Начало средневекового Пскова

И вот в этом месте внимательный читатель обязатель­но спросит меня: а как же быть с легендой об основании и города и Троицкого собора Ольгой – с той самой легендой, что изложена на возобновлённом в 1623 году кресте? Что тут можно ответить? Эта поездка княгини на север не датирова­на. Мы не знаем, в какой именно год Ольга видела три луча над Псковом, если они были, как не знаем и того, когда она могла после этого основать город и поставить первую цер­ковь на месте современного Троицкого собора. Три краевед­ческие даты её основания ненадёжны и свидетельствуют, ско­рее, о благих намерениях ранних историков Пскова, нежели о точных знаниях. Отсюда – и разнобой этих дат.
Попытаюсь подойти к проблеме с другой стороны. Если княгиня Ольга действительно крестилась при импе­раторе Романе и, если в соответствии с косвенными дан­ными летописи и пересмотром даты по Иакову Мниху, это произошло в 920 году, то многое становится на свои мес­та. Сразу же исчезает противоречие между сведениями В.Н. Татищева (948 – 954 годы) и археологической датировкой (910 – 930 годы). Далее, раннесредневековый Псков возни­кает в то же самое время, что и раннесредневековый Нов­город. Я даже не исключаю того, что это была одна и та же инициатива, и одна и та же исходная дата.
Остаётся несколько «если». Если принять 920 год как дату крещения Ольги, то и храм и город княгиня могла ос­новать только после этой даты. Если был основан храм, то стоять вне города он не мог – это понятно. Скорее всего, ос­нование того и другого было процессом единовременным. А в городе стояла ольгина дружина, и жёны и дочери бра­вых и отнюдь не бедных скандинавских наёмников красова­лись в национальных одеждах и блистали застёжками-фибу­лами тех типов, которые были модными в то время. Дела-
лись и новые украшения этого рода – пусть на месте, но тоже по последней моде. Так что пока верхнюю дату держит не­удачная отливка – подражание круглой фибуле 910 – 930 го­дов, а нижнюю – вычисляемое с таким трудом раннее креще­ние Ольги. Итак, если принять все эти соображения, то ос­нование раннесредневекового города могло произойти в диапазоне 920 – 930 годов. Кстати, в этот же диапазон впи­сывается и медная монета императора Романа I Лакапина 919 – 921 годов, о которой я писал выше. На этой вероятной точности в одно десятилетие я, пожалуй, и остановлюсь.
Сейчас известно, что ольгинская топонимика есть не только на северо-западе России и на Украине к западу от Киева. В поздней «Летописи города Витебска» есть упо­минание об основании княгиней Ольгой вместе с её дру­жиной и этого города, а также двух церквей в нём. Веро­ятно, это произошло в 947 году. Предание об Ольгином монастыре имеется у истока Волги. В бывшей Ярославс­кой губернии ещё в XVII веке на берегу Волги в одной вер­сте от устья реки Мологи лежал камень, который имено­вался Ольгиным. Другой Ольгин камень показывали на территории города Углича в урочище Золоторучье. В ок­руге этого древнего города существовал ареал бытования топонимических преданий, которые сообщали о посеще­нии этих мест первыми киевскими князьями – Игорем, Оль­гой и Святославом. Здесь, в Угличе в поздней Серебряни-ковской летописи, основывавшейся на каких-то более ран­них летописях, приводятся сведения о Яне Плесковитине (Плесковиче, Плесковитиче), который был киевским дан-щиком и родственником княгини Ольги. Эта летопись и близкие к её традиции другие летописные списки считали Яна Плесковитина основателем города Углича. Здесь он фигурирует как киевский боярин, родственник или даже брат княгини Ольги, который прибыл «из Плесковитския земли» вместе с княгиней. Ян основал Углич повелением князя Игоря и старался сделать город как можно более
мощным. Город, по преданию, строился семь лет, а затем Ян был отозван Ольгой в Киев, был с ней в Константино­поле, принял там крещение, умер в Киеве и был захоронен в храме, который построила Ольга. А умер Ян Плескови-тин в 962 году. Вероятно, это и был тот «анепсий», то есть ближайший родственник Ольги, который отмечен во вре­мя приёма во дворце Константином Багрянородным.
Существует несколько летописных дат основания Углича: 937, 945 и 947 годы.
К этому времени относятся найденные в Угличе во время археологических раскопок три наконечника мечей, имеющие скандинавские аналогии и датирующиеся пер­вой половиной – серединой X века, скандинавская круг-лощитковая позолоченная фибула со звериными голов­ками и диргем 942/943 годов. Автор раскопок и публика­ции, СВ. Томсинский, предполагает даже, что монету мог потерять кто-то из дружинников этого Яна.
Обращает на себя внимание близость всех трёх да­тировок поздних угличских летописей и диргема. Вещи имеют более расплывчатые датировки. Если принять во внимание круг сведений о Яне Плесковитине в Угличе и все три довольно близкие между собой летописные даты основания гоода (разброс всего 10 лет), то из этого яв­ствует, город Плесков к 937, 945 или к 947 году уже суще-ствал как довольно заметный, известный и значимый на­селённый пункт, по которому именовался Ян – Плеско-витин, и все знали, откуда происходит этот человек. Если первый Углич действительно строился семь лет, то и пер­вый средневековый город Псков наверняка строился не меньше. Плюс какое-то время на развитие города, доста­точное, чтобы о нём знали и о нём говорили. И опять по всем этим параметрам мы попадаем, с большей или мень­шей степенью точности, в диапазон 920 * 930 годов, прак­тически синхронно с ранним Новгородом.
А как же быть с летописным 903 годом? В русской
истории, и особенно в истории ранних городов, есть зна­ки и есть символы. Какой бы степени точности ни дости­гали научные разработки, они всё равно останутся. И, наверное, это правильно. Думаю, что собираясь в далё­кий путь в столичный Киев, будущая княгиня вместе с родственниