После Ольги: дунайский исход Святослава

О витязь ! делами твоими Гордится великий народ. Твоё громоносное имя Столетия все перейдёт !
И если курган твой высокий Сровнялся бы с полем пустым, То слава, разлившись далёко, Была бы курганом твоим.
А. К. Толстой. Курган.
Войны Святослава на Дунае. – Смерть Святослава в 972 году. – Чаша. – Сын Святослава – князь Ярополк. – 978 год ‘ поход Ярополка на печенегов. – Большие черниговские курганы. – Икмор и Сфенкель. – Венгер­ские дары? – Курган князя Святослава? – Снова ле­тописный бъдын? – «Чёрные» курганы. – Окружение княгини Ольги.
В 969 году, после смерти княгини Ольги, распреде­лив земли и города между своими сыновьями, князь Свя­тослав снова отправился в завоёванную им дунайскую Бол­гарию, где то вспыхивая, то затихая, продолжалась тяжё­лая война с Византией. Грозный и талантливый полково­дец – византийский император Иоанн Цимисхий, мобили­зовав все силы империи, после затяжных кровопролитных боёв, сумел переломить ход войны в свою пользу. Святос­лав заключил мир и увел остатки своих войск из Болга­рии. Это .произошло в 971 году. Однако, добраться до Руси он в этом году не сумел и вынужден был зимовать в устье Днепра «на Беле берегу» – р Белобережье, поскольку ,пече-неги заняли пороги и путь .в, Киев был закрыт.
Весной 972 года, после мучительной голодной зи­мовки, войска Святослава, точнее, то, что от них оста-
лось, пошли на прорыв через пороги. По летописной вер­сии, Свенельд бежал из боя со своей дружиной. В завя­завшейся битве Святослав был убит и тело его попало в руки противника. Печенежский князь Куря (вариант: Ре-диря) приказал сделать из черепа Святослава чашу и око­вать её золотом. По летописному преданию, на чаше была надпись: «чуждаго паче силы желая, своя погуби за пре-многую его несытость». Может, такая надпись на чаше и была, тем не менее, из этой чаши хан Куря и его жена пили, чтобы у них родился сын, похожий на Святослава -великого воина своего времени.
Чаши из черепов убитых врагов – широко распрост­ранённый обычай в среде тюркских племён. Тюрки вери­ли, что через питьё из такой чаши к ним переходит сила и мужество убитого врага. В одном из вариантов «Пове­сти временных лет» обозначено, что хан Куря «… пьяху по нём», то есть пил и за упокой Святослава и в его па­мять. Святослав был могучим противником и, надо по­лагать, что исполнив необходимый с их точки зрения ритуал, печенеги должны были отнестись к нему достой­но и устроить погребение, приличествующее рангу погиб­шего князя.
В 811 году болгары-тюрки хана Крума отрубили голову византийского императора Никифора и Затем хан «… обнажив кость и оковав снаружи серебром, заставлял, превозносясь, пить из неё архонтов славян»: Этот «?тюркс­кий обычай – один из наиболее важных ритуалов почита­ния бога Тенгри – обожествлённого неба. Обычай этот очень древний – так поступали скифы, которые делали чаши из черепов только самых лютых врагов, как об этом рассказывает отец истории – Геродот, живший1 в’V веке до н.э. Так поступали кельты – европейский народ, живйыий до прихода римлян во Франций: «…а кельты – о ужас! -охотно обделывают в золото кости Очщценйойот^озга головы и сохраняют такие чаши для пиров»’- ёб этом со-
общает римский писатель Тиберий Катий Силий Италик в I веке н.э.
Итак, Святослава должны были хоронить враги, хоронить по тенгианскому ритуалу и вдали от Русской земли.
Княжившему в Киеве Ярополку о смерти его отца сообщил Свенельд, сумевший сохранить свою дружину и довести её до Киева. Для понимания дальнейших собы­тий является чрезвычайно выжным то, как должен был вести себя Ярополк, ставший князем вместо своего отца. Нужно иметь в виду также и то обстоятельство, что власть конунга-князя в языческой стране была в значительной степени сакрализована, и от судьбы князя зависела в ка­кой-то мере и судьба государства. Имели значение и об­ряд погребения, и месть в том случае, если князь был убит. Очень похожая ситуация имела место во время гибели отца Святослава князя Игоря в земле Древлян в 945 году, затрагивающая вопросы отношения к жизни емерти, ме­сти и погребального обряда. Этот эпизод связан с вой­ной княгини Ольги против древлян. Он изложен выше. Хочу только отметить, что на погребальном пире на мо­гиле Игоря Ольга велела своим воинам перед избиением древлян «пить на них», что близко фольклорному выра­жению – есть или пить «по нём» – на поминках-по умер­шему. Поскольку Хан Куря «… пьяху по нём» в эпизоде со Святославом, видимо, и там справлялись поминки, то есть, было и само погребение.
Однако, ситуация, в которой оказался Ярополк в 972 году, радикально отличалась от той ситуаций,’в которой была Ольгав 945 гдду. Дело в том, что серьёзного войс­ка для походка в степь у Ярополка ещё не было. Почти всё ойо ушло со Святославом на Дунай и тампогибло. Мак­симум, на что Хватало ярополкОвой рати – так это на не­большую междуусобную войну с братом – Олегом Дрйв-лянским, в которой последний и погиб в 977 году под
