КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ПСКОВА В 1918—1940 ГОДАХ

Победа Октября положила начало культурной революции в нашей стране. Перед советским народом стояла задача ликвидировать отсталость, добиться всеобщей грамотности, создать кадры народной интеллигенции, преодолеть пере­житки капитализма в сознании людей.
В Пскове первые мероприятия культурной революции осуществлялись в условиях ожесточенной борьбы с внешни­ми и внутренними врагами. Немецкая и белогвардейская оккупации тяжело отразились на жизни города. Немецкие Захватчики закрыли педагогическое общество, изъяли из продажи многие книги, в том числе учебные пособия. Шко­лы были буквально наводнены различными циркулярами на
немецком языке. Белогвардейцы во время налетов варвар­ски уничтожали библиотеки, сжигали книги, портили обору­дование. Некоторые культурно-просветительные учреждения пострадали от обстрелов.
После изгнания оккупантов основная масса псковской интеллигенции, испытав на себе немецкую «цивилизацию», стала сотрудничать с Советской властью. 4 декабря 1918 го­да в Пскове состоялось общее собрание учителей, которое приветствовало рабоче-крестьянское правительство и благо­дарило за освобождение от немецкого гнета.
В первые же месяцы после освобождения Пскова от немцев здесь развернулась культурно-просветительная рабо­та. Город был разделен на четыре района, в каждом из ко­торых предполагалось устройство клуба, библиотеки, школы для взрослых. В марте 1919 года в здании бывшей духовной семинарии открылся Народный дом с библиотекой-читаль­ней. В нескольких рабочих клубах читались лекции, устраивались митинги. Начал работу крестьянский уни­верситет.
Республика еще находилась в огненном кольце фронтов, а Советское правительство 26 декабря 1919 года издало де­крет за подписью В. И. Ленина о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР. С неграмотными людьми нельзя было строить новое социалистическое общество. В. И. Ле­нин говорил: «…безграмотный человек стоит вне политики, его сначала надо обучить азбуке» ‘.
В Псковской губернии, которая была на одном из по­следних мест по грамотности в России, эта проблема стояла особенно остро. Борьба за ликвидацию неграмотности раз­вернулась сразу же после опубликования ленинского декре­та. Организованная в Пскове выставка «Знание — сила» была направлена в специальном вагоне по городам и селам гу­бернии.
Всю работу возглавила губернская чрезвычайная комис­сия по ликвидации неграмотности (Грамчека). Силами учи­телей и их добровольных помощников проводилось обучение в школах взрослых, воскресных школах, в пунктах по лик­видации неграмотности (ликпункты). 8 октября 1920 года при фабрике «Шпагат» состоялось торжественное открытие первой в Пскове школы грамоты для взрослых, в которую Записалось 22 человека.
В 1924 году на борьбу за ликвидацию неграмотности поднимаются широкие слои трудящихся. В феврале в губер­нии создается добровольное общество «Долой неграмот­ность», насчитывавшее к концу 1925 года свыше 24 тысяч членов. Большую роль в организации и деятельности этого общества играли комсомольцы.
Предприятия и учреждения Пскова взяли шефство над деревней. Ячейка общества «Долой неграмотность» при за­воде «Пролетарий» организовала помощь ликпункту в под­шефном селе. Рабочие завода имени Урицкого послали в подшефную Палкинскую волость учебники, тетради, каран­даши.
Особенно широкий размах борьба с неграмотностью при­няла в годы первой пятилетки. Культпоход за ликвидацию неграмотности и малограмотности, начатый в августе 1928 года по инициативе ЦК ВЛКСМ, был горячо поддер­жан псковичами. Псковский окрисполком принял постанов­ление об участии в культпоходе, образовал окружной штаб. Комсомол мобилизовал 750 человек для обучения неграмот­ных. К 1940 году почти все население Пскова стало гра­мотным.
В первые годы Советской власти органы народного обра­зования и общественность «много внимания уделяли детям. Вследствие войны и разрухи беспризорность приняла широ­кие размеры. Кроме того, в Псковскую губернию в 1921 году прибыло из голодающего Поволжья 4800 детей. В детских домах были размещены 2200 человек, остальные отданы на воспитание в семьи псковичей. Псковский уездно-город-ской комитет РКП (б) принял решение: всем коммуни­стам, не имеющим детей, взять на воспитание по одному ребенку.
В марте 1924 года в Пскове было создано общество «Друг детей». Через Два года в его рядах насчитывалось свыше 1900 членов. Общество вело разнообразную работу по улучшению условий жизни подрастающего поколения.
После Октябрьской революции вместо старых гимназий с буржуазными устоями, оторванностью от жизни надо было создать совершенно новый тип школы, призванный воспиты­вать образованных и сознательных строителей социалисти­ческого общества.
Цели и задачи советской школы определил В. И. Ленин в своем выступлении на III съезде комсомола в октябре 1920   года.   Он   призвал   молодежь   ежедневно,   ежечасно
связывать дело воспитания, обучения и образования с практи­кой, с общественно полезным трудом. «Только в труде вме­сте с рабочими и крестьянами, — говорил В. И. Ленин, — можно стать настоящими коммунистами» ‘.
