Никольская единоверческая церковь

Строена первоначально в 1419 году но судьба этой первой церкви неизвестна. По преданию, нынешняя каменная сооружена в 1б7б году по следующему случаю: как сказано выше при описании Покровской церк­ви, 11 мая 1676 г. был большой пожар, истребивший много храмов, в том числе церковь св. Параскевы Пятницы, развалины коей видны еще и по­ныне на Кожевенной улице. В этой церкви находился чудотворный об­раз св. Николая, описанный выше. Прихожане Параскевинской церкви соорудили тогда нынешнюю каменную церковь св. Николая, при коей устроили придел во имя св. Параскевы, и перенесли в эту церковь спа­сенный чудотворный образ св. Николая2. Впоследствии этот образ был перемещен в Покровскую от Торга церковь, где и ныне находится. При­дел св. Параскевы был потом переименован в Троицкий, отчего и самая церковь получила название Троицко-Никольской. С 1786-1842 гг. она была приписана к Покровской от Торгу. В1843 г. некоторые Псковские старообрядцы, во главе с их наставником, впоследствии иеромонахом Михаилом, пожелали обратиться ко св. Церкви и, испросив себе этот храм, отремонтировали его и освятили. С тех пор все службы в нем соверша­ются по правилам единоверия. В1890 г. храм и иконы вновь реставриро­ваны.
Архитектура храма самая простая, притом испорченная многими переделками. Алтарная часть – позднейшая; приделы также не носят сле­дов старины. На фасадах главного храма остались большие углубления,
1 Сведение это мы нашли только в Летописи Погодина «того же (6928) поставлена быть церковь камена святый Никола въ Пескахъ-.
2 У митрополита Евгения, Василева, Князева и в клировых ведомостях годом со­оружения нынешней Никольской церкви показан 1676. Но в журнале ?Истина-, кн. 32, мы нашли указание, что церковь эта построена в 1659 г. иждивением и тщанием Псков­ского воеводы и стольника Иоанна Хованского и Петра Шереметева с вельможами. Источник этих сведений не назван, но, имея в виду, что журнал издавался бывшим священником Никольской церкви Голубевым, их нельзя признать вполне голословны­ми. Поэтому точную дату построения этой церкви мы установить не беремся.
предназначенные для икон или фресок. В двух из них действительно вставлены иконы. От других церквей Никольская отличается своим пя-тиглавием1. Шея средней главы имеет окна, но, по ненадобности, заде­ланные. Шеи остальных глав – глухие, длинные, тонкие, с уширением к карнизу. Прежде главы были черепичные, ныне покрыты железом. Дли­на церкви со звонницей 13 саж., ширина 12 с. 8 в., высота до верхнего карниза 5 саж.
При входе в церковь обращает на себя внимание массивная желез­ная дверь (рис. 25), украшенная медными досками, на которых изобра­жены: на одной – рельефный Деисус, а на остальных библейские сцены из книги пророка Даниила2. Доски расположены не в последовательном порядке рассказа, а вразбивку. Вероятно, прежде порядок их был иной. Под каждым изображением, кроме Деисуса, имеются надписи:
1 Г. Некрасов в № 3 Журн. Мин. Нар. Проев. 1912 г. справедливо обратил внимание на оригинальное размещение глав этой церкви, а именно: они поставлены не по углам, а а по странам света. Со своей стороны, мы добавим, что также расположены главы соборного храма Московского Донского монастыря, выстроенного в 1684 – 1698 го­дах. Забелин полагал, что это – первый по времени пример такого размещения (Исто-рич. описание Москов. Донск. мон. М., 1865, стр. 24 – 25).
2 Изданы литографически в вышеупомянутой книжке журнала •Истина» и в запис­ках Археолог. О-ва, в статье И. Шляпкина «О пещном действии».
Возле этих изображений сохранился остаток изящного медного орнамента, в виде плетений. У Виолле-ле-Дюка подобный узор назван древнеперсидским. Вправо от дверной замочной скважины стилизован­ное изображение льва, напоминающее подобное же изображение Ви-зантийско-Романского искусства. К сожалению, на нашем рисунке 25-м льва можно рассмотреть лишь в лупу, ибо вследствие сильного потемне­ния он сливается с окружающим его темным фоном.
Внутри храма нет обычных колонн, и сомкнутые своды опираются прямо на стены. В1913 г., при ремонте церкви, под полом обнаружены плитяные фундаменты двух столбов, в 1 кв. с. каждый; следовательно, храм имел прежде купольный свод, опиравшийся на столбы, как во всех древних церквах.
Церковь весьма богата старинными иконами, но, к сожалению, по­чти Все они, за немногими исключениями, переписаны.
Иконы и др. предметы.
В притворе:
На правой стороне от входа Страшный Суд.
На левой стороне от входа св. Николай Чудотв. с житием.
На сев. стене Благовещение.
В иконостасе главного храма:
Пояс Праздников, т. е. весь 2-й ярус иконостаса, по мнению знатоков, относится к XVI веку.
Рождество Богородицы. 2 арш. 2 в. X1 арш. 12 72 в. Считается древнее предыдущих икон. Полагают, что он написан ранее XVI века. Украшен превосходной серебряной вызолоченной басмой.
Спаситель, 1 арш. 14 в. X1 арш. 6 в. Относится к XVII веку.
Распятие. 2 арш. 10 в. X1 арш. 12 в*. Тело Спасителя изображено повисшим, с согнутыми коленями, что указывает на сравнительно по-
зднее происхождение иконы – не ранее XVI века (Н. Покровский, Па­мятники христианской иконографии, стр. 379).
