Славе не меркнуть, традициям — жить

подчинении окажутся недавние школьники, и сей­час лучше понимаешь своих учителей: сколько было с нами забот и проблем. Спасибо им за терпение, спасибо за то, что создали такой спецкласс. О своем профессиональном выборе не жалею — буду летчи­ком, как и отец. А друзья станут морскими офице­рами, они оканчивают Калининградский военно-морской институт. Желаю всем нынешним кур­сантам военно-морского класса сохранить своё братство, внимательнее быть к близким и родным людям».
За время существования специализированного клас­са из гимназии в вузы МО и МВД поступило более 40 человек.
Если в 90-х гг. оборонно-массовая работа в шко­лах носила в целом спонтанный характер и зави­села лишь от желания отдельных педагогов, то с 2000 года ситуация меняется в лучшую сторону.
Толчком к возрождению, можно даже сказать, взлёту движения юных патриотов в районе стала военно-спортивная игра «Зарница». Её проведение возобновилось в 2000 г. по инициативе городских властей. Игра проводится в 2 этапа: в феврале и мае, причём весной участники выезжают за го­род. Для ребят двухдневная жизнь в загородном лагере — это романтика, удовольствие, новые зна­комства. Для взрослых — это большие материаль­ные затраты из городского бюджета и заботы о безопасности. Но эти затраты и заботы окупаются, как говорится, с лихвой: с каждым годом «зарнич-ников» становится больше, нет ребёнка, который не мечтал бы и на следующий год оказаться в школь­ной юнармейской команде. В последней «Зарни­це» — это был зимний этап, проходивший в фев­рале 2005 года, участвовали команды из 16 обра­зовательных учреждений района, всего более 140 детей. Подготовка к игре — это тоже целый ком­плекс полезных для физического и нравственного становления подростка дел. Участие в ней даёт возможность ребёнку доказать свою самостоятель­ность, проявить сноровку, ловкость, готовность прийти на выручку товарищам, проверить себя «на прочность» в нестандартной ситуации. А умение действовать в экстремальных условиях — необхо­димость, продиктованная временем. Участники игры не только становятся выносливее физически, но и учатся тому, что может понадобиться в любую минуту, вплоть до оказания медицинской помощи. Кроме того, «Зарница» знакомит детей с такими профессиями, как спасатель, пожарный, военнос­лужащий, медицинский работник, т.е. осуществ­ляется то, что мы называем профессиональной ори­ентацией.
По инициативе Комитета по молодёжной полити­ке при Администрации г. Острова вновь стали проводиться февральские декады и месячники, посвященные Дню защитника Отечества, встречи.
с ветеранами и военнослркащими ВС РФ. Инте­ресными, зрелищными, эмоциональными являют­ся городские конференции, посвященные герои­ческим датам из истории нашего Отечества: 60-летию снятия блокады Ленинграда, 15-летию вы­вода советских войск из Афганистана, 85-летию комсомола и др.
В День Победы пришлось услышать удивлённые возгласы гостей Острова: «Жаль, что у нас такого Поста рке давно нет!». Эти слова вырвались у них при виде ребят, несущих Почётный караул у па­мятников погибшим воинам. Почести павшим -это и дань уважения нашим предкам, и святая традиция нашего народа. Кому как не сегодняш­ним детям  её сохранять и продолжать?
К прежним традициям добавляются новые: еже­годно в день гибели островских подпольщиков в Тишинский лес отправлялись ребята из детской организации «Седьмое измерение» (школа №7), а в сентябре 2003г. в Поход Памяти вышла уже целая колонна учащихся города и района, органи­зованная Комитетом по молодёжной политике при Администрации г. Острова.
Традиционными для школ Островского района стали Линейки памяти островских молодогвардей­цев, которые проводятся в декабре, и мероприя­тия, связанные с подвигом 6-й роты псковских де­сантников (март).
Ещё больше военно-патриотическая работа в рай­оне активизировалась в связи с празднованием 60-летия освобождения г. Острова и 60-летием Вели­кой Победы. Используется самый широкий спектр форм и методов работы. В каждой школе можно найти стенды и уголки, посвященные этим знаме­нательным датам. В 7-й проводятся встречи с вете­ранами, защищаются творческие работы школь­ников, которые регулярно публикуются в местной печати, в Первомайской создаётся фонотека вос­поминаний свидетелей войны «Голоса истории живые», видеотека по истории Воорркённых Сил, во Влазовской создаются компьютерные презентации, посвященные истории Великой Отечествен­ной войны. Открываются новые музеи и экспози­ции в уже существующих («Шаг в бессмертие», «Партизанское движение», «В Островском небе 41-го года» — Пальцевская, Горайская школы, Ост­ровская гимназия), проводятся игры, конкурсы, викторины, встречи, операции («Помоги памят­нику», «Ветеран живёт рядом», «Салют, Победа!» «Офицер-профессия героическая» и др. — школа № 4, Калининская школа), готовятся совместно с сельскими Домами культуры внеклассные мероп­риятия по военно-патриотической тематике (Ру-биловская, Воронцовская, Первомайская ОУ), офор­мляются подборки краеведческих материалов (Ши-ковская, Заборовская школы, школы №1, №.3, №7 и др.).
