НА ПОЧТОВЫХ ТРАКТАХ

Среди факторов, более всего повлиявших на историческое развитие Острова и его экономику, можно назвать дороги. Уникальное расположение города на основных транспортных магис­тралях из «северной столицы» в Европу не раз оказывало ему добрую услугу, влияло на тече­ние городской жизни. С историей строительства шоссейных и железных дорог России связан и рад наших культурно-исторических памятников.
И.С. Елисеев, краевед
Почтовая станция с гостиницей
Как известно, через Остров шёл большой по-нтовый тракт из Санкт — Петербурга, кото­рый здесь разветвлялся на два направления: южное — на Великие Луки, Витебск, Киев, Смоленск; и западное — на Ковно и Варшаву. Тракт на Опочку проходил по правой стороне реки Великой с пере­правой недалеко от Синского, в Огурцове, а затем шёл значительно правее нынешнего шоссе в сторо­ну Велье.
На Псковщине, как и во всей России до середины XIX века, основными путями сообщения были грун­товые дороги с гужевыми перевозками и ямским промыслом. По дорогам днём и ночью тянулись длинные обозы с тяжело нагрркенными телегами. В плохую дождливую погоду они разбивали почто­вые тракты в пух и прах. Кроме того, сильно пор­тили дороги прогоняемые в Остров гурты скота, хотя и предписывалось гнать их по обочинам. Воп­рос о скотопрогонных дорогах нередко рассмат­ривался на совещаниях при псковском гражданс­ком губернаторе. Поэтому и получалось, что дви­жение по трактам было интенсивное, а сами они разбитые. Ямщики должны были везти в час обык­новенных проезжающих в летнее время 10, в зим­нее 12, а осенью 8 вёрст. Даже при благоприятных условиях почтовые тройки двигались медленнее, чем предписывалось. По этой причине всегда не хвата­ло лошадей. Станционному смотрителю часто при­ходилось их искать на стороне у помещиков или у
крестьян и нанимать за деньги.
В Псковском государственном архиве (ГАПО) хранится много отчётов XIX века о работе почто­вых станций Псковской губернии. В 1846 году от Острова до Опочки были следующие почтовые стан­ции: Синская, Ворсули, Исса. Из отчёта начальни­ка 6-го Псковского отдельного округа путей сооб­щения за 1846 год видно, что на всех станциях была большая нехватка лошадей: не доставало в Острове 35 лошадей, а на других — по 39.
В самом неблагоприятном состоянии находилась почтовая станция в Синском из-за речной пере-
правы и разбитой дороги в сторону Острова, кото­рую сильно портили военные обозы расквартиро­ванного в Острове полка, а также другие грузовые обозы и скот. По этим причинам в 1847 году была организована промежуточная почтовая станция между Синским и Островом в деревне Рублёво.
В Острове до 1814 года была обыкновенная дере­вянная почтовая станция с половиной для проез­жающих людей. Место её расположения сейчас неизвестно. Гостиницы при ней не имелось. По­этому проезжающим в ожидании лошадей, а так­же при неисправности переправы через реку при­ходилось коротать время лишь на станции, сидя на лавках, пить чай, играть в карты, выходить на бе­рег и наблюдать, как воздвигается переправа, или же переправляться на лодке и на другом берегу ис­кать и нанимать транспорт. Эти неудобства, связан­ные с переправой через Великую, побудили руко­водство Министерства внутренних дел, в ведении которого находились дороги, начать строительство большой почтовой станции с гостиницей, от кото­рой можно было получать значительные доходы для почтового ведомства. Примером слркила почтовая станция под Псковом, в Крестах. Там предприим­чивый купец Шитт построил рядом со станцией двухэтажную гостиницу и имел от неё порядочный доход. В ней он частенько устраивал танцы. Повесе­литься сюда ездили даже псковичи из города.
В Псковском государственном архиве сохранились документы, рассказывающие о начале строитель­ства станции в городе Острове. Её здание и некото­рые хозяйственные постройки сохранились до на­стоящего времени. Это дом № 9 (в настоящее время нумерация отсутствует) на улице Карла Маркса, почти напротив районной поликлиники. Его архи­тектура обращает на себя внимание высокими ок­нами с полукруглыми арочными фрагментами. На здании имеются две доски с надписями. На одной значится: «АОО ДСУ-3». На другой надпись не совсем конкретная: «С 1824 по 1826 годы в горо­де Острове неоднократно бывал А.С. Пушкин. Остров стал последним городом на трагическом пути поэта в феврале 1837 года». Конечно, Пуш­кин бывал в Острове, но этого здания видеть не мог. Вопрос о его строительстве возник 5 декабря 1837 года, а первый документ по этому поводу был получен Псковским губернатором из Министер­ства внутренних дел 28 февраля 1838 года, то есть через год после смерти поэта. В журнале входящей документации Псковского гражданского губерна­тора, хранящегося в Псковском государственном архиве, имеется следующая запись: «Из Министер­ства внутренних дел поступило предписание от 5 декабря 1838 года о постройке в г. Острове камен­ного станционного дома с гостиницей за 64.700 рублей. Деньги будут выдаваться по мере поставки материала и хода работ: вырывка рва под фунда-
