ЮБИЛЕЙ ГОДА

История строительства цепных мостов достаточно хорошо известна благодаря Н.А. Панову, записавшему её со всеми подробностями в своей «Летописи г. Острова и его уезда», а также местным краеведам и исследователям, постоянно к ней обращающимся. Материал, предлага­емый читателю, раскрывает эту тему с новой, несколько неожиданной стороны.
И.С. Елисеев, краевед
К вопросу о причинах строительства цепных мостов
В ноябре месяце 2003 года исполняется ровно 150 лет со дня пуска в эксплуатацию мостов на реке Великой в г. Острове. В многочисленных опи­саниях их строительства обязательно приводится предание о том, как сам Николай 1 при переправе через реку приказал срочно навести мосты в уезд­ном Острове. Конечно, поводом для строительства мог послужить и этот эпизод. Но если вниматель­нее посмотреть на события XIX века, то станет понятно, что причины были более серьёзными.
Слишком часто нркно было царю гневаться, так как на всех больших почтовых трактах, идущих к Варшаве, Киеву, Ковно, Риге, не было ни одного постоянного моста. На Великой, Шелони, Ловати и других реках каждой весной устраивались пере­правы и перевозы. Всегда возникали большие труд­ности с их устройством. Переправы с плавучими мостами, мостами на козлах, а также паромы со­держались на городские или уездные доходы. Так из архивных документов известно, что в 1849 году в Порхове плавучий мост через реку Шелонь был весной выставлен на торги на содержание его на осенне-весенний период за 250 рублей. Но желаю­щих взять переправу не нашлось, так как в случае срыва моста с якорей ставить его на своё место придётся за свой счёт, и потребуются затраты на много более 250 рублей. Такое же положение было и в Острове
Ранее в Пскове через Великую также не было по­стоянного моста, а возводился наплавной мост, удер­живаемый на течении канатами, якорями, сваями. Но такие мосты были очень ненадёжными. Это показал в XIX веке 1844 год, в котором было осо­бенно много стихийных бедствий.
Вот о чём писали «Псковские губернские ведомо­сти» 19 июля 1844 года: «С 11 по 12 число июля месяца в ночи сильная буря причинила в некото­рых местах Псковской губернии немаловажный вред… В г. Острове мост на реке Великой совсем снесён, и теперь устроена переправа паромом. Кроме того, снесён так же мост для пешеходов. На соляных и винных магазинах с одной стороны со­рвана крыша длиною 9 саженей. Повалило сарай, где находился полковой обоз, и при давило оный; в аптечном цейхгаузе Полкового лазарета раскрыло крышу. С Покровской церкви сорвало купол со крестом, а в церквях и домах вырывало рамы и разбивало много стёкол и вообще много раскрыло надворных строений и повалило заборов».
2 августа 1844 года та же газета писала: «22-го числа истекшего месяца в Опочке в 7 часов попо­лудни при сильном дожде и ветре сорвало внезапно бурею канат, по коему ходит паром, устроенный по случаю разрушенного сильным напором воды ещё 11 июля моста. Столбы, к коим были при-
креплены концы паромного каната, вырвало. В продолжение 3-х часов вода в реке Великой при­бывала быстро, и вдруг, перейдя берега, разлилась по ближайшим к берегу улицам, снеся все мости­ки на канатах устроенные, и затопила огороды и сады… По улицам ездят на лодках, а в дворах сооб­щаются на устроенных наскоро плотах…».
27 сентября 1844 года «Псковские губернские ведомости» вновь сообщают о третьем в этом году стихийном бедствии: «Псков. Беспрерывные бури и постоянный дождь продолжаются с конца авгу­ста. Яровые ещё не убраны, низкие места покрыты водою… 25-го числа этого месяца в 5 j часов небо вдруг озарилось большою огненною тучею, кото­рая вскоре исчезла; но в то же время поднялся сильный ураган и полился дождь. Внезапным по­рывом ветра вырывало в садах много деревьев, выбивало в окнах рамы и стёкла и сорвало на реке Великой в третий раз в нынешнее лето мост… Между многими местами почти нет сообщения, и бедный крестьянин не может вывезти и того, что собрал с величайшим трудом…».
При осеннем ледоставе, весеннем ледоходе, а так­же при стихийных бедствиях полностью прекра­щалось движение по тракту. Тогда по двум бере­гам скапливалось много проезжающих и почтовых троек.
Но основной причиной, побудившей ускоренны­ми темпами строить мост в Острове, ремонтиро­вать дороги и прокладывать новые, были важные военно-стратегические задачи. Как известно, в фев­рале 1848 года во Франции началась революция,
которая распространилась на другие страны. Ни­колай I получил известие о революции 20 февраля, а 24 он начал мобилизацию русской армии. К лету 1849 года началось революционное движение в Венгрии и Австрии. На помощь австрийской мо­нархии Николай I двинул огромную армию в 150 тысяч человек. Для обеспечения армии всем необ­ходимым требовались хорошие дороги и мосты. Кроме того, начались противоречия с Турцией, которые в 1853 году привели к войне. В качестве защитников Tj рции выступали Англия и Франция. Началась Крымская война, окончившаяся пораже­нием России. Одной из причин поражения рус­ской армии было примитивное состояние транс­порта. Из центра на юг страны не было ни одной железной или шоссейной дороги. Войска проделы­вали тысячевёрстные переходы пешком; оружие, боеприпасы и снаряжения перевозились на волах. Легче было доставить солдат в Крым из Англии или Франции, чем из центра России. Поэтому затянув­шийся до сих пор вопрос о строительстве мостов был, наконец, решён.
Чтобы ускорить строительство и уменьшить затра­ты, было принято умное инженерное решение. Строительную известковую плиту для опор моста и щебёнку для насыпей стали добывать рядом с рекой, прямо на базарной площади. Здесь был раз­работан карьер. Остатки его сейчас можно видеть за торговыми рядами, где установили самолёт и оборудовали детский парк.
Мост был построен форсированным методом как раз к началу Крымской войны.

*******

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Когда наступил мир
  • ВНЕШНИЙ ОБЛИК ГОРОДА
  • НА ПОЧТОВЫХ ТРАКТАХ