Дом Смирновых

Находится между Новым Вознесением и домом лютеранской кир­ки. Нижний плитяной этаж дома весьма древний. Фундамент его со сто­роны Губернаторской улицы обнажен на 1 У2 аршина. Прежде он нахо­дился под землей, но при устройстве мостовой и нивелировке улицы часть земли, покрывавшей фундамент, была срыта. Дом стоит на Анастасьевс-кой горке, которая теперь, вследствие искусственного поднятия и заст­ройки окружающей местности, стала почти незаметною, а между тем 30-40 лет тому назад, по словам владельца дома, отсюда открывался чудный вид на далекое пространство. Нижний этаж дома покрыт сомкнутыми сводами, с распалубками. В стенах имеются глубокие ниши. Прежде здесь находилась древняя изразцовая печь. В 1880-х годах она была продана в Петербург. Под домом находятся подклети, крытые цилиндрическими сводами. 50 лет тому назад из подвалов был подземный ход через улицу, доходивший, по преданию, до Поганкиных палат. Возле дома находят множество человеческих костей: очевидно, это остаток бывшего клад­бища Вознесенского монастыря.
Церковь св. Анастасии Римлянки (пл. IV з 8).
Находится на Сергиевской улице, на Анастасиевской горке, ныне уже почти сравнявшейся с окружающей местностью. По местному пре­данию, церковь выстроена в 1377 году тем же самым Василием Долом, который соорудил Васильевскую церковь. Жена и дочь его будто бы носили имя Анастасии. Однако ж Псковская летопись повествует, что Анастасиевская церковь была поставлена гораздо позже, да и то не ка­менная, а деревянная, а именно: в 1488 году, во время сильного мора, Псковичи соорудили в один день «церковь древяную святую Анастасию, на Полонищи, на Кузнецкой улиц*Ь’, на Яковлев^ посадничьи огород^, на Горк1з». Следовательно, нынешняя каменная церковь выстроена поз­же 1488 года, но когда именно-неизвестно. В 1539 г., во время пожара, обрушились церковные своды («верхъ падеся»). По словам летописи, в
1 Сергиевская улица называлась в древности Кузнецкой. Еще на памяти старожи­лов местность влево от Сергиевских ворот называлась «Кузнецы».
1637 г. близ этой церкви совершилось следующее чудесное событие: пред проходившим здесь 12-тилетним мальчиком появился некто «сь крилы безъ ногь» и велел ему сказать жителям, что если они не изменять свою греховную жизнь, то на город обрушится гнев Божий. После сего маль­чик был подхвачен как бы сильным вихрем и поднят на воздух выше цер­ковного креста. В1639 г. пристроен придел во имя св. Параскевы. В1786 г. церковь была предназначена к уничтожению, но оставлена.
Храм выстроен на подклетях. Длина его с колокольней 11 саж. 1 арш., ширина 10 с. 1 арш., высота до верхнего карниза 4 саж. На восточ. части находятся 3 полукруглые абсиды, из них средняя украшена вали-ковыми разводами. С севера и юга находятся приделы, из коих южный имеет свою особую абсиду, снабженную обычными Псковскими украше­ниями. По-видимому, эта абсида пристроена позднее придела, так как ею закрыты троечастные восточные деления последнего. Северный при­дел увенчан особой главкой. Купол главного храма имеет репчатую фор­му, с отливом внизу. Паперть и колокольня новые (1819 г.).
Внутри церкви находятся 4 круглых столба. Подпружные арки опи­раются не прямо на них, а на сложенные над столбами особые массив­ные тумбы. За арками идут коробовые своды.
В начале 1840-х годов церковь обновлена на средства местного бла­готворителя Ладыгина. Тогда был сделан новый иконостас и написаны художником Денисовым новые иконы. Исполнены они прекрасно, но в западном стиле, а потому производят впечатление скорее картин, неже­ли икон. Среди них выделяются особым искусством:
С левой стороны царских врат Божия Матерь.
„правой „             „                 „   Христос.
Мученицы Наталия и Евдокия.
Сев. Анастасия Римлянка и Анастасия Узорешительница.
Снятие со Креста. Копия с картины Брюлова.
Алексий, человек Божий.
Предполагают, что некоторые из этих икон суть портреты членов семейства Ладыгина.
В приделе св. Параскевы:
Древняя икона св. Параскевы. 1 арш. 8 в. X1 арш. 4 верш. Кутузовский сад (пл. IV и 8).
Выше было сказано (стр. 64), что в древности вся эта местность была очень низкою и еще на памяти старожилов здесь были пруды. Сад разведен в 1847 г., благодаря энергии и настойчивости местного жителя, дворянина Голенищева-Куту зова’. Против сада, где теперь кадетский кор­пус, поставлены были в 1510 году новые лавки и торговые ряды, а возле сада сооружена деревянная церковь, во имя св. Ксении, в память присое­динения Пскова к Москве. В 1590 г. эта церковь сгорела. Несколько лет тому назад на месте ее найден был в земле чугунный колокол, ныне на­ходящийся в музее Псков. Археол. О-ва. В 1805 г. на месте сада находи­лось ветхое здание дворца царевны Екатерины Иоанновны, жены герцо­га Мекленбургского Карла-Леопольда.
Новый торг.