мент, выкладка фундамента, возведение стен и т.д.». В губернском извещении Островскому городскому магистрату прилагается план, составленный губер­нским землемером, с указанием места строитель­ства почтовой станции на новом земельном участ­ке. В Острове на улаживание дел по отводу участка под станцию и организацию строительства был на­значен городской предводитель дворянства барон Фитингоф. Он сразу же столкнулся с препятствия­ми, так как на указанном месте строительства стан­ции находились земли мещанина Мамонова и ме­щанки дочери Горшановай, которые уступать свои земли не желали… Об этом барон Фитингоф пись­мом сообщил Псковскому губернатору и в Мини­стерство внутренних дел. Через некоторое время из Министерства пришло предписание от 11 мар-та1838 года определить цену этой земли по 10-летней стоимости дохода от огородов и стоимости сараев и построек по согласованию с владельцами. Для оценки стоимости места под станцию была создана комиссия из представителей Островского городского магистрата и помощника губернского архитектора Галицина. Состоялись переговоры между комиссией и владельцами земли. Горшано-ва просила при отобрании у неё земли и места за сносимую ветхую постройку 1100 рублей ассигна­циями и выговорила себе сносимые строения. А за огородное место — 250 рублей и ещё оплату сто­имости перевозки построек на новое место.
В итоге, после всех переговоров комиссией был под­ведён итог своей работы, оформленный актом куп­чей. Всего от мещанина Мамонова и мещанской дочери Горшаковой покупается земля в количестве 725 кв. саженей и выпрашивается ими по 1100 рублей и вознаграждение: первому 900 рублей и Гор­шаковой 400 рублей. Сделку подписали владельцы земли и члены комиссии, а за отлучкой в городе городского головы его заменил помощник губернс­кого архитектора Галицин. Дело оформлял и запи­сывал городской старший писец Соколовский. До­кумент о заключенной сделке был выслан Псковс­кому губернатору и в Министерство внутренних дел.
29 мая 1839 года состоялось очередное заседание комиссии. В связи с тем, что владелец земли меща­нин Мамонов умер, было вынесено решение вып­латить назначенную сумму наследникам умерше­го. Городскому магистрату предписывалось отвес­ти её владельцам новое безденежное место из сво­бодной городской земли взамен отошедшей.
3 августа 1839 года псковским губернатором был получен именной Высочайший указ на имя Мини­стерства финансов о займе из Государственного Заёмного банка за счёт земских сборов Псковской губернии в сумме 41.500 рублей для целей строи­тельства почтовой станции. Остальные 21.200 руб­лей предписывалось изыскать по месту строитель­ства из земских уездных средств. После освобож-
дения участка от строений-был найден подрядчик на поставку им строительных материалов. Были завезены бочки со смолой и смоленая льняная пак­ля в тюках для гидроизоляции фундамента, извест­ковая плита, известь в бочках и другие строитель­ные материалы. Для охраны завезённого был нанят сторож. Но по прибытии строителей выяснилась недостача многих строительных материалов. Так, бочки со смолой и известью были наполнены не полностью, тюки с паклей весили меньше, чем дол­жны были весить. Строители отказались приступать
к работе до полного выяснения причин недостачи материала и требовали определения истинного его количества. Сторож, охранявший материалы, кате­горически отказывался брать вину на себя. Он зая­вил, что охранял не вес материала, а количество тюков и бочек, вес же он не знал. Была создана комиссия, которая выявила, что в недостаче виновен подряд­чик, поставлявший материал, который рассчитывал на бесконтрольность строителей.
Статья составлена по материалам ф.20 Государствен­ного архива Псковской области.

*******

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Железная дорога
  • ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В Г. ОСТРОВЕ
  • ЮБИЛЕЙ ГОДА