Возрождение Новосокольников

За тридцать месяцев немецкой оккупации Новосокольники превратились в груды развалин. 1050 домов было уничтожено полностью, уцелело каким-то чудом только 32 дома и около 185 коробок без крыш и потолков. Фашисты уничтожили паровозное и вагонное депо, железно­дорожные мастерские, узлы связи, здание вокзала, радиоузел и другие здания. В районе были сожжены почти все школы, все библиотеки, большинство клубов. Оккупанты разгромили 149 кол­хозов и совхоз «Шахниха». От двух МТС сохранился только один дом, а ведь до войны на землях района работало около ста тракторов.
Колхозные поля в буквальном смысле оказались начиненны­ми металлом. Около 100 километров заграждений из колючей проволоки оставили после себя фашисты, более миллиона мин, свыше 30 тысяч окопов и других военных сооружений, много по­ломанного оружия и разбитой техники.
Сразу же после освобождения города приказом командующе­го 22-й армией командир 178-й Кулагинской дивизии генерал А. Л. Кроник был назначен начальником гарнизона города.
На городских улицах закипела работа. Саперы занялись раз-миниоованием зданий и сооружений, уцелевших после боев. По­степенно на родные пепелища стали возвращаться мирные жи­тели.
Возобновил свою работу райком партии во главе с первым секретарем А. М. Соловьевым. Горисполком возглавил Н. Яков­лев.
Жители послевоенного города вспоминают, что в самих Но-восокольниках по дорогам невозможно было проехать Они были взорваны мощными авиабомбами. На железнодорожном узла бы­ли взорваны не только сами здания, но и рельсы, разрушены все мосты, на многие километры оказались уничтоженными же­лезнодорожные насыпи. Фашисты постарались сделать из города мертвую зону, стерли с лица земли все, что новосокольничане создавали многие годы. Порой казалось, что жизнь в этом городе прекратилась навсегда, что люди не смогут справиться с огромным масштабом восстановительных работ. Однако уже на второй день после освобождения города окрестности Новосоколь-ников огласил паровозный гудок — это железнодорожники изве­щали население о начале мирных трудовых будней.
В 1944 году восстановительные работы на узле были поруче­ны подъемно-ремонтному поезду железнодорожных войск. При­бывающие с фронтов новосокольнические железнодорожники жи­ли в вагонах. Ночью они старались по возможности находиться подальше от железной дороги, а паровозные бригады прятались в стогах сена, на окраине города. Фашистские самолеты долго еще старались помешать восстановлению города. До пятнадцати раз сбрасывали на узел бомбы на протяжении одной ночи. Точ­ности попадания не было. Помогала светомаскировка, и выруча­ла наша зенитная артиллерия.
Случалось, что узел подвергался бомбежкам днем, ведь фронт находился от города всего в 20 километрах. Это не мешало же­лезнодорожникам вести сложные ремонтные работы. Станки, не­обходимые для ремонта паровозов, Новосокольникам сразу же выделило управление железной дороги. Кадры кочегаров, помощ­ников машинистов готовились на месте.
Паровозное депо возглавил приехавший из Ржева опытный железнодорожник Сергей Павлович Рязанов. Через несколько дней прямо под открытым небом стали функционировать основ­ные подразделения: механический цех, цех промывки и ремонта паровозов и крановый. Начальники цехов С. Войкевич, Е. Бло-кунов и А. Бойков были закаленные войной местные железно­дорожники, способные повести за собой рабочий класс. Вскоре наладило ремонт вагонов и вагонное депо.
Дистанция пути располагалась в здании нынешнего кузнеч­ного цеха. Учитывая важность железнодорожного узла, в Ново-сокольниках организовалось отделение Октябрьской железной до­роги. В его задачу входило скорейшее обеспечение движения по­ездов между Великими Луками и Себежем, а также между Не-велем и Сущевом.
Отделение помещалось в деревянном одноэтажном здании по Октябрьской улице. Всеми его службами управлял Михаил Александрович Афанасьев, а в его помощниках ходил старший инженер Михаил Алексеевич Косачев, работавший на Новосо­кольническом железнодорожном узле еще до войны.
Среди машинистов паровозных бригад были очень опытные, довоенные специалисты — Александр Артамонов, Станислав Станкевич и другие. Поезда тогда шли по дороге очень медленно. Например, от Великих Лук до Себежа можно было доехать толь­ко за сутки.
Сильно было разрушено старое здание вокзала. Уцелела только одна комната, и в той вместо потолка были кое-как на­киданные доски. Пассажирам от дождя и снега негде было как следует укрыться. Тут же, в этом импровизированном «зале ожи­дания», напротив входной двери находилась будка с надписью «Билетная касса».
Повсюду около железнодорожной линии курились по утрам дымки. Многие новосокольничане построили себе землянки. На месте Октябрьской и Московской улиц остался голый пустырь, за паровозным депо — кладбище паровозов.
В таком состоянии находились Новосокольнический железно­дорожный узел и город в канун 1945 года. К тому времени го­род уже вошел в состав Великолукской области, сформирован­ной из освобожденных земель в августе 1944 года. Особенно ак­тивно пошли работы по восстановлению Новосокольников после Дня Победы. И это было понятно: возвращались домой фрон­товики. Вот как вспоминает то время Павел Лаврентьевич Хра-пенков, возглавлявший в те годы строительную организацию:
«Жилья мы строили много, но не хватило бы и десяти лет, чтобы полностью восстановить разрушенное и поселить всех, кто после войны возвратился в родные места. И вот узловой парт­ком решил командировать меня в Финляндию для того, чтобы получить там закупленные разборные финские домики… После того как был получен пропуск на въезд в Финляндию, на «вер­тушке»— так назывался состав, который должен был обязатель­но возвращаться на станцию, с которой отправлялся в путь,— с двумя паровозными бригадами и паровозами отправился в путь.
Получить домики было нелегко, слишком много желающих при­было за ними. Чтобы выполнить задание, пришлось применить фронтовую смекалку. В тот раз мы доставили в Новосокольники свыше ста домов. Среди них были и двухэтажные. Их устано­вили на улицах Калинина, Октябрьской, Матросова, Подгорной и на станции. В последних поселились семьи железнодорожников.
В другой раз ездил в Финляндию за домами заместитель на­чальника депо Валисейчик. Привезенные им разборные домики на этот раз были установлены на месте теперешнего молочного завода. Образовался целый небольшой поселок, который долго в городе называли „поселком Валисейчика»».
В 1946 году 5-я колонна паровозов особого резерва была рас­формирована, и 129 железнодорожников вернулись работать на Калининскую железную дорогу. Прибыло пополнение и в депо Новосокольнического узла.
Страна оказывала огромную помощь восстанавливающемуся народному хозяйству Великолукской области. Правительство пе­редало в распоряжение облисполкома продукцию трех заводов стандартного домостроения, около двухсот автомашин, две с по­ловиной сотни тракторов, 15 тысяч голов крупного рогатого ско­та, 40 тысяч овец, большое количество сельскохозяйственных ма­шин. С фронта прибыло на восстановительные работы в область восемь батальонов бойцов Красной Армии.
В сравнительно короткий срок была очищена от развалин большая территория, включились в работу пекарня и баня. В сентябре 1944 года была открыта городская школа, принявшая 615 учеников. Здание школы было возведено на ее прежнем фун­даменте заново.
А к зиме этого года на территории района было восстановле­но 136 колхозов из 149-ти. Осенью колхозники уже сумели по­сеять 5 тысяч гектаров озимых культур.
Строительство в городе и районе не прекращалось многие годы. Одно за другим поднимались административные здания, выстраивались в широкие улицы жилые дома. В 1953 году было введено в эксплуатацию и новое здание железнодорожного вок­зала. В это время уже на полную мощь работал и сам железнодорожный узел. Машинисты Псковского и Великолукского депо проводили за год до 16 тысяч тяжеловесных поездов и перевози­ли до 8 миллионов тонн грузов сверх плана. Успешно трудились и вагоноремонтники. Их производственные показатели очень ча­сто оказывались лучшими по всей сети железных дорог страны.
Произошли изменения и в Новосокольнической дистанции пу­ти. В январе 1958 года в ее состав была включена дополнитель­но Идрицкая дистанция — 130 километров железнодорожного пути. Однако это никак не сказалось на стабильности работы предприятия. Все, что появлялось нового в отрасли, сразу же на­ходило применение у новосокольнических железнодорожников. В начале 60-х годов они начали успешно применять при ремонте пути щебеночный балласт. Уже в 1968 году было уложено 64 ки­лометра бесстыкового пути на железобетонных шпалах. А к на­чалу 1987 года протяженность таких путей составила 88 процен­тов от общей длины главных путей.
Неузнаваемо изменился за эти годы город, по-другому смот­рятся и поселки. Поднялись жилые дома, новые административ­ные здания, производственные корпуса. На станциях Себеж, Ид-рица, Нащекино, Пустошка, Маево и Локня появились помеще­ния для отдыха пассажиров, «красные уголки» для отдыха рабо­чих.
За высокие производственные показатели дистанции пути не­однократно присуждались переходящие Красные знамена Ми­нистерства путей сообщения СССР и ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта, Управления Октябрьской желез­ной дороги. Большая группа работников узла была награждена орденами и медалями. Так, ордена Дружбы народов был удо­стоен бригадир пути А. П. Полетаев, ордена Трудовой славы — монтер  пути  Е.  К-  Яснов,   оператор   дефектоскопной   тележки
A.  Т. Мигачев и плотник М. В. Горбунов. Медалью «За трудовую доблесть» награждены дорожный мастер В. И. Борода, дежурная по переезду Р.  П.  Натунич, оператор дефектоскопной тележки
B.  И. Курмелев. Знак «Почетный железнодорожник» был вручен мастеру седьмого околотка Е. П. Марченко.
Многие опытные рабочие постоянно показывали пример без-

*******
Страницы: 1 2 3

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Об оплате труда председателей, бригадиров, заведующих
  • О МЕРАХ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ КОЛХОЗОВ  OТ  РАСХИЩЕНИЯ
  • УСТАВА АРТЕЛИ В КОЛХОЗАХ