городом Овручем. Только в 978 году, то есть спустя шесть лет после гибели Святослава, есть короткое упрминание летописи о событии, существенном для моего изложения: «Победи Ярополк Печенеги и возложи на них дань».
Видимо, именно шесть лет были минимальным сро­ком для формирования боеспособного войска, способно­го нанести поражение враждебной группировке печене­гов. А в 979 году печенежский князь Илдея пришёл в Киев и бил челом Ярополку, просясь на службу. Был принят, получил в кормление грады и волости и пребывал в ве­ликой чести у Ярополка. Весьма вероятно, что во время похода 978 года у киевского князя были в степи союзни­ки. Хорошо известно, что какое-то печенежское войско ходило вместе со Святославом на Дунай и участвовало там в боях против византийцев. Очевидно, не все печене­ги одобряли убийство их бывшего полководца. Итак, пе­ченеги были разные – одни осаждали Киев при княгине Ольге, а другие были в то же самое время союзниками её сына Святослава. И для того, чтобы это понять, необхо­димо совершить небольшой этнографический экскурс в печенежскую степь X века, в ту самую степь, которая была зубной болью и для Руси, и для Визнтии во всё правле­ние Игоря и Ольги в Киеве.
В труде Константина Багрянородного «Об управле­нии империей» дано расположение печенежских группи­ровок в 50тХ годах X века, то есть, лет за 20 до гибели Святослава на порогах. Вот эта география вкратце: «… фема Гиазихопон соседит с Булгарией, фема Нижней Гилы соседит с Туркией, фема Харавои соседит с Росией, а фема Иавдииртим соседит с подплатёжными стране Ро-сии местностями с ультинами, дервленинами и прочими славянами. Пачинакия отстоит … от Росии – на один день». Здесь же даны имена ханов: Гиазихопон – хая Гиа-ци, Гилы – хан Куркутэ (Куря), Харавои – хан Каидума, Иавдииртим – хан Ваицу.
То. есть, для того, чтобы добраться из Киева до хана Кури и его «фемы», то есть области, Гилы, нужно было предварительно пройти через земли «фем» либо Харавои, либо Иавдииртим, причём, лучше всего, мирным путём, чтобы не ослабить войско. Если принять, что имя хана Илдеи по созвучию соответствует названию «фемы» Иав­дииртим, то путь дружин Ярополка в степь становится более или менее понятным. Что касается самого хана Илдеи, То он, как порядочный человек, видимо, так хо­рошо «допомогался» сыну Святослава Ярополку, что дальше оставаться в родной степи для него было уже не­безопасно. Тогда он бежал на Русь, где и был встречен с полным пониманием и приличествующими почестями.
Одним из существенных моментов этого похода дол­жно было стать извлечение тела Святослава, шесть «лет тому назад захороненного по тенгрианскому обряду тру-поположения, и предание его огню в соответствии с обы­чаями языческой Руси – и на её территории. Прецеденты подобного рода имели место: так, в 1044 году, при Ярос­лаве, кости Ярополка и Олега Древлянского были извле­чены из погребений, крещены и положены в церкви Свя­той Богородицы.
Судьбы людей и вещей порой странны и извилисты. И в самой полной мере это относится к историческим лич­ностям раннего русского средневековья и к тем мемора-тивным предметам, которые могут быть с ними связаны.
В 1872 году на территории того самого древнерус­ского города Чернигова, о котором уже шла речь, архео^ логом Д.Я. Самоквасовым был раскопан крупный курган с погребением по обряду сожжения и многочисленным ин­вентарём – курган № 1 в Гульбище. Насыпь имела 135 аршин в окружности и 12 аршин вертикальной высоты (один аршин – 0,71 м), обведена по периметру рвом. Фор­ма насыпи – усечённый’конус. Было открыто кострище на небольшой подсыпке с остатками сожжения и веща-
ми; выше кострища были размещены в насыпи шлем, кольчуга, умбон от щита, меч, стремена и другие вещи вместе с частью остатков сожжения. Среди многочислен­ных предметов, найденных здесь, наиболее впечатляют крупный двулезвийный меч, длина которого вместе с ру­коятью составляет 126 см, стремена 18 см по внутренней ширине, оковка щита толщиной 5 – 6 см и мощный лук, от которого сохранились роговые обкладки. «Нужна была богатырская сила и, огромный рост, чтобы одной рукой рубить этим мечом – великаном» – пишет Б.А. Ры­баков о мече. Действительно, нужны были очень неорди­нарные данные, чтобы часами махать в бою такой желез­ной оглоблей. Простейшие подсчёты показывают, что рост воина из Гульбища равнялся приблизительно 2,5 м. Для того, чтобы владеть таким оружием, нужен был не огромный, а гигантский рост.

*******
Страницы: 1 2 3

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Что мы знаем о княгине Ольге?
  • Летописный бъдын
  • Словарь устаревших и непонятных слов