В алтаре правого придела:
На стене, у жертвенника, в кивоте, иконы Московских писем Бож. Матери и Иоанна Предтечи. Антиминс, освященный при патриар­хе Иоасафе II, в 7177 (1669) г.
В иконостасе того же придела:
Св. Иоанна Предтечи. 1 арш. 2 в. X1 арш. Весьма древний, в хорошем окладе.
Влад. Бож. Матери. Тех же размеров. Также древний.
Спасителя. Тех же размеров.
Успенья Бож. Матери. Тех же размеров.
Всепетой Божией Матери. 9X9. XVI века. Прекрасный че­канный оклад.
На сев. стене того же придела:
Страшный суд. 1 арш. 3 в. X1 арш. Поздняя, но хорошей работы. Се. Николая Угодника 1 арш. 13 в. X1 арш. 7 в.   1 поздние Рождества Христова. 1 арш. 13 в. X1 арш. 7 в. J
Кроме того, в той же церкви хранится напрестольный крест, с надписью: «ЛЪта 7189 (1681) сий образ Креста Господня построилъ стольникъ Борись, а прямое имя Иоанн Васильевичъ Бутурлинъ въ цер­ковь Николы Чудотворца Новоявленнаго, что во Псков-fe у торгу, по отц^Ь своемъ боярин 1з и дворецкомъ Василь1з Васильевич^ и по мате­ри своей боярыни Настасий Григорьевны и по себ-fe Иоанна, и по жен-fe своей Татьян^, и по тестЪ своемъ Симеон^, и по тещи своей Ксении, и по ихъ сродникахъ».
В церковной библиотеке есть богослужебные и поучительные книги, печатанные при патриархах: Гермогене, Иосифе и Филарете.
На западной стороне церкви высится оригинальная звонница, строй­ные пропорции которой обращают на себя внимание художников. Она
состоит из трех ярусов: нижнего, составляющего ее основание, средне­го о двух пролетах и верхнего об одном пролете; в среднем висят коло­кола, верхний же остается порожним, но находящаяся в нем толстая де­ревянная поперечина показывает, что и здесь также были прежде коло­кола. Звонница имеет 4-хскатную железную крышу, на которой помеща­ется небольшой купол, увенчанный главой с крестом. Среди колоколов один 1693, а другой 1760 гг.
Гоголевская улица.
Прежде эта улица называлась Ивановской – вероятно, потому, что на ней находились два Ивановских храма: во имя св. Иоанна Предтечи, в Медведеве монастыре, в Златоустовском переулке, и во имя св. Иоанна Милостивого, на самой Ивановской улице. С1510 года вся улица, так же как и соседняя Губернаторская, была застроена разными торговыми за­ведениями.
Керосиновый склад Кадетского корпуса
(пл. IV i 8).
Находится по правой стороне улицы, если идти от Поганкиных па­лат, не доходя 200 шагов до Новгородской улицы. Это – одноэтажное плитяное здание, имеющее 50 шаг. по лицевому фасаду и около 25 ш. по боковому. Внутри оно перекрыто сводами. Судя по типу, относится по крайней мере к XVII столетию.
Развалины Владимирской церкви (пл. IV i 8).
Возле предыдущего здания находятся ворота во двор, принадлежа­щий кадетскому корпусу. В левом углу этого двора, в расстоянии около 70 шаг. от угла Новгородской улицы, видна горка: это остатки церкви св. Владимира на Сенной ниве. Последнее название указывает, что это место было некогда окраинным захолустьем, заросшим травой и незас­троенным. В 1632 г. царь Михаил Феодорович, к великому огорчению Псковичей, разрешил иностранцам построить свой торговый двор в са-
мом городе, а не на Завеличье, как было до сих пор издревле. В силу этого Немцы поставили свой двор на Сенной ниве, т. е. не только в горо­де, но и в ближайшем соседстве с Новым торгом. Церковь св. Владимира была сооружена в 1518 г.1 В конце XVIII в. она была разобрана и употреблена на контрфорсы Троицкого собора2.
Развалины церкви св. Иоанна Милостивого
(пл. IV i 8).
В 20 шаг. от угла Новгор. улицы находится дом № 29, во дворе кое­го остались развалины (подклеть) церкви св. Иоанна Милостивого, на­зывавшейся «с солодовников, в посаде, у Петровских ворот*. О ней упо­минается в летописи под 1561 г., по случаю пожара. В1788 г. она вторич­но сгорела и упразднена. Теперь остатки ея служат ледником.
Солодежня (пл. IV к 7, рис. 26).
В нескольких шагах от угла Михайловской улицы, по левой сторо­не Гоголевской, находится весьма древнее здание, почти не тронутое рукою времени, каким-то чудом сохранившее неприкосновенным свой оригинальный древний облик. История этого дома неизвестна. В 1880-х годах он принадлежал барону Фитингофу, а теперь принадлежит г. Ла­пину и г-же фон-Геккель. Прежде в нем приготовляли солод для пивного завода, и потому за ним издавна утвердилось название солодежни. Те­перь он стоит пустым. Дом стоит на обширном дворе, заросшем густою травой. Кругом полное безлюдье. Вся эта странная обстановка произво­дит впечатление какой-то сказки3.
По уличному фасаду дом занимает 20 шагов и с этой стороны имеет 3 окна. По двору он длиннее – 45 шагов. Здесь имеются 5 окон, закрытых железными решетками. С противоположной стороны сделаны только 3
‘Описание к сборному плану г. Пскова, Ф.А. Ушакова.
2 Василев, Историко-стат. указ., стр. 63.

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Перечень храмов
  • Дом Смирновых
  • Дом Жуковского