Михаило-Архангельская церковь

стороне часовни пристроена колокольня, во втором ярусе коей сохра­нились остатки плитяной лестницы, сделанной внутри стены и ведущей вниз, в часовню. Хотя вход на лестницу изнутри часовни ныне закрыт глухою стеной, но несомненно, что прежде эта лестница соединяла имен­но часовню с колокольней, а отсюда следует, что часовня была прежде помещением для звонарей. Князев полагал, что эта часовня древнее са­мой церкви и что не она к церкви, а церковь к ней пристроена. На внут­ренней стороне северной стены часовни, прилегающей, как сказано, к церковной абсиде, в довольно глубокой полукруглой нише написан древ­ний, совершенно потемневший от времени лик св. Николая Угодника, почитаемый чудотворным. Эта икона чтится не только Псковитянами, но и окрестными жителями. Пред нею постоянно теплятся свечи и лам­пады, отчего и самая часовня получила название «Неугасимая свеча».
Внутри храма находятся 4 столба, бывшие прежде 4-хгранными, но в 1878 г. западная пара была обтесана кругом, а восточная только с ал­тарной стороны. Столбы соединены подпружными арками, опи­рающимися на каменные тумбы. За арками, ниже их, идут своды. В том же году повышены и расширены церковные окна и сделан широкий про­ход в притвор, вместо прежнего узкого. В правой алтарной абсиде, нахо­дится дверь, ведущая в особый узкий проход, соединяющей абсиду с ча­совней. Проход оканчивается массивною железною дверью. В правом при­деле, вместо свода, сделан потолок, левый же покрыт сводами.
Иконы и другие предметы. В главном храме:
3-й и 4-й пояса иконостаса состоят из древних икон, открытых в 1878 г. из-под слоев позднейшей реставрации. Покойный К. П. Победоносцев, знаток древней иконописи, придавал им большое значение.
Икона св. Всеволода – Гавриила Псковского, 2 арш. 2 в. X 1 арш. Св. князь держит на левой ладони храм св. Троицы. Икона считает­ся древнею. Троицкий собор изображен пятиглавым, с кокошниками внизу трибунов. Икона закрыта ризой.
Список с иконы св. Николая Чудотворца, находящейся в ча­совне. Закрыт массивной кованой ризой, хорошей работы.
Перенесение мощей св. Николая Чудотворца – на левой стене, в полукруглой нише. 41/2 арш. ширины и 2 арш. вышины. Икона древняя, но реставрированная.
Препод. Антоний Римлянин, на левом столбе. Икона новых писем и сама по себе не имеющая значения, но к ней прикреплен особый ковчежец, в котором, по преданию, хранится часть трости, принесенной преподобным Антонием из Рима.
Запрестольная икона Божией Матери. 15 X 12 в. В очень хорошем старинном басменном окладе, с венчиком, покрытым эмалью и цатой.
Старинное кресло. Из левого подлокотника выдвигается план­ка, на которой написано чернилами: «1701».
Старинный, но реставрированный стул.
В ризнице:
Старинный оловянный потир.
Три старинные оловянных блюда.
Пять старопечатных Евангелий.
Колокольня переделана из древней. Судя по рисунку на иконе ча­совни Владычнего Креста, прежде здесь была Псковская звонница. Пли-тяное кубическое основание осталось прежним; на нем поставлен, веро­ятно позже 1581 года, плитяной 8-мигранник, остальная верхняя надстрой­ка новейшего происхождения. На колокольне есть колокол 1619 года, с надписью. Вес его около 70 пуд.
Церковь имеет свою легенду: Грозный царь, в бытность свою во Пскове после Новгородского разгрома, приказал отрубить уши большо­му колоколу, от звона которого испугался под ним конь. Во время экзе­куции из ушей колокола потекла кровь. Подобную легенду приурочива­ют ко многим церквам; напр., то же самое рассказывают про один из колоколов Софийской Новгородской звонницы.
Церковь св. Василия на Горке.
(пл. IV ж 8, рис 14).
