Патриарх Тихон

В 200 —летие со дня рождения А. С. Пушкина православная церковь, культурная общественность отмечают еще одну историческую дату: исполняется 10 лет как к лику святых были причислены первый русский патриарх Иов и одиннадцатый патриарх Тихон. Жизнь и деятельность этих духовных пастырей разделяют более трех веков, но судьба им выпала схо­жая: в смутные времена быть защитниками веры и отечества, пережить опалу и вынести страдания. О смутном времени, тоже опальный, Пушкин на Псков — ской земле, в родовом сельце Михайловском, написал трагедию «Борис Го­дунов». Главные действующие лица этого литературного шедевра — мона­хи, патриарх и летописец Пимен. Прообразом патриарха и был Иов, кото — рый отличался высокой образованностью, добротой; при нем строились храмы, печатались книги, и Русь духовно возрождалась.
Пушкин признавался, что в работе над трагедией он следовал в «разви­тии происшествий» Карамзину; «в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени». В великолукском филиале областного архива сохранились подлинные рукописи Святогорского монастыря за тот период, когда поэт был в ссылке. При их исследовании открылось, что литературные образы в трагедии совпадают с характерами монахов, проживавших в то время в обители; их действия схожи с действиями людей в обстановке смутного времени. Гениальный поэт, Пушкин предвидел, что трагедия смуты может
повториться на Руси, и в письме к Вяземскому признается: «Бунт и револю­ция мне никогда не нравились».
В начале XX века, после октябрьского переворота, наступило смутное время, более продолжительное, кровавое и жестокое, — особенно по отно­шению к церкви и верующим. Революция прокатилась огненным колесом и по заповедной пушкинской земле, уничтожая храмы, усадьбы, дворян, свя­щеннослужителей; не пощадила и крестьян. И снова заступником веры стал первосвященник — патриарх Тихон. Он происходил из рода потомствен­ных сельских церковнослужителей Беллавиных, предки которых служили в Великолукском уезде еще со времен Бориса Годунова. Как и все церков — нослужители, они вели летопись своего края. Из нее открылось, что предки патриарха Тихона были связаны с предками Пушкина и Мусоргского, со­здателя гениальной оперы «Борис Годунов», не только историческими со­бытиями, но и были знакомы, общались друг с другом. Настоятель Свято — горского монастыря игумен Иона — духовный наставник Пушкина в период ссылки поэта — был родом из Торопца, служил в Троице — Сергиевом мо — настыре в Великих Луках, в городе, с которым были связаны прадед, дед и отец патриарха, его родственники и сослуживцы. В период ссылки Пушки — на дед патриарха Тимофей Терентьевич Беллавин ездил в Новоржевский уезд, чтобы определить своего сына Григория на дьяческое место в церковь, прихожанином которой был Петр Абрамович Ганнибал. Двоюродный брат патриарха Иван Григорьевич Беллавин — священник, человек литературно и музыкально одаренный, общался с композитором Мусоргским, участвовал в отпевании его матери.
Известно, что литературой, сочинением стихов увлекался и сам патриарх Тихон, в студенческие годы он на общественных началах был библиотека­рем. С литературой, преподаванием были связаны братья патриарха Павел и Иван, а младший, Михаил, был библиотекарем, писал рассказы.
Символично, что на Псковской земле сошлись пути трех пророков — обличителей смуты: поэта Пушкина, композитора Мусоргского, патриарха Тихона.

*******

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • «… МИР БОЖИЙ ЛЮДЯМ ИСПРОСИ»
  • ПЕРВЫХ ПАЛОМНИКОВ УГОЩАЛИ …МЕДОМ
  • ВЫГОВОР ЗА САМОВОЛЬНУЮ ОТЛУЧКУ …