«ВАШ ПОКОРНЫЙ ПОСЛУШНИК…»

Когда я начал собирать материалы о патриархе Тихоне, в пер­вую очередь заинтересовался его однофамильцами. В городе Великие Луки и районе нашлось трое Беллавиных, и все они были уроженцами Торопец — кого района. Я поехал в Торопец, и директор местного музея Павел Григо — рьевич Новиков, большой знаток своего края, составил список Беллавиных. С одними из иих я встречался, с другими вел переписку, но получить от них конкретные сведения, фотографии, письма не удалось. Почему? Об зтом написала из Твери Г. Н. Эйхен, в девичестве Беллавина1 «После 1917 года все мои предки священнослужители были гонимы. Мы, близкие, о своей ро­дословной помалкивали, прятали и уничтожали фотографии и документы..» Я хранил письма других Беллавиных, записывал рассказы о судьбе дальних родственников опального патриарха Обрадовало меня письмо из Пскова от заведующего кафедрой философских наук пединститута Глеба Викторовича Петрова. Он прислал копии десяти писем патриарха, неизвестных биогра­фам, которые обнаружил в областном архиве. Позже он опубликовал их с комментариями в журнале «Псков». Эти письма из разных мест были ад­ресованы в Великие Луки настоятелю Троице — Сергиева монастыря игу­мену Аркадию. Мне очень хотелось прикоснуться к подлинным письмам
святителя Тихона а заодно получить более подробные сведения об Арка­дии
В архивном «деле» вместе с письмами святи­теля Тихона хра­нится подлинная автобиография иг Аркадия, в ми — ру Андрея Яков­левича Чанка Начинается она традиционно «Я, Андрей Яковлев, родился 1848 года августа 6 и крещен в доме своих роди­телей » Далее сообщается, что родители — кре­стьяне Псковской губернии Печорс­кой волости отец Яков Карлов про­исхождения рус­ского, а мать Ксе — ния Игнатьева эс — тонского, оба пра — вославные Де­душка Игнатий и
бабушка Васса внуков своих «очень строго наблюдали», а первоначальной азбуке их обучал дьякон приходской церкви Как бывает переменчива судьба у Андрея с двенадцати лет «явилось желание поступить на военную службу в солдаты», стать защитником отечества, но когда он подрос, пришлось за­ниматься столярным и токарным ремеслом И вдруг в самый расцвет мо — лодости, в двадцать два года, Андрей решил оставить мирскую жизнь, стать послушником, а затем иноком и провести жизнь в монастырях Псковской епархии под именем Аркадия
В Великие Луки, в Троице — Сергиев монастырь, он был назначен в 1864 году В местном архиве хранятся интересные сведения о монастыре и его настоятеле Монастырь был основан в давние века и был для древнего города на Ловати оплотом просвещения духовности, защиты от нашествия врагов
В 1898 году игуменом Аркадием был произведен капитальный ремонт обители, пристроен новый придел, «на сводах и в алтаре написаны картины из святой истории . в Троицком храме иконостас вновь перезолочен и уст­роены новые клиросы и хоры» Игумен Аркадий в 1911 году был возведен в сан архимандрита, за 23 года службы в монастыре сделал много полезного для города и для обители. Это подтверждает рапорт благочинного Мефодия за 1899 год- «Троице—Сергиев монастырь, недавно страдавший и недостат­ком монастырских средств, и упадком жизни религиозно—нравственной, в настоящее время благодаря многополезной и усердной деятельности насто­ятеля Аркадия весьма улучшился во всех отношениях   я
Особенно рачительно вел игумен Аркадий хозяйственные дела. Его за­ботами была открыта церковноприходская школа на 30 учеников, устроена
новая баня, ограда, водопровод Через десять лет дела в монастыре еще более улучшились, о чем свидетельствует запись монастырского благочин — ного игумена Ювеналия «Мужские монастыри Псковской епархии не выде­ляются строгостью жизни и исполнением монастырского устава исключе­ние составляет Великолукский Сергиев монастырь, где настоятель игумен Аркадий Вследствие его личного трудолюбия и хозяйственной опытности, монастырь извлекает выгоды из своего огородного и полевого хозяйства — сбывает в город овощи и клевер   »
В трудный для России 1915 год, когда началась первая мировая война, архимандрит Аркадий одним из первых приютил бедствующих «все поме­щения в монастыре, — читаем в одном из документов, — заняты беженцами» В это сложное для страны время игумену по возрасту и по болезням все
труднее становилось управлять большой обителью, и он начал хлопотать о более спокойной должности. В конце 1916 года Синод принял решение о его переводе в Печерский монастырь. В журналах заседаний Псковской духовной консистории есть запись за 31 августа 1917 года, в которой изло­жен рапорт настоятеля Печерского монастыря с просьбой высылки пас­портов для эвакуации на имя арх. Аркадия и других насельников. В ответ на это епископ Евсевий пишет: «В настоящее время предположена лишь эваку­ация монастырского имущества, а монашествующей братии и духовенства… не предполагается даже и в случае неприятельского нашествия…»
В этот тревожный период в монастыре велась тяжба братии с настоя­телем архимандритом Августином. Наместник обители иеромонах Парфе— ний написал заявление в консисторию о том, что Августин присвоил себе 1000 рублей, предназначенных для архиерейского дома. Августин, уже уво­ленный от управления монастырем, вернул только 500 рублей, сославшись на то, что ему «не с чем выехать из монастыря». Монахи пригрозили, что будут жаловаться в Синод, чтобы привлечь Августина к суду, и предложили для возмещения растраты казенных денег продать что —либо из его имуще­ства…
А за стенами монастыря уже происходили трагические для России со — бытия: октябрьский переворот, немецкая оккупация, гражданская война, без­властие… В этот период насельники доверили управление монастырем ар­химандриту Аркадию, и старец два года сохранял обитель, пока не нашелся достойный преемник. В 1926 году архимандрит завершил земную жизнь. В его «Автобиографии» есть строки, которые можно поставить эпиграфом к его жизни: «Не всякая душа попадает на вечный покой, ибо царствие небес­ное дается не тому, кто молится, живя богобоязливо, и стремится туда попасть, а дается душе, заслуживающей cue».
