в XVI столетии. В1645 г. он был упразднен, но затем опять восстановлен и вторично упразднен после 1764 года.
В 1570 году, в феврале, на 1-й неделе Великого Поста, царь Иван Грозный прибыл ко Пскову из разгромленного Новгорода. Он остано­вился на ночлег в Любятовском монастыре. Псковский летописец повествует, будто царь, умиленный доносившимся из города колокольным звоном к заутрени, «повел^ вс1шъ воемъ мечи притупити о камень и ни единому бы дерзнути еже во град1з убийство сотворити». На память сво­его пребывания Грозный оставил в монастыре икону Спасителя.
В1581 году Стефан Баторий, предполагая обложить войсками Псков, пошел в обход города на Любятово. Монахи, как говорит предание, вы­несли икону Владимирской Божией Матери на северную сторону монас­тыря, к самому берегу Псковы-реки. В то время здесь был мост, по кото­рому пролегала дорога ко Пскову. Часть мостового съезда видна до сих пор. Поляки прострелили св. икону в двух местах и, заняв монастырь, производили в нем разные бесчинства.
В смутное время, в 1609 г., в Любятове стояли отряды Новгородцев и Шведов, приходившие усмирять мятежных Псковичей. По словам ле­тописца, монастырь немало пострадал от этих отрядов.
Окружающая церковь каменная ограда – позднейшего происхож­дения; древняя ограда была деревянная и занимала гораздо большее про­странство; с севера она доходила почти до самой реки, и здесь, вблизи моста, были святые ворота.
Древний храм имеет кубическую форму, с одной алтарною абси­дой, безо всяких украшений. На северной стороне храма находится пли-тяная пристройка – вероятно, бывшая звонница. С южной стороны к цер­кви примыкает придел во имя Знамения, заново переделанный в после­дний раз в 1907 г. Колокольня новая; один из колоколов, ночной, около 10 пуд. весом, очень древний, отличается силою и приятностью звука и ночью слышен во всем Пскове. По преданию, он современен Грозному.
Притвор храма, по преданно, был прежде монашеской трапезной. В1828 г. своды его упали и были заменены потолком. Внутри храм имеет 4 столба, из коих передняя пара со стороны алтаря закруглена. Столбы соединены подпружными арками, за коими следуют своды. Между ал­тарными столбами и абсидой протянуты дубовые связи, из коих нахо­дящаяся на северо-восточной стороне имеет несколько глубоких зару­бин, сделанных, по преданию, в 1581 г. Поляками.
Иконы и другие предметы.
Храмовой образ св. Николая Чудотворца в чудесах очень древнего письма. 1 арш. 12 в. X 1 арш. 5 в. В окладе из серебряной золо­ченой басмы. Венец, гривенка и риза серебряные, золоченые, чеканной работы. Лик святителя и некоторые места в обрамлении остались без реставрации.
Икона Владим. Бож. Матери с праздниками, близь царс­ких врат. 1 арш. 12 в. X1 арш. 4 в. В старинном басменном серебряном окладе по полям и в серебряном венце.
Икона се. Николая Чудотворца, со створами, древнего пись­ма, но записанная. 9 X10 в. Поля отделаны басменным серебром. Икона чтится всеми окрестными жителями, и пред нею молятся об исцелении болящих детей. По преданию, она оставлена Грозным в селе Березках.
Икона Спасителя. 3 X 3 V2 вершка. По преданию, также оставле­на Грозным в Любятовском монастыре. Замечательна по изящному древ­нему письму и чудному окладу из каменьев, жемчуга и эмали. По мнению знатоков, икона и оклад вполне подходят к XVI веку. Икона настолько хороша, что поистине может быть названа царским подарком.
Икона св. Николая Чудотворца, на левом столпе. 24 X 20 в.
Икона того же святого. 2 арш. 5 в. X 1 арш. 10 в. В хорошей басме. Прежде была храмовою в Николопесоцком монастыре, у Верх­них Решеток.
Икона с изображением вверху св. Троицы и в средине сев. патриархов Александрийских Афонасия и Кирилла, преп. Зосимы и Савватия, св. Александра Невского и св. Василия Блаженного. 2 арш. 5 в. X 2 арш. 1 в. Из надписи под образом видно, что он написан в 1691 году и поновлен в 1874 г.
Икона Бож. Матери. 4 в. X 3 У2 в. По-видимому, старинного письма. Досталась церкви в 1898 г. по завещанию мещанки Феклы Косо-лапенко, получившей ее от своих предков старообрядцев.
Икона Казанской Бож. Матери, поля отделаны старинной басмой, 1 арш. 1 в. X12 Чг в.