Горка, на которой живописно возвышается этот древний храм, ок­руженный зеленью деревьев, в древности представляла как бы островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка, ныне превращенный в улицу (Пушкинскую). Впоследствии, в 1375 г., по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она прохо­дила как раз возле церкви, и тут же стояла башня, с которой открывался вид на далекое пространство. На башне висел осадный колокол1, В гроз­ный день 8 сентября 1581 г. удары этого колокола оповестили граждан о начавшемся приступе вражьих полчищ Батория,
… и к народу могучие медные звуки
Вдаль потекли, негодуя, гудя и на бой созывая…
Церковь эта ныне не имеет своего прихода, составляя подворье Кры-пецкого монастыря. Раз в год, 29 сентября, сюда приходить крестный ход из этого монастыря, иконы коего остаются в церкви до 6 октября. В эти дни происходят ежедневные церковные службы.
Первоначальный храм был, вероятно, деревянный, выстроенный до 1377 г., так как летопись говорит, что в этом году он был расписан. В 1413 г. была сооружена нынешняя каменная церковь2. Местное предание утверждает, что строителем ее был родоначальник нынешних дворян Яхонтовых3, немчин князь Василий Дол (или Доль). Впоследствии возле
1 Некоторые предполагают, что, быть может, он и доныне висит Иа колокольне Васильевской церкви. Один из колоколов отличается, действительно, каким-то стран­ным, резким звуком.
2Пск. Летопись: «вь лЬто 6921 поставлена бысть церковь камена спятаго Василья на Горк-Ь-. В списке Моск. Гл. Архива М-ва Ин. Дел указан год 6919-
5 А также Свечиных и Левшиных.
церкви была какая-то тюрьма, в которую, между прочим, в 1535 г. поса­дили Татарских жен1.
Тип церкви – обычный Псковский. Восточный фасад имеет 4 полу­круглые абсиды, из них 3 принадлежат главному алтарю, а 4-я – северно­му приделу во имя св. Иоанна Богослова. С южной стороны также сдела­на пристройка, но без абсиды. Фасад Иоанновского придела обработан так же, как самый храм, т. е. тройными лопастными делениями. Барабан украшен впадинами в виде кокошников и обычными геометрическими фигурами.
Вход во храм имеет старинную массивную железную дверь, запира­емую цепью. Со внутренней стороны над дверью сделана в стене фрон­тонная ниша. Пара западных столбов круглая, восточная же скруглена только со стороны алтаря, к противоположной же плоской стороне стол­бов прислонен иконостас. Столбы соединены подпружными арками, за которыми следуют коробовые своды. В южной стене дьяконника есть низкая дверь, ведущая в маленькую комнатку-ризницу. В южной стене притвора такая же дверь ведет в еще меньшую комнатку. Обе упомяну­тые комнатки разделены между собою глухою стеной и составляют имен­но ту южную пристройку, о которой мы говорили выше. Глухая стена между ними имеет, однако ж, ясные следы бывшего арочного пролета, впоследствии закладенного, из чего можно заключить, что между обеи­ми комнатами прежде был проход. Возможно, что это был придел, впос­ледствии уничтоженный.
Иконы.
В задней маленькой комнате направо – икона Распятия. 2 арш. 7 в. X 2 арш. Конца XVII века.
В приделе св. Иоанна Богослова икона св. Николая Чудотвор­ца. 10 1/2 X 8 1/4 в. Хорошего старинного письма. В житии находятся прекрасные миниатюры.
В главном иконостасе местная икона св. Василия Великого. 2 арш. X 2 арш. 11 в. В старинной басме.
На левой стороне иконостаса икона св. Всеволода-Гавриила, с моделью Троицкого собора в руке. По сторонам написаны св. Борис и Глеб, 2 арш. 2 в. X1 арш. 12 3/4 в.
Кроме того, в алтаре главного храма находится интересная оловян­ная дарохранительница старинной работы и Евангелие XVII века.
На колокольне 3 древних колокола: один 1533 года, другой 1677 г. и третий неизвстного времени – все с надписями.
Остаток стены среднего города (пл. IV е 9).
Вернувшись на Великолуцкую улицу, зайдем в находящийся вблизи Николаевской церкви двор Пожарного Депо. Здесь находите» остаток стены Среднего города, выстроенной в 1375 г.

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Церковь Нерукотвореннаго Образа (Образская)
  • Дом Смирновых
  • Погост Любятово. Церковь св. Николая Чудотворца.