В документах в числе множества положительных отзывов об игумене Аркадии есть один «отрицательный»: «Настоятель великолукского Троице— Сергиева монастыря позволяет излишние сборы в пользу монастыря…» Дей — ствительно, всю свою долгую жизнь Аркадий заботился не о личной славе и благополучии, а о процветании обители, духовном совершенстве насельников и прихожан. Он сохранил письма патриарха Тихона и перед смертью по —
дарил их в Печорах присяжному поверенному Б И Септу, который пере — дал их в 1931 году настоятелю Печерского монастыря епископу Иоанну В сопроводительной записке есть такие строки «Полагаю, что эти письма имеют не только музейный интерес, но и историко—биографическое значе­ние в отношении личности Тихона, а также документальную ценность » Надо отметить, что письма — реликвии сохранились в целости и сохранности, как и сам Печерский монастырь, только потому, что обитель оказалась на территории Эстонии А великолукский Троице — Сергиев монастырь, как и другие мужские и женские обители Псковской губернии, был закрыт, раз — граблен..
Письма патриарха Тихона открывают новую страницу в его биографии В этой продолжительной по времени переписке, не официальной, а дружеской,
удивляет то уважение, с каким высокий церковный сановник относился к простым монахам и жителям провинциального городка. При всей занято — сти он не забывал поздравить своих знакомых с днем ангела А в подписях «Ваш покорный послушник» — искреннее уважение, скромность и простота, которые святитель Тихон сохранил до конца жизни.
ПИСЬМА владыки Тихона о.настоятелю Аркадию
«Воистину Христос воскрес, многоуважаемый о. Аркадий.
Благодарю Вас за пасхальный привет и фотографические карточки. Вза­имно Вас приветствую, желаю Вам всяких (личных) благ от воскресшего Христа и посылаю Вам свою последнюю фотографию.
Извините, пишу кратко, так как завтра уезжаю по епархии и нужно собираться в дорогу.
Была мысль в Св. Синоде о назначении меня в Финляндию, но обер-про­курор упросил подержать меня в Америке, ввиду перенесения архиер. кафед­ры из Сан-Франциско в Нью-Йорк.
Конечно, в Америку Вам ехать не следует.
Прошу Ваших св. молитв и призываю на Вас Божие благословение, оста­юсь Ваш благожелатель                                                                   Е.Тихон
3 мая 1905 Сан—Франциск».
«Достопочтенный о. Игумен.
Два письма Ваших получены, пришли и сто руб., Вами посланных. Сер­дечно Вас благодарю за Ваше любезное внимание к нуждам нашей миссии и за пожертвование. Деньги Ваши обращаю на монастырь, который устроя— ется у нас в Епархии, при нем есть и сиротский дом.
Больно читать сообщения о том, что теперь творится в бедной Рос­сии. Кажется, все правящие потеряли голову. Бог знает, к чему это приве­дет. Ужели Господь до конца прогневался на нас? И скоро ли мы образумим­ся?
Может быть, образумятся и недовольные на Царя крестьяне. Думаю, не лишнее было бы пригласить некоторых из них на братскую трапезу в один из праздников и после переговорить с ними и разъяснить неоснователь­ность их претензий.
Господь да хранит вечно обитель Вашу!
Прошу Ваших молитв и призываю на Вас Божие благословение, остаюсь Ваш благожелатель                                                                   Архиеп. Тихон.
15 ноября 1905 Нью-Йорк».
«Достопочтимый о. Игумен.
Извините, что только теперь собрался поблагодарить Вас за поздрави­тельную телеграмму 13 авг.
А Вас приветствую с прошедшим Вашим праздником — 25 сент. Призы­вая на Вас Божие благословение, остаюсь Ваш благожелатель
А.ТиХон 28 сент. 1910, СПб».
«Достопочтимый о. Архимандрит! Сердечно благодарю Вас, о. Иону и (дьякона) Румянцева за поздрави­тельную телеграмму.
А Вас позвольте приветствовать с возведением в сан архимандрита! Как поживает о. Иг. Иона? Призывая на Вас Божие благосло­вение, остаюсь Ваш благожелатель
А. Тихон 17 авг. 1911 Ярославль»
«Достопочтенный о. Архимандрит! Приветствую Вас с праздником Вашей ев обители. Прошу передать мой привет о. Иг. Ионе.

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Патриарх Тихон
  • ПОИСКИ СОКРОВИЩ ПАТРИАРХА
  • «… МИР БОЖИЙ ЛЮДЯМ ИСПРОСИ»