МУЗЕЙНАЯ РАБОТА

Наш район по праву может гордиться замечательным краеведческим музеем, известным далеко за его пределами. О его экспозиции предполагается рассказать в будущих выпусках альманаха. Но не все островичи знают, что у нас есть несколько школьных музеев, в каждом из которых есть свои уникальные экспонаты и материалы. В этом выпеске альманаха руссказ об одном из них.
И.А. Никифорова,
учитель географии Горайской школы, заведующая музеем.
Школьный музей в Гораях.
Недавно Горайская школа отметила свой сто­летний юбилей. Из того, что нажито за эти годы и чем, несомненно, можно гордиться, едва ли не в первую очередь следует назвать музей — компактный, но очень ёмкий по своему содержа­нию. Вырос он из Ленинской комнаты. После зак­рытия в 1984 году двухэтажного корпуса школы она была перенесена в новое здание, в помеще­ние, где теперь располагается библиотека. В Ле­нинской комнате хранились материалы по исто­рии родного края, экспонаты, собранные за дол­гие годы. Нужно отметить, что люди в школе ра­ботали активные, увлечённые, любящие свою зем­лю. Вместе с Г. Г. Купцовой, учителем математи­ки, ныне директором школы, ребята часто совер­шали походы по родному краю. Будучи в Велье, они случайно узнают, что здесь оформляется му­зей неким латышом А.А. Лайдиньшом. При встре­че Галина Георгиевна договаривается, что он офор­мит и школьный музей в Гораях. Этот человек прекрасно знал Псковский край, изучил его исто­рию, имел много интересных материалов, был замечательным мастером по оформлению музеев. Работал Алдис в Горайской школе около шести месяцев. Его непосредственными помощниками были учащиеся и учителя Александр Николаевич Васильев, Григорий Иванович Елисеев. Заведую­щей музеем в то время была Людмила Николаев­на Михайлова, в настоящий момент заместитель директора.
Школа ширилась, помещений для занятий не хва­тало. Было решено Ленинскую комнату переиме­новать в музей и разместить напротив учительс­кой. Это помещение вначале трудно было и пред­ставить музеем. Два чулана превратили в простор­ную комнату. Оформляли её долго и тщательно. Несмотря на огромное количество материала и маленькую площадь, учителям и учащимся уда­лось организовать замечательный музей, что отме­чают частые гости школы.
Сейчас его работа направлена, в первую очередь, на подготовку экспозиций из фондов музея, кото­рые разворачиваются прямо в коридорах.
Таким образом, были оформлены очень интерес­ные материалы по истории школы, посвященные её выпускникам, среди которых Глава Админист­рации г. Острова и Островского района А.И. Афанасьев.
Музейные экспозиции активно участвуют и не­посредственно в процессе обучения. Например, на уроках литературы ребята знакомятся с пись­мами с фронта, и эти обращения к живым свиде­тельствам истории оставляют в их душе неизгла­димый след. На основе музейных материалов, в том числе книги о Гораях и семье Розенов, пода­ренной музею пушкиногорскими научными со­трудниками, под руководством С.А. Христофоро-вой поставлен замечательный спектакль «Отъезд сестёр». Эта работа отмечена грамотой за изуче­ние родного края. Материалами Горайского му­зея пользуются и гости, и исследователи края.
Ученики, взрослея, покидают школу, новые са­дятся за парты. Им хранить музейные реликвии, их нужно знакомить с историей малой родины.
СТЕНДЫ И ФОНДОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ В ГОРАЯХ.
I. История школы.
На стенде оформлены основные памятные даты, помещены фотографии школы. Также имеются:
• материалы, посвященный работе Синерецкой, Горайской, Мичуринской и Заборовской школ;
• похвальные грамоты, которыми награждена шко­ла и учащиеся; фотографии выпускников;
• альбом с письмами и пожеланиями выпускни­ков;
• аттестат о семилетнем образовании от 1948 года;
• личное дело учителя Е.П. Фёдоровой и др.
II. Стенд «Гораи в составе Велейского уезда Псков­ской вечевой Республики».
III.  Стенд «Гораи в составе Опочецкого уезда».
IV.  Стенд «Отечественная война 1812 года».
V.  Стенды «Восстание декабристов», «Владельцы Горайской усадьбы», а также материалы о пско­вичах-декабристах, план-картина и фотографии Горайского парка, альбом «Парк Лореров-Розе-нов» и др.
VI. Материалы по истории Островской земли, фо­тографии видов Острова и реконструкции Остро­вской крепости.
VII. Материалы по военной истории:
• о земляках-участниках Великой Отечественной войны;
• списки, биографии, фотографии, письма, ксеро­копии документов ветеранов;
• стихи фронтовиков и др.
VIII.  Предметы народного быта: самовары, вы­шивка, гребни, прялки, утюги, жернова и др.

*******

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Летопись г. Остров
  • ШТРИХИ ИСТОРИИ
  • ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В Г. ОСТРОВЕ