В Рубиловской средней школе вновь воссозданная пионерская дрркина носит имя выпускника, Ге­роя Советского Союза Николаева Ивана Николае­вича. Наверное, это единственное детское объеди­нение в районе, которое поддерживает живую и регулярную связь со своим Героем — Иван Нико­лаевич живёт в Киеве, от него приходят письма, открытки, воспоминания о минувшем.
Для рубиловских пионеров из отряда «Искорка» обычным делом является помощь соседям-вете­ранам, причём не только по праздникам. Как не прийти к Жиленко Антонине Николаевне из дер. Елены? Она ведь не просто бабушка Тоня, а уча­стница Ленинградской блокады, пулемётчица. Ей надо помочь и дрова заготовить, и в саду порядок навести. А ещё с бабой Тоней можно вместе пес­ни спеть — ещё те, советские, из её военной юно­сти.
Старшие школьники ухаживают за обелиском, ус­тановленном в дер. Перевоз. Они знают: в брат­ском захоронении покоятся и те, кто погиб в 1941,защищая деревню, и те, кто освобождал её в 1944, и те, кто умер в немецком концлагере. И если на соседних зданиях видны следы граффити (постарались те же школьники), то на террито­рии захоронения в любое время порядок, ухожен­ность, живые цветы. Значит, не поднимается рука у нашей, казалось бы, бесшабашной молодёжи на святые для всех могилы.
Без всякого бумажно-официального отчёта понят­но: вот это и есть результат того, что называется «военно-патриотическим воспитанием».
Совсем недавно, в простом крестьянском труде и без лишних громких слов становились гражданами своей страны ученики той же Рубиловской школы Николай Савлук и Артём Васильев. Теперь, прой­дя «горячие точки», не всегда той страной облас­канные, они хорошо понимают слово «долг» и сло­во «надо».
«Встречи с этими ребятами заменяют десятки официальных мероприятий и дежурных слов о любви к Родине, к своим близким — нужно просто ви­деть, как слушают молодых односельчан наши ученики», — говорит Марина Алексеевна Столя­рова, вожатая Рубиловской школы.
Одной из новых форм работы является создание детских общественных объединений военно-пат­риотической направленности. В 2001 г. в Перво­майской школе был создан отряд «Долг» — перво­начально лишь для подготовки к игре «Зарница», а затем, когда стало понятно, что подобная деятель­ность ребятам интересна, отряд стал действовать на постоянной основе. Кроме традиционных для такой детской организации дел, появилось совер­шенно новое: удалось не только установить связь с юными гвардейцами из далёкой Сибири, но и про­вести совместный летний палаточный лагерь в июле 2004 г. Дружба между ребятами из различных ре­гионов России продолжается по сей день. Парт­нёрские отношения установились у ребят из отря­да «Долг» и с Островской гимназией: деревенские школьники неоднократно посещали библиотеку, музей гимназии, присутствовали на церемонии принятия торжественной клятвы курсантами во­енно-морского класса. Знакомство продолжилось во время ответного визита гимназистов, в ходе игры «Морской бой» и дружеского чаепития. Во время поездки в Москву, в Музей Великой Отечественной войны, вместе с ребятами из «Долга» были и не­сколько их новых друзей из Островской гимназии.
Тесное сотрудничество установлено и с сельским Домом культуры, разработан единый план работы Первомайской школы и СДК по подготовке к праз­днованию 60-летия Победы. Как правило, такое взаимодействие характерно для большинства сель­ских школ и сельских ДК.
В 2004 г. в гимназии также была создана молодёж­ная военно-патриотическая организация «Молодые Росичи». Её целями являются привитие подрос­ткам чувства чести, долга ответственности за судь­бу своей Родины; воспитание патриотов своего Отечества на основе исторических традиций; ук­репление здоровья обучающихся.
Итак, накопленный образовательными учреждени­ями города и района опыт показывает, что военно-патриотическая работа интересна, увлекательна, необходима для молодёжи. Нужно отметить, что такого рода деятельность была бы невозможна без реальной поддержки со стороны местных властей, Управления образования, командования воинских частей, расположенных на территории района. Не было случая, чтобы такие офицеры, как полковник В.В.Головач (в\ч356ОО), подполковник В.П. Мат­веев (29-й отдельный полк РЭБ), офицеры гарни­зона «Веретье» А.С.Тимощук, В.В. Тюрин, А.Н. Уланов, СИ. Князев не откликнулись на просьбу о помощи, будь то подготовка летнего лагеря для подростков, организация экскурсии или проведе­ние занятия для «зарничников».
В каждой школе сложились свои традиции и при­оритеты патриотического воспитания. Воссоздаются и обновляются утраченные формы деятельности. Наряду с проверенными временем появляются нетрадиционные, яркие, современные методы.

*******
Страницы: 1 2 3

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Летопись г. Остров
  • МУЗЕЙНАЯ РАБОТА
  • ШТРИХИ ИСТОРИИ