Славе не меркнуть, традициям — жить

«Патриотизм—это теснейшая взаимосвязь лично­сти, общества и государства», — эта слова Ф.М. Достоевского, к сожалению, были забыты в начале 90-х годов теперь уже прошлого века. Понятие «патриот» в те годы оказалось немодным и невост­ребованным, как и вся система воспитания, суще­ствовавшая в учебных заведениях. Ненужными и ошибочными признавались деятельность пионерс­кой и комсомольской организации. Сейчас можно сколько угодно говорить о стандартности и несамо­стоятельности советского молодёжного движения, но необходимо отдать им должное: эти организа­ции отражали детские интересы, позволяли детям и подросткам приобрести полезный для жизни опыт, сохранить романтику и творческий задор на долгие годы, и, что самое важное, воспитывали чувство гор­дости за свою страну.
Вместе с исчезновением детских организаций в большинстве школ фактически сошла на нет и во­енно-патриотическая работа. Средства массовой информации утверждали, что она приводит « к милитаризации сознания, оболваниванию моло­дёжи, росту национализма» и т.д. Прекратили своё существование созданные многими ^поколениями школьников и педагогов музеи и комнаты Боевой славы, перестали проводиться военно-спортивные соревнования, были утрачены шефские связи с во­инскими подразделениями.
Сегодня, положа руку на сердце, давайте признаем — низкий уровень патриотизма, гражданского со­знания современной молодёжи — это не её соб­ственный выбор и не её^вина, а результат системно­го разрушения молодежной и детской государствен­ной политики. Уничтожив старую систему воспи­тания, государство на протяжении десятилетия так и не смогло выработать его новую философию и идеологию. Те, кто работал с детьми, оказались в сложной ситуации выбора: нужно было либо при­нимать ответственное решение и самостоятельно вырабатывать воспитательную концепцию для сво­его образовательного учреждения, либо «плыть по течению», ожидая указаний «сверху».
Одним из тех коллективов, которые явились под­вижниками, инициаторами создания нового типа воспитательной системы, по праву можно считать коллектив средней школы №4.
Стержнем системы воспитания в этом образова­тельном учреждении стали военно-патриотические традиции, заложенные в советское время. Здесь ещё в1997 году, то есть до принятия Закона РФ «О воинской обязанности и военной слркбе»(1998 г.) и Программы «Патриотическое воспитание граж­дан Российской Федерации (2000г.) были органи­зованы кадетские классы.
Алексеева Марина Анатольевна, директор МОУ №4, отмечает:
«Огромную роль сыграл тот факт, что школа рас­положена на территории военного городка Ост-ров-3 и, следовательно, большую часть учеников составляют дети из семей военнослужащих. По существу, это был социальный заказ, т.к. по приме­ру родителей выпускники нередко стремились и стремятся поступить в военные вузы, где требуется усиленная подготовка по математике, физике, фи­зической культуре.
Однако без желания педагогов школы, самих уча­щихся создание кадетских классов стало бы не­возможным. Администрация школы осознавала трудности, с которыми неизбежно придётся стол­кнуться при организации совершенно новой си­стемы обучения и воспитания — это и отсутствие нормативно-правовой базы, и недостаток финан­сирования, и необходимость поиска квалифи­цированных специалистов для ведения спецпред­метов.
Опыта деятельности подобных учебных заведений на территории Псковской области не существо­вало, поэтому наш коллектив можно назвать по­истине пионерами-первооткрывателями. Школа получила статус областной экспериментальной пло­щадки. Городские власти, Управление образова­ния г. Острова помогли решить финансовые вопросы.
Самые добрые слова благодарности необходимо сказать в адрес командования в\ч 35600: это наши бессменные шефы, лучшие помощники в любом начинании, участники всех школьных праздников. Без их помощи идея создания кадетских классов вряд ли воплотилась бы в жизнь».
Сегодня существует целостная система работы: отбор в кадеты происходит после 7 класса по же­ланию ребёнка, без какого-либо ограничения. Не­редко среди тех, кто носит кадетскую форму, можно увидеть девочек. Мотивы, по которым подростки приходят в кадетский класс разные: это и желание разнообразить школьную жизнь, улучшить свою физическую подготовку, и следование примеру своих друзей или совету родителей.
Кадеты отличаются от остальных учащихся не только своей формой, но и особым режимом: утренняя зарядка, построение и подведение итогов по поне­дельникам, увеличенная учебная и физическая на­грузка. В 10-11 классах осенью и весной проводят­ся однодневные полевые выходы, ночные стрельбы. Здесь на практике ребята демонстрируют практи­ческие навыки, полученные при овладении спец­предметами, среди которых автодело, рукопаш­ный бой, овладение стрелковым оружием. Необхо­димо отметить, что вместо уроков ОБЖ в кадетс­ких классах преподается такой предмет, как тех­нология допризывной подготовки. Некоторые за­нятия проводятся в учебных классах в\ч 35600, используется материальная база войсковой части. В отличие от большинства своих сверстников, остро­вские кадеты не понаслышке знакомы с боевой техникой.
Но не в подготовке профессиональных военных видят смысл своей работы педагоги школы. « Наша цель — воспитать в ребёнке прежде всего личнос­тные качества, которые помогут ему в дальнейшей жизни», — говорит Н.В.Кишкина, долгое время проработавшая преподавателем военной истории.
Насколько эта цель претворяется в жизнь, можно судить по эпизоду, рассказанному М.А. Алексее­вой: «Я посмотрела на наших детей в День осво­бождения Острова, когда они несли Почётный ка­раул у памятника погибшим. На июльском солн­цепёке стояли не специально подобранные по та­кому случаю кадеты, а те из ребят, кто на данный момент оказался в городе, не уехал в отпуск. И в их глазах я увидела понимание важности того, что они делают. Ни один не отказался, не сослался на нео­тложные дела, не опоздал. Ни один из них не задал вопрос: «А почему именно я должен это делать?» Б тот момент я ещё раз поняла, что все трудности, которые пришлось преодолеть, не напрасны».
Педагоги утверждают, что с тех пор, как откры­лись кадетские классы, в школе исчезли серьёзные правонарушения. Многие родители признают, что, обучаясь в кадетском классе, дети стали более серьезными, дисциплинированными, самостоятельны­ми, повзрослели нравственно. Все без исключения кадеты — активные участники школьных мероп­риятий. Каждый из них совершенно по-новому от­крывается как личность. Иногда в учебном про­цессе у ребёнка есть трудности — и он начинает себя чувствовать второсортным, ни на что не спо­собным. Так происходит в большинстве учебных коллективов, но только не у кадетов. Здесь каждый из детей компенсирует свои недостатки проявле­нием каких-то достоинств: будь то успехи в спорте, умение играть на гитаре, или способность вовре­мя пошутить в трудную минуту. В кадетских кол­лективах нет изгоев и отстающих — может быть, поэтому из кадетских классов нет желающих уйти, зато всегда есть желающие туда поступить. В них получают навыки социализации те дети, которые почему-то не нашли пока свое место в кругу свер­стников.
Есть в школе ещё одна категория учащихся, нося­щих военную форму не только в учебное время. Это воспитанники в\ч 35600 подростки, заботу о которых взяла на себя армия и Администрация г. Острова. Семьёй для ребят стал армейский кол­лектив, а уютным домом — казарма.
У выпускников четвёртой школы не существует иллюзий по поводу армейской слркбы: с ней они соприкасаются каждый день. Но не иссякает поток желающих поступить в военные вузы. Всего же за время существования кадетских классов, как нередко шутит руководитель кадетского отделения Кушниренко А.П., «нашими выпускниками, став­шими профессиональными военными, запросто можно укомплектовать командные должности в\ч 35600».
В 2004 г. администрация школы №4 отчитыва­лась о ходе эксперимента при Государственном Управлении образования и науки Псковской обла­сти. Было отмечено, что подобного типа учебного заведения в области больше не существует, модель школы с кадетскими классами уникальна, и вряд ли возможно её повторение на базе других школ.
Б мае 2004г. на областном конкурсе молодёжных организаций «Лидер XXI века» Дмитриева Таня, ученица 10 класса, представляла Программу детс­кого общественного объединения «Кадет». Её вы­ступление настолько понравилось всем присутству­ющим, что девушку в зелёной кадетской форме долго не отпускали со сцены. Дети и взрослые за­давали самые различные вопросы о жизни каде­тов. Для них стало открытием, что в нашей обла­сти существует такое подростковое объединение и  такая форма работы с детьми.
В 1999г. 10-й и 11-й специализированные воен­но-морские классы начали функционировать в Ос­тровской гимназии. Цель их создания, как подчёр­кивает заместитель директора по военно-патрио­тической работе Е.А. Сурядный — отбор канди­датов в военные учебные заведения МО РФ, оказа­ние ребятам помощи в выборе военного ВУ За. Дей­ствует договор о сотрудничестве между гимназией и БИТУ.
Класс состояит из двух отделений, во главе кото­рых назначены наиболее ответственные и подго­товленные ребята. Для курсантов введена единая форма одежды. Каждый урок начинается с пост­роения класса по отделениям, доклада командира преподавателю, приветствия, осмотра внешнего вида курсантов.
Добрыми традициями стали здесь торжествен­ное Посвящение в курсанты с принятием клят­вы, поездки в гарнизон «Веретье», шефство над ме­мориалом Т.А.Апакидзе и Аллеей Памяти погиб­шим в Чечне, разбитой рядом со зданием гимна­зии.
Среди первых курсантов были Юра Емельянов, Алё­ша Лисицын, Сергей Бородин, Ренат Шамсутди-нов, Алеша Киселев, которые получат офицерские погоны в год 60-летия Победы. Приезжая в от­пуск, ребята обязательно идут к своим бывшим наставникам и учителям. «Глядя на сегодняшних гимназистов, вспоминаем, какими мы были 5 лет на­зад, — говорит Алексей Лисицын, выпускник 2000 г. — Вспоминаем наши проделки, смешные или не очень смешные случаи из жизни. Скоро в нашем

*******
Страницы: 1 2 3

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Летопись г. Остров
  • МУЗЕЙНАЯ РАБОТА
  • ШТРИХИ ИСТОРИИ