Княгиня Ольга в зеркале письменных источников

Теперь посмотрим, какой реальной властью могла пользоваться княгиня Ольга при дворе своего мужа. Сра­зу же замечу, что оба они – скандинавы второго поколе­ния, родившиеся на севере Восточной Европы: Игорь – в Ладоге незадолго до 879 года (по некоторым сведениям, ему в этом году было два года), а Ольга – в Выбутах или в их ближайшей округе около 893 года. Прямых сведе­ний о властных полномочиях княгини нет, но есть пря­мые аналогии. Князь Владимир, незаконнорожденный и нелюбимый внук Ольги, скандинав третьего поколения, правил в Новгороде незадолго до 980 года вместе со сво­ей женой Алогией. О его правлении есть упоминание в сборнике норвежских королевских саг знаменитого ис­ландца Снорри Стурлусона «Круг Земной» в саге об Ола-ве Трюггвассоне: «У могущественных конунгов был тог­да такой обычай: половина дружины была у жены конун­га, и она должна была содержать её на свои ередства, и ей причитались налоги и подати, которые были ей необходимы для этого (разрядка моя – А.А.). Так было и у Вальда-мара конунга: у его жены была не меньшая дружина, чем у него, и конунг и его жена соперничали в том, чтобы заполучить к себе в дружину наиболее доблестных му­жей».
Между прочим, в Новгороде найден деревянный ци­линдр с любопытной надписью, видимо, имеющий отноше­ние к моей теме. Такие цилиндры служили в качестве свое­образных замков и одновременно бирок для опечатывания мехов, поступавших при сборе дани. На цилиндре вырезан трезубец с закруглёнными плечиками . Трезубец соотно­сится с князем Владимиром, внуком Ольги, который пра­вил в Новгороде в 970 – 980 годах. Надпись обычно читают как «Мечника мешок в тех мотках Полотвеца»; последнее -имя этого мечника – дружинника, собиравшего дань. Учи­тывая, что у княгини Ольги были свои «знамения», то есть знаки собственности, по-видимому, близкие к знакам кня­зей, можно считать, что подобные «мотки» с мехами посту­пали с податных территорий и княгине Алогии. Нельзя ис­ключать и того, что трезубец с округлыми плечиками мог принадлежать не Владимиру, а его жене Алогии.
Сравнивая властные полномочия Алогии и Ольги, надо заметить, что такой же властью и такими же возмож­ностями и правами располагала и княгиня Ольга, имев­шая свои податные области и свои источники дохода. По­скольку Ольга и Алогия располагали приблизительно од­ним и тем же земельным доменом последовательно, здесь возможны какие-то точки соприкосновения. Любопытное известие находим у В.Н. Татищева: «… Изборск, его же и Ологиягард от княгини Ольги имяновали».
Ологиягард – это буквально « укрепление Ологии», то есть, город Ологии. Ология – это почти точно передан­ное имя Алогия – имя жены князя Владимира в бытность его в Новгороде. Имя Ология – это никак не Ольга. Тати­щев нашёл интересное упоминание, но истолковал его по-своему, тем более, что формальные основания у него были – ольгинская топонимика на территории Изборска есть. Вероятно, имена Ольги и Ологии – Алогии могли быть свя­заны с территорией Изборска в связи с последовательным вхождением этого города в домен великих княгинь.
В 946 году Ольга пошла в древлянскую землю на встречу с князем Малом с небольшой собственной дру­жиной, взяв только 200 человек и сообщила древлянам, что за ней движется дружина её мужа. Вот здесь летопись совершенно обыденно, как бы между прочим, и сообщает, что и у князя и у княгини были свои дружины. С Оль­гой были только «отроки», то есть, младшие дружинни­ки, но и этой дружины вполне хватило на то, чтобы ис­сечь по приказу княгини 5000 упившившихся древлян, что говорит о хорошей подготовке воинов и очень жёсткой дисциплине в личной ольгиной дружине. Эти же дружин­ники собирали и дань в подвластных княгине землях.
Вполне возможно, что и погосты, и дани, и оброки она устанавливала именно на этих подвластных ей зем­лях, и идолов затем могла свергать там же. Напомню, что после победы над древлянами одна треть дани с этого крупнейшего племени шла в ольгин град Вышгород. Су­щественно, что после всех этих безобразий на древлян на­ложили «дань тяжку». Так что, платили они уже не «По чёрне куне от дыма», а поболее. Летописец Переяславля Суздальского даже сообщает сколько: «… по две куне чръных, по две веверици, и скоры и мёд». Веверицы – это белки, скоры – шкуры. Княгине было на что содержать свою дружину. Архангелогородский летописец добавля­ет, что две трети дани шли к Святославу, а третью он дал своей матери. Ещё один намёк летописи на то, что в 946 году Святослав был уже вполне взрослым человеком, а также и на то, что, следовательно, в 947 году Ольга наво­дила порядок , в первую очередь, в своих собственных владениях, где Святославу делать было нечего. Вполне возможно, что и та треть дани, которую получала княги­ня Ольга с древлян, шла к ней в Вышгород не с древлян­ской земли вообще, а с какой-то конкретной области этой земли. Дело в том, что на территории бывших племен­ных владений древлян в середине XIX века были зафик­сированы и ольгинская топонимика, и предания о княги­не Ольге. В районе Искоростеня знали место Ольгиной Церкви, Ольгины Купальни и Зеркала Ольги на реке Уше. Далее за Овручем и к Житомиру Ольгиными назывались многие колодези, из которых она пила воду, урочища, где
она останавливалась и камни, положенные в тех местах, где она молилась. Летопись утверждает, что вначале «…иде Олга по Деревстей земли с сыном своим , урокы уставляющи и суть становища ея и ловища и до сего дни. И прииде в Киев и пребыв лето едино и устави погосты, поиде к Новугороду…» Не появился ли у неё и здесь, в древлянской земле, после 946 года, земельный домен, по­добный тому, что она имела на севере? И домен этот по­добным же образом мог маркироваться ольгинской то­понимикой, связанной с преданиями. А почему бы и нет? – Vae victis ! – Горе побеждённым !
А то, что касается удивительного для средневеко­вья равноправия в скандинавском обществе между жен­щиной – хозяйкой и воином – мужчиной, так наглядно отражённого на княжеском уровне в описании дружин князя и княгини, то оно, это равноправие, согласно скан­динавской мифологии соблюдалось и в мире богов: толь­ко половину убитых в бою получал верховный бог Один в свои чертоги – в Валгаллу, а другая половина шла в чер­тоги богини Фрейи – в Сессрумнир … В конце концов, равенство, так равенство !

*******
Страницы: 1 2 3 4

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Что мы знаем о княгине Ольге?
  • Святая Равноапостольная Княгиня Ольга
  • Летописный бъдын