Утром 3 июля 1941 года волна немецкого наступления докатилась до Острова. Передовая колонна танков противника прорвалась к южной окраине города. На ее пути встали воины 111-й стрелковой дивизии под командованием полковника И. М. Иванова.
В этот день особенно тяжелые бои развернулись в районе моста через Великую. Оборону этого участка держали бойцы и командиры 468-го стрелкового полка под командованием подполковника Д. Д. Воробьева. Советские воины вступили в бой с превосходящим по силе врагом, проявив при этом стойкость и мужество.
В засаде у моста было установлено противотанковое орудие, его расчетом командовал коммунист сержант Кочура. Как только танки немцев подошли к мосту, бойцы открыли огонь. От первых же снарядов запылал и остановился головной танк. Тогда Кочура и наводчик Левковский подожгли последний в колонне танк. Пытаясь обойти подбитые машины, несколько вражеских танков сползли с шоссе и двинулись к мосту по низине, но и их настигли бронебойные снаряды советского орудия. В этом смертельном поединке герои-артиллеристы сожгли и подбили девять вражеских танков и бронемашин.
4 июля бой под Островом разгорелся с еще большей силой. В этот день героический подвиг совершил командир эскадрильи 10-го краснознаменного бомбардировочного полка капитан Л. В. Михайлов. Его эскадрилья должна была нанести бомбовый удар по скоплению танков противника в районе Шлыковой Горы. Вражеским зениткам удалось поджечь самолет Михайлова. Тогда он повел объятую пламенем машину на колонну танков противника и врезался в самую ее середину. Раздался взрыв, загорелись десятки вражеских машин. Так одним из первых на Псковской земле капитан Михайлов повторил бессмертный подвиг Николая Гастелло. Отважному летчику Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года было посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
В борьбе с врагом показывали пример мужества и самоотверженности коммунисты. Они первыми шли на выполнение самых ответственных и опасных заданий, первыми поднимались в атаку. Беспартийные бойцы и командиры равнялись на коммунистов.
Многие перед боем подавали заявления с просьбой принять их в ряды партии.
Младший сержант 399-го стрелкового полка Шевченко в своем заявлении в партийную организацию писал: «В момент нависшей опасности над моей Родиной я иду в бой. Прошу принять меня в кандидаты ВКП(б). Клянусь, это высокое звание оправдаю с честью» ‘.
«Считайте меня коммунистом!», «Считайте меня комсомольцем!» — с этими словами шли в сражение тысячи и тысячи советских людей.
Прикрывая переправу через реку Великую, отдал жизнь за Родину наводчик зенитного орудия красноармеец Исадь-ков. Но остался и дошел до нас окровавленный листок из его блокнота: «Прошу комсомольскую организацию принять меня в ряды Ленинского комсомола. ЗашиШая Родину, я хочу, если придется, умереть комсомольцем» 2.
6 июля 1941 года бой за Остров достиг своего апогея. Дважды город переходил из рук в руки.
Только за два дня советские войска уничтожили на островском направлении 140 танков и много моторизованной пехоты противника. Фашисты не считались с потерями. Они рвались к Ленинграду. К вечеру 6 июля крупные танковые соединения врага при мощной поддержке авиации прорвали нашу оборону и заняли Остров.
Части 41-го стрелкового корпуса, ведя тяжелые бои, отходили к Пскову. 1-й механизированный корпус отступал под давлением противника к Порхову.
Советские войска стремились использовать любую возможность, чтобы сорвать наступление врага.
Командование фронтом приказало саперным частям подготовить к подрыву все восемь мостов через реку Великую и ее притоки. Приказ был выполнен. Около каждого моста находилась команда саперов, которая должна была в случае угрожающей обстановки взорвать его.
По мере приближения гитлеровских войск к Пскову один За другим взлетали в воздух мосты. Невзорванным оставался только один — железнодорожный.
Саперы 50-го дорожного батальона 1-го механизированного корпуса во главе с комсомольцем С. Г. Байковым несли охрану подготовленного к подрыву железнодорожного моста.
8 16 часов 8 июля они получили приказ подорвать мост. Но в это время саперы увидели, что к мосту с боем пробивается наша артиллерийская часть. Младший .лейтенант Байков принял решение сначала пропустить артиллерию, а потом подорвать мост. Для этого он приказал саперам собрать строительный материал и выложить по шпалам настил. Работу пришлось выполнять под сильным артиллерийско-мино-метным обстрелом и бомбовыми ударами авиации врага. Вскоре настил был выложен и артиллерия переправлена. Но вслед за ней на мост прорвались вражеские танки и мотопехота.
Дело решали секунды. Попытка подорвать мост электрическим способом не удалась. Тогда саперы во главе со своим командиром, перебегая от фермы к ферме, стали поджигать подсоединенный к взрывчатке бикфордов шнур. Мост с ворвавшимися на него вражескими танками и мотопехотой был подорван.
При взрыве Семен Григорьевич Байков погиб. Он первым среди воинов инженерных частей был посмертно удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Младший сержант Н. И. Панов и бойцы П. И. Алексеев, А. И. Анашенков, П. К. Никитин, И. И. Холявин и Д. П. Комляшов были награждены орденами Ленина.
8 июля 1941 года во второй половине дня 36-я моторизованная дивизия врага заняла Завеличье и в течение суток вела безуспешные бои, пытаясь форсировать реку и овладеть Псковом. Позже немецко-фашистское командование бросило на город еще несколько пехотных соединений. Наши войска перешли к обороне на рубеже Псковский укрепленный район — река Великая — река Череха н далее по восточному берегу реки Великой до Опочки и южнее.
Встретив упорное сопротивление, фашисты к вечеру
9 июля обошли Псков с востока и начали развивать наступление на Лугу.
Прорвав оборону советских войск северо-восточнее Пскова, танковые части врага устремились на Струги Красные. Под угрозой окружения наши войска были вынуждены оставить Псков.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: