Навечно в боевом строю

Леонид Васильевич Михайлов родился 3 марта 1906 года в Ленинграде. Окончил 4 класса на­чальной школы, затем в течение десяти лет работал пастухом в деревне Шестоково Кали­нинской области. В Советской Армии с 1928 года. В 1932 году окончил Ленинрадскую Военно-теоретическую школу летчиков, а в 1933 году – Энгельскую военную школу летчиков. Служил в одном из бомбардировочных авиационных полков Ленинградского военного округа. Участник советско-финской войны 1939-1940 годов. Совершил 74 успешных боевых вылета на бомбарди­ровку укреплений линии Маннергейма и войск противника. Был награждён орденом Красного Знамени. В Великой Отечественной войне участвовал с первых дней.
Полёты и учёба
По окончании Энгельской авиационной школы Ле­онид Михайлов получил назначение в 10-й авиаци­онный полк. Он несказанно обрадовался, узнав, что служить ему придется под Ленинградом, а это зна­чит, что он сможет часто бывать в родном городе, где ему все было знакомо с детства. Но его надеж-
ды часто бывать в Ленинграде, посещать театры, музеи и просто бродить по улицам не осущест­вились. Много времени и сил требовала служба.. Ревностно отдаваясь служебным обязанностям, Леонид Михайлов в 1937 году стал командиром эскадрильи, которая за короткое бремя вышла на одно из первой мест в полку. А с тех пор, как полк получил самолеты СБ, «эмка» все реже и реже
привозила капитана Михайлова и его товарищей к семьям: нужно было как можно быстрее освоить новые бомбардировщики. Однако не только материальная часть занимала слркебное время лет­чиков. Командир эскадрильи установил твердый по­рядок: если нет полетов, проводится командирс­кая учеба. Изучались тактика боя, инструкции, уставы. Особенно внимательно он относился к под­готовке молодых пилотов, недавно выпущенных из летных школ, а те в свою очередь старались пере­нять у «стариков» их опыт. «Старики» отличались от молодежи не только высоким летным мастер­ством, но и славой боевых командиров, добытой в сражениях с врагами Советской Родины. Их му­жество, храбрость и воинское умение принесли эс­кадрилье капитана Михайлова славу лучшей в пол­ку.
Он штурмовал линию Маннергейма
Во время советско-финской войны капитан Ми­хайлов, участвуя в прорыве «линии Маннергейма» сделал семьдесят четыре боевых вылета. Это было в морозную зиму 1939 – 40 года. Морозы досаждали тогда всем: пехотинцам, артиллеристам, танкис­там, саперам, но летчикам казалось, что тяжелее вех приходится им. Ведь если на земле стояла со­рокаградусная служа, то на высоте в три-четыре тысячи метров было еще холоднее. И ни унты, ни свитера, ни меховые комбинезоны не помогали. Совершать полет в таких условиях можно было, лишь обладая величайшей самоотверженностью.
Однажды полку было приказано нанести удар по скоплению вражеских войск на железнодорожной станции. Занаряжен был полк, хотя в обычных ус­ловиях для выполнения поставленной задачи дос­таточно было эскадрильи. Командование понима­ло, что такое задание под силу далеко не каждому пилоту. Ведь лететь предстояло в сильный мороз, при котором не запускались даже автомашины.
В воздух сумела подняться только эскадрилья ка­питана Михайлова. Командир повел свою «девят­ку» на небольшой высоте. В такую погоду против­ник никак не ждал появления советских бомбар­дировщиков. Бомбы точно легли в цель. Железнодо­рожные эшелоны и станционные сооружения – всё было охвачено вихрем огненных взрывов. Против­ник был настолько ошеломлен, что даже не смог открыть зенитный огонь.
За все время боевых действий на Карельском пере­шейке в эскадрилье не было потерь, многие летчи­ки были отмечены правительственными награда­ми, а командир награжден орденом Красного Зна­мени.
Первые дни войны
В тот день, когда началась война, 22 июня 1941 года, эскадрилья капитана Михайлова пере-
базировалась на другой аэродром, расположенный неподалеку от Луги. Отсюда начались боевые выле­ты в Прибалтику, где 8, 11 и 27-я армии Северо-Западного фронта вели ожесточенные бои с вторг­шимися в пределы нашей страны фашистскими полчищами. Под мощными ударами крупных тан­ковых и моторизованных соединений группы ар­мий «Север> наши войска отступали, неся большие потери в живой силе и технике.
Во главе своей эскадрильи капитан Михайлов бом­бардировал вражеские переправы, колонны гитле­ровцев на марше, скопления эшелонов противни­ка на узловых станциях. В результате упорного со­противления частей Красной Армии и ударов со­ветской авиации противник, потеряв много боевой техники, вынужден был приостановить продвиже­ние. В первых числах июля, произведя перегруп­пировку, его бронетанковые части из Даугавпилса перешли в наступление на Резекне — Остров -Псков-Лугу по наикратчайшей прямой к Ленинг­раду.
Я иду за Гастелло
Было это 4 июля. Эскадрилья Михайлова получила боевое задание бомбардировать колонну танков противника, двигавшуюся по шоссе Резекне-Ост-ров. В 10.00 по сигналу ракеты бомбардировщики один за другим поднялись в воздух и, пробив обла­ка, собрались в «девятку». На борту флагманской машины, кроме комэска, находились штурман эс­кадрильи капитан Гаврила Васильевич Левенец и стрелок-радист старший сержант Иван Дмитрие­вич Шереметьев. Справа шел СБ заместителя ко­мандира эскадрильи капитана Михаила Андреевича Живолупа.
Летчики обнаружили цель. В направлении на Ост­ров по шоссе ползла колонна фашистских танков и автомашин. Вся эта гигантская черно-зеленая бро­нированная армада шла на Ленинград.
По команде ведущего эскадрилья легла на боевой курс. Неожиданно советские бомбардировщики были атакованы шестеркой истребителей против­ника. Девятка СБ плотным строем продолжала приближаться к цели. Воздушные стрелки метки­ми очередями отбили атаку, сбив при этом два «мессершмитта». Теперь на пути бомбардировщи­ков встали разрывы зенитных снарядов. Зенитки сосредоточили огонь на машине ведущего. От пря­мого попадания ее подбросило вверх. За бомбар­дировщиком потянулась трасса черного дыма, сквозь который пробивалось багровое пламя. Од­нако он по-прежнему оставался в строю и вел эс­кадрилью на цель. Следом за ведущим отбомби­лись по колонне все летчики  эскадрильи.
…Сквозь дым, расплывшийся над шоссе, Живолуп наблюдал остатки разгромленной колонны. Уце-
левшие танки по полю обходили воронки, груды поверженных машин и снова строились в колонну. И вдруг он увидел, как горящий СБ командира круто изменил курс в сторону скопившихся вра­жеских   танков.
- Живолуп! Принимай командование, — передал по радио открытым текстом комэск. — Я иду за Гастелло!
Михаил понял: бомб больше нет, горящий само­лет является для экипажа последним средством, чтобы преградить путь врагу. Таран! Он увидел, как огромной огненной стрелой СБ вонзился в скопление танков, как высоко взметнулось яркое пламя, опередив на какое-то мгновение грохот взрыва, содрогнувшего   окрестности…
Совершив прощальный круг над местом гибели героического экипажа, капитан Живолуп повернул эскадрилью на обратный курс.
22 июля 1941 года капитану Л. В. Михайлову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом министра обороны СССР от 7 января 1959 года Герой навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи Н-ской гвардейской авиачасти.
Место подвига — обозначено
Летом 1975 года ребята отряда «Поиск» из Дау-гавпилсского мебельного комбината занимались розыском места героической гибели экипажа ка­питана Михайлова.
Расспрашивая жителей окрестных сёл и деревень, расположенных в 15 – 20 километрах юго-запад­нее города Острова Псковской области, они дош­ли до деревни Рубеняты, где узнали, как это случи­лось. Оказалось, что жители деревни в начале войны наблюдали гибель советского самолета. Среди об­горевших обломков они тогда нашли останки лётчи­ков. Их перевезли на ближайшее кладбище в де­ревне Федосино и захоронили в братской могиле.
9 июля 1975 года ребята раскопали останки само-
лета СБ: кусок обшивки фюзеляжа, обломки ос­текления фонарей кабины штурмана и другие де­тали. В акте специально созданной комиссии было сказано: «Комиссия считает доказанным, что на­земный таран по фашистской мехколонне действи­тельно был совершен у переправы через приток реки Великой — Березку в 8 км южнее Острова, в районе Шлыковой горы и что останки экипажа захоронены в годы войны на Федосинском братс­ком кладбище. Имена погибших должны быть обозначены на могиле с возданием воинских поче­стей».
А. ЗАЙЦЕВ,
генерал-майор авиации запаса,
профессор Военно-воздушной академии
имени    Ю. А. Гагарина
«По ленинскому пупш», 23 февраля 1988 г.

*******

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • ПАМЯТЬ, ЗАСТЫВШАЯ В КАМНЕ
  • Новосокольчане достойные славы
  • Псков в годы великой отечественной войны