Летописи г. Острова и его уезда

В «Летописи г. Острова и его уезда» сохранились описания некоторых наиболее ценных икон, при­надлежавших храму. Среди них иконы Святого Иоанна Предтечи, Казанской Божьей Матери. Ху­дожественная ценность последней ещё на рубеже XIX-XX вв. была определена хранителем Эрмитажа г-ном Лукашевичем. Некоторые иконы церкви Спаса Нерукотворного имели свою судьбу и леген­ду. Так, образ Покрова Пресвятой Богородицы был куплен одним из сыновей Владимира Александро­вича Николаем Владимировичем в Санкт-Петер­бурге «за 3 р. 50 коп. без киота». С иконой св. мучеников Флора и Лавра связана история чудес­ного исцеления дочери Симанского — Ольги Вла­димировны. Воспоминания об этом со слов Павла Владимировича хранились в семье его дочери кня­гини Екатерины Павловны Ухтомской. Особо по­читалась икона Казанской Божей Матери, с кото­рой связано предание о её чудесном вторичном обретении.
В 1870 г. церковь Спаса Нерукотворного была под­новлена.
После смерти Владимира на плечи его сына Павла Симанского ложится попечение о церкви, которая отходит к нему с центральной частью имения.
Всего же у Владимира Александровича и Екатери­ны Андреевны было четверо детей: Андрей, Нико­лай, Павел и Ольга.
Сведений об Ольге Владимировне практически не сохранилось.
Андрей Владимирович жил в Москве, служил в Сенате. Он был женат на Анне Петровне Арцыба-шевой. Жена принесла ему в качестве приданого имения в Вологодской и Тверской губерниях, ко­торыми А. В. Симанский и занимался. Кстати, сес­тра Анны Петровны, духовная дочь оптинского старца Амвросия, выстроившая в своё время дом в Шамордине, была настоятельницей в московском Новодевичьем монастыре, игуменией Леонидой (Озеровой). Умер А.В. Симанский в возрасте 75 лет в Москве.
Единственный сын Андрея Владимировича и Анны Петровны, названный так же как и дед Владими-
ром, родился 15 ноября 1853 г. в родовом имении в Псковской губернии. В 1876 г. он женился на дочери капитана в отставке лейб-гвардии Семёнов­ского полка Ольге Александровне Пороховщико-вой. В 1891 г. Владимир Андреевич вышел в от­ставку и был пожизненно командирован к канце­лярии Святейшего Правительственного Синода. Сыграл активную роль в устройстве в г. Острове Спасо-Казанского монастыря, о чём будет сказано ниже. Умер он в Ленинграде в 1929г. У него было пять детей: Анна, Андрей, Филарет, Александр и Сергей (в будущем — Алексий I, Патриарх Мос­ковский и Всея Руси).
Судьбы Павла и Николая, двух других детей Вла­димира Александровича Симанского, были тесно связаны с г. Островом. В «Летописи г. Острова и его уезда» Н.А. Панова сохранился маленький, но трогательный эпизод их ранней биографии. «27 августа (1841 г. — прим. авт.) в 5 часов пополуд­ни, проезжал через Остров государь Император Николай Павлович, с ним рядом сидел в коляске шеф жандармского корпуса граф Бенкендорф; эки­паж остановился для перемены почтовых лошадей около самой часовни в селе Екатерининском. В это время сыновья действительного статского совет­ника Владимира Александровича Симанского Па­вел 7 лет и Николай 5 лет поднесли Государю кор­зину с персиками из собственной оранжереи отца их, и Император, поблагодарив, взял два персика и сказал: «Один беру для себя, а другой для товари­ща» и передал графу Бенкендорфу. На просьбу детей взять всю корзину государь, улыбаясь, ответил: «…мне некуда поставить, кушайте сами, малют­ки». Павел и Николай были ближе друг другу по возрасту, и, надо полагать, по духу. Впоследствии, по семейной традиции они оба были блестящими морскими офицерами.
Павел Владимирович родился 17 августа 1834 г. Образование получил в московском кадетском кор­пусе. Проходил службу в офицерских чинах на Балтийском флоте. В 1866 г. перешёл на службу в гражданское ведомство. Во время Александровс­ких судебных реформ посвящает себя судебной деятельности в качестве мирового судьи Петергоф­ского округа по выборам (1866 — 1869 гг.) и председателя съезда мировых судей того же судеб­ного округа (1869 — 1872 гг.). Затем он избран в почётные мировые судьи Островского уезда, зани­мает должность островского предводителя дворян­ства. В 1882 г. переселяется в Кронштадт, где из­бран участковым мировым судьёй. Однако эта де­ятельность его не удовлетворяет, так как рке в это время в нём живёт желание посвятить себя Богу. После смерти жены Павел Владимирович отказы­вается от общественной деятельности и в течение 21 года готовится к принятию священства. Не по­лучив богословского образования, он старается вос­полнить этот недостаток: изучает свято-отеческую
литературу, сочинения известных богословов, ищет знакомства с лучшими представителями священ­ства и монашества. Его духовником становится великий русский подвижник Иоанн Кронштадс-кий.
В 1893 г. Павел Владимирович рукоположен в свя­щенники преосвященным Гермогеном.
Как наследник храмосоздателя Владимира Алек­сандровича Симанского, принявший во владения Екатерининское с церковью Спаса Нерукотворно­го, Павел Владимирович беспокоился и о наилуч­шем обеспечении храма, и о выполнении воли по­койного отца, выраженной в духовном завещании, об устройстве при храме небольшой богадельни для приёма в ней «восьмерых увечных мужчин». В 1895 г. вместе со своим племянником Владими­ром Андреевичем, отцом будущего патриарха Алек­сия I, он решает вместо богадельни, «не представ­ляющей из себя какого-либо самостоятельного уч­реждения», устроить женскую общину и выража­ет готовность принести ей в дар часть земельных владений с находящимися на них постройкам.
«…По совету и благодаря материальной помощи родного моего племянника Владимира Андреевича Симанского, я решил ходатайствовать перед выс­шим духовным начальством об учреждении в при­надлежащем мне селе женской общины», – ска­жет позже в своей торжественной речи по случаю открытия монастыря Павел Владимирович.
В 1897 г. Священный Синод утверждает положение об общине. Получив разрешение на её открытие, П.В. Симанский жертвует храм, снабжённый необ­ходимой церковной утварью, ризницей и иконами, множество жилых построек, приспособленных впос­ледствии для келий сестёр, обширный фруктовый сад и всю принадлежащую ему землю в количестве 2-х десятин 1200 кв. сажен. Сад и огород должен были приносить доход. Кроме того, Павел Симанс­кий гарантировал капитал в размере 15 000, про­центы с которого также должны были идти на со­держание общины. Впоследствии он предполагал добавить ещё 10 000, что позволило бы увеличить количество сестёр и устроить при общине церков-но-приходскую школу, богадельню, гомеопатичес­кую лечебницу. Владимир Андреевич жертвует свою долю земли и значительный капитал.
В середине августа состоялось торжественное от­крытие женской общины. На нём присутствовало много духовенства, в том числе столичного. Среди гостей был знакомый и духовник П.В. Симанского о. Иоанн Кронштадстский. Приехал на праздник вместе с братьями и студент II курса университета Сергей Владимирович Симанский (Алексий I). Это было его первое посещение островского имения. Отец Сергея Симанского Владимир Андреевич по болезни присутствовать не смог.
Торжество проходило два дня, которые были выб­раны не случайно. 29 августа (16-го по старому стилю) по случаю праздника Перенесения Неру­котворного Образа Господня, который был храмо­вым, совершено богослужение приехавшим из Санкт-Петербурга протоиереем Казанского собо­ра А.А. Лебедевым в сослужении священников П.В. Симанского и В.Н. Загорского. Вечером ими же, а также в сослркении Мирожского архимандрита Николая совершено всенощное бдение. На следу­ющий день, это был день памяти св. мученика Павла и празднование Казанской Божьей Матери Печёр-ской, обедню отслужил сам Иоанн Кронштадский, а литургию — вместе с А.А. Лебедевым, двумя ар­химандритами и четырьмя священниками Епис­копом Псковским и Порховским, преосвященным Антонином. На молебне к священнослужителям присоединилось ещё 8 островских иереев. «За бо-гослужителями шли два хора певчих — архиерейс­кий и местный соборный. Церковь была убрана коврами; посреди возвышалась архиерейская ка­федра, покрытая красным сукном. Вход в церковь допускался по билетам во избежании толкотни… всё пространство вокруг церкви, насколько мог видеть глаз, представляло из себя сплошное море голов: люди сидели на ограде, влезали на деревья. Благодаря деятельности полиции в этой двадцати­пятитысячной толпе не было заметно беспорядка».
Настоятельницей новой общины была назначена матушка Руфина. Община начала функционировать. Вскорости при ней, как и желал П.В. Симанский, была организована церковно-приходская школа, заведовала ею матушка Руфина, законоучителем был Н.А. Панов, учительницей Л.А. Красногородская. Затем появились богадельня и лечебница. При об­щине была создана также школа рукоделия для де­вочек, которой заведовала матушка Руфина, а затем М.Н. Симанская. В школе обучалось 40 учениц.
В 1902 г. священником Владимиром Пановым организовано Общество трезвости, в которое всту­пило 130 человек. Председательствовал в обществе Н.А. Панов, руководителем был В.Н. Панов, сек­ретарём — Е.М. Каменский. В правление входили М.Н. Симанская, уездный исправник В.Я. Собо­левский, купцы Н.Д. Демидов, Ф.В. Хроненко, В.Ф. Фёдоров, Д.С. Линёв, Д.А. Яссон. В городе и уезде было создано четыре отделения этого Общества с общим числом записавшихся — 700. Николаевс­ким руководил священник А.С. Кудрявцев, Тро­ицким — священник Е.М. Каменский, Синским — священник П.И. Орлов, Вревским — священник СИ. Введенский. Общество трезвости основало свою библиотеку для населения, устраивало беседы и чтения с целью пропаганды трезвого образа жиз­ни среди молодёжи. В 1907 г. на средства этого общества и добровольные пожертвования был при­обретён и поднят на колокольню церкви Спаса Нерукотворного колокол весом 30 пудов с надпи-

*******
Страницы: 1 2 3

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • К ВОЗРОЖДЕНИЮ ОБИТЕЛИ
  • Крестные ходы во Пскове.
  • Патриарх Тихон