На правой стороне Губернаторской улицы, на углу Сергиевской, в том месте, где теперь разведен сквер кадетского корпуса, находилась с 1510 года торговая площадь или «Новый торг», переведенный туда Васи­лием III. На месте нынешнего кадетского корпуса были прежде здания каменных торговых рядов.
Покровская от Нового Торгу церковь (пл. IV i 7).
Местность, где находится эта церковь, была в древности сплош­ным болотом, из которого вытекала речонка Зрачка. К XV столетию бо­лото, очевидно, было отчасти замощено, так как в 1410 г. в этой местно­сти была уже сооружена Никольская церковь. Чрез 100 лет, когда, по уничтожении Псковской независимости, торг был переведен на нынеш-
?В библютеке Псков. Археол. О-ва хранится экземпляр презабавного воззвания этого Голенищева-Кутузова к гпочтеннейшим согражданам и темнооким сограждан­кам-, которых автор убеждает пожертвовать что-нибудь для устройства сада. Оно на­печатано в № 23 местной газеты -Правда* от 30 апреля 1911 года.
ние Губернаторскую и Гоголевскую улицы, вся эта часть города получи­ла название «Нового торга». Вблизи находящихся здесь Петровских во­рот в началб XVI века стояла какая-то «мотальная гридница*. По мнению Василева (Археолог, указатель, стр. 55), это название могло означать за­ведение, имеющее связь со свозом нечистот, ибо «мотальня» означала свалочное место1. В 1522 г. во Пскове начался великий мор. Первое за­болевание появилось как раз на Новом торге, на Петровской, ныне Нов­городской улице, а затем зараза охватила весь город. Воевода князь Ми-хайло Васильевич Кислой (Кислица) запер Петровскую улицу с обоих концов, но мор не прекращался. Сам великий князь Василий III плакал, узнав о постигшем Псковичей несчастии, и велел, во умилостивление Божьего гнева, поставить из своей государевой казны деревянную цер­ковь «у креста, гд*Ь мотальня гридница прежде бывала». Так была соору­жена первоначальная церковь Покрова Пресв. Богородицы «отъ новаго торгу», поставленная, по причине топкости места, «на плотахъ». В1590 г. она сгорела, но, вероятно, вскоре была вновь отстроена, так как есть сведения (не вполне, впрочем, достоверные), что уже в 1600 г. в Покров­ской от Торгу церкви свершилось чудо: «св»Ьща предъ иконою сама за-гор*Ьлася». И мая 1б7б г. сильнейший пожар истребил, в числе многих церквей, и Покровскую (была ли она каменная или деревянная – неизве­стно). По преданию, пред пожаром слышался в церковной главе разно­голосый вой («вуяло разными голосами въ тонкость во глав*Ь«)2-
Время построения нынешней каменной церкви неизвестно. Неко-торыя ее архитектурные детали дозволяют отнести ее не позже как к XVII веку, напр., фасадные лопасти и следы 8-скатного покрытия. При­знаки позднейших переделок сказываются в кубической абсиде, у кото­рой северо- и юго-восточные двугранные углы скруглены. Своды храма сомкнутые, на них утвержден глухой барабан. Длина церкви с колоколь­ней 13 саж. 2 арш., ширина 9 V2 саж., высота до верхнего карниза 4 саж.
‘Того же мнения и г. Срезневский (Матер, т. И). В рукописи гр. А. Уварова № 2/1399 сказано вм. «мотыльная гридница- – -мотыльная улица».
2 Сведения эти взяты из старинной рукописи, принадлежащей священнику Покров­ской церкви, о. Василию Березскому.
Иконы.
Св. Николая Мирликийского, чудотворная, 1 арш. X1 арш. 5 в. Под нею надпись о чуде, явленном иконою 29, 30 и 31 января и 1 февр. 1б7б г. В эти дни икона источала слезы, что знаменовало кончину тишай­шего царя Алексея Михайловича, последовавшую в ночь на 30 января. Прежде икона находилась в соседней Никольской церкви. Еще не так давно в указанные выше дни пред этой иконой совершались особые мо­лебны.
Зачатия св. Анны. 2 арш. X1 арш. 8 72 в. Передана из бывшего Зачатейского монастыря, находившегося недалеко от церкви и упразд­ненного в 1786 г. Обращает на себя внимание очень развитым обрамле­нием. Самая икона реставрирована, что особенно заметно по очертани­ям какой-то фигуры между свв. Иоакимом и Анною, составлявшей, не­сомненно, часть прежнего, записанного изображения.
Спаса Нерукотворенного (в алтаре) 1 арш. 3 в. X 1 арш. Рамка сделана из старинной серебряной басмы.
Казанской Бож. Матери. 6 72 X 6 в. На ней хорошей работы убрус, украшенный жемчугом. Пожертвована г. Бобовкиным.
Владимирской Бож. Матери. 1 арш. 3 в. X 13 в. В чеканном окладе. Надпись, уничтоженная при реставрации, свидетельствовала о том, что эта икона помогала верующим во время моровой язвы 1710 г.
Знамения Бож. Матери 12 X12 в.
На колокольне есть колокол 1548 г. В надписи, между прочим, зна­чится «…а лилъ мастеръ Псковитинъ многогрешный и грубый смысломъ Прокофей Григорьевъ сынъ Слава совершителю и всехитрецу Единому Богу».
Часовня при Покровской церкви.
Надпись на находящейся здесь иконе св. Троицы имеет некоторое отношение к истории наших стен: «икона эта, находившаяся в крепост­ной Петровской баишЪ, падениемъ оной 22 мая 1856 г. повреждена и усердствующими возобновлена 1856 года июня 1 дня».

*******

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Довмонтова крепость
  • Крестные ходы во Пскове.
  • Церковь Богоявления в Бродех