Чудотворный образ Владимирской Бож. Матери; нахо­дится в приделе; по описи называется «Умиление». 1 арш. 9 в. X 1 арш. 2 в. По мнению знатоков, писан не позже XVI века. Хорошего древнего письма и превосходной сохраности. В двух местах прострелен Польски­ми пулями: в руку и в лик; из них первое место закрыто серебряною бляхою, а второе только зашпаклевано, но след пробоины виден ясно. В память этого события, ежегодно, в 1-е Воскресенье Петрова поста, со­вершается крестный ход вокруг прежней монастырской ограды. На са­мом месте события поется вечная память всем, положившим живот свой на поле брани в войну 1581 года.
Антиминс на желтом атласе, подписанный архиепископом Симоном Тодорским.
Напрестольный крест 1694 года, серебряный, чеканный.
Деревянный 8-миконечный напрестольный крест.
Дарохранительница серебряная 1762 г.
Синодик 1653 г., писанный уставом.
Церковь Успения Бож. Матери в Бутырках (пл. IV а 16).
Бутырки, или Бутырская слобода, находится на Завеличье, при речке Мирожке. В старину здесь жили стрельцы, а потому она называлась еще Стрелецкою слободою. В смутное время Псковские стрельцы представ­ляли самый беспокойный и опасный элемент Псковского населения. В 1611 г. во Псков внезапно явился Лисовский со своими шайками и, заняв слободу, делал отсюда набеги на Псковские пригороды. В старину, по праздникам, на Бутырках происходили кулачные бои.
Церковь построена в 1770-х годах, как это видно из церковного синодика, Себежскими и Донскими казаками, на их собственные сред­ства. Сложена она из плиты, имеет обычный квадратный план, но отли­чается от старинных Псковских церквей некоторыми деталями, указы­вающими на ее позднее происхождение. Единственная ее абсида имеет не полукруглую, а пятигранную форму. На восточной, юго-восточной и юго-западной гранях абсиды сделаны большие четырехугольные ниши с
наличниками; в нишах имеются неправильной формы выемки, в кото­рые, очевидно, были некогда вставлены скульптурные изображения; так, напр., в одной нише выемки имеют форму Распятия с предстоящими, в другой – человеческой фигуры, держащей в правой руке какой-то длин­ный и остроконечный предмет, вроде меча. Луковичная глава церкви увенчана фигурным крестом. При церкви имеется придел во имя св. Ни­колая Чудотворца. Как в главном храме, так и в приделе сомкнутые сво­ды. Размеры храма: длина с колокольней 11 саж. 2 арш., шир. 7 с. 2 арш. и высота до карниза 3 с. 1 арш.
Древних или замечательных икон нет. Иконостас возобновлен в 1888 г.
Церковь свв. Петра и Павла (бывший Сереткин, или Сироткин, монастырь).
Находится к северу от города, в поле, в 1 У2 верстах от Варлаамс-ких ворот Запсковья1.
Время основания монастыря и сооружения Петропавловской церк­ви неизвестно. В музее Псковского археол. о-ва есть несколько принад­лежавших этому монастырю документов, из них древнейший -1538 года. В1682 г. здесь посхимился и поселился на покое Псковский архиепископ Арсений, правивший епархией с 1665 года; здесь же он и скончался в 1684 году.
Церковь имеет форму прямоугольника, удлиненного от востока к западу; но этот вид она получила только впоследствии, с пристройкой трапезы; древняя же ее форма, как это видно в особенности на южном фасаде, была обычная кубическая. К западному фасаду, т. е. собственно к трапезе, была прежде приделана паперть на 4 колоннах, с поясками, около 1 саж. вышины, с каменным сводом. Теперь остались одни колон­ны, а вместо свода над ними сделана деревянная односкатная крыша. С сев. стороны находится придел, построенный, судя по толщине стен и форме окон, весьма давно, не позже XVII века. С вост. стороны имеются Две полукруглые абсиды: одна главного храма, а другая придела. Боль-
шая абсида доходит лишь до половины высоты церкви; над нею видны трехдольные деления восточного фасада. Обе абсиды не имеют никаких украшений. На южном фасаде, как сказано выше, заметна граница глав­ного храма, отделяющая его от трапезы. Эта граница определяется ло­паткой, доходящей до самой кровли. Вправо от лопатки идет трехдоль­ное лопастное деление церкви, а влево, по фасаду трапезы, идут окна с арочными наличниками и вделанные в стену кресты. Церковь покрыта железною крышей на 4 ската; следов восьмискатного покрытия незамет­но. Карниз каменного барабана украшен только одним пояском из уг­лубленных кокошников. Глава имеет грушевидную форму.

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Перечень храмов
  • Церковь Нерукотвореннаго Образа (Образская)
  • Дом Смирновых