Строительство новой советской школы в Пскове и гу­бернии началось лишь в конце 1919 года и проходило в трудных условиях. В период войны и оккупации была зна­чительно подорвана материальная база школ. Достаточно сказать, что в одном из зданий 1-й мужской гимназии в Пскове (ныне средняя школа № 1) находился штаб Север­ного фронта. Остро ощущался недостаток в учителях, что объяснялось частыми мобилизациями их на фронт, в прод­отряды, на работу в советских органах.
Школы получали ничтожное количество учебников и учебных принадлежностей. В 1920 году в Пскове прихо­дилось по одному учебнику на семь человек, по одному карандашу на шестнадцать и по две ручки на пять че­ловек.
В это трудное время борьба за сохранение школьной сети проводилась под руководством партии и при широкой поддержке трудящихся. Предприятия и учреждения обеспе­чивали находящиеся при них школы помещением, отоплени­ем, освещением, а учителей — продовольствием. Проводи­лись «Недели помощи школе».
Учитель становился надежной опорой партии и Совет­ской власти во всех важнейших мероприятиях и в повсе­дневной жизни. Большое значение имели указания В. И. Ле­нина о внимании к учителю, о его роли проводника идей партии в массы. В. И. Ленин писал: «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржу­азном обществе» 2.
К 1930 году в стране были созданы необходимые усло­вия для перехода к всеобщему начальному обучению. XVI съезд ВКП(б) поставил эту задачу как боевую задачу партии на ближайший период. В связи с введением всеобу­ча Советское правительство увеличило ассигнования на строительство и оборудование школ, на улучшение мате­риального положения учителей. Большую работу по осуще-
1  В. И. Ленин.  Поли. собр. соч., т. 41, стр   317.
2  В. И. Л е п и н. Поли. собр. соч., т. 45, стр. 365.
ствлению всеобщего обязательного обучения проводил Ле­нинградский обком партии во главе с С. М. Кировым. Во всех округах, в том числе и в Псковском, были созданы ко­митеты содействия всеобучу. Из Ленинграда в Псковский округ, где ощущался недостаток в кадрах, были направлены 400 учителей.
В борьбу за проведение всеобуча включилась обществен­ность. Комсомол взял пад ним шефство.
В Пскове всеобщее начальное обучение было введено в 1932 году. В школах города обучалось 98,8 процента детей в возрасте 8—11 лет, осуществлялся переход к всеобщему семилетнему образованию. Тем не менее в работе школ имелись еще большие недостатки. Широко распространив­шиеся в те годы «левацкие» увлечения на педагогическом фронте — «бригадно-лабораторный» метод, «метод проек­тов» и другие — наносили вред школе.
Решения партии и правительства по вопросам народного образования в последующие годы обеспечили выход совет­ской школы на правильный путь. Накануне Великой Отече­ственной войны в Пскове имелось 12 общеобразовательных школ.
Переход к мирному социалистическому строительству по­ставил задачу подготовки кадров для всех отраслей народ­ного хозяйства и культуры. До революции на Псковщине не было ни одного высшего учебного заведения и только пять средних. В 1925 году в Пскове были созданы три школы ФЗУ: на заводах «Металлист», деревообделочном и на фаб­рике «Шпагат». Все они находились на обеспечении этих предприятий и готовили для них кадры. Кроме того, име­лась художественно-промышленная школа и школа швей­ников.
Псковский землеустроительный техникум (до револю­ции — землемерное училище) готовил техников-землеустрои­телей для сельского хозяйства.
26 октября 1919 года на базе учительской семинарии в Пскове был создан Институт народного образования с тремя факультетами: словесно-историческим, физико-математиче­ским и естествознания. Через три года при институте был открыт рабочий факультет (рабфак). Слушателями рабфака являлись рабочие, красноармейцы, партийные и советские работники — всего 120 человек, в большинстве своем комму­нисты и комсомольцы. В 1923 году институт был преобразо­ван в педагогический техникум.
Дальнейшее развитие народного образования потребовало Значительного увеличения числа учителей, и в октябре 1932 года по инициативе С. М. Кирова в Пскове создается педагогический институт, которому позднее было присвоено его имя. В институте имелось пять отделений: социально-экономическое, математическое, физическое, химическое, биологическое. Вскоре при пединституте был открыт двухго­дичный учительский институт для подготовки учителей се­милетних школ. В 1936 году состоялся первый выпуск обоих институтов — 148 учителей.
В годы первой пятилетки в Псковском округе на первый план выдвигается задача подготовки специалистов для сель­ского хозяйства. В связи с образованием в округе льпосем-рассадника сельскохозяйственный техникум был реоргани­зован в льноводческий и осенью 1928 года переведен из Порховского уезда в Псков. В ноябре 1931 года льнотехни-кум, единственный в Союзе, выпустил первую группу агро­номов-льноводов.

*******
Страницы: 1 2 3

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • МУЗЕЙНАЯ РАБОТА
  • Исторические культурные и архитектурные памятники
  • Послесловие о жизни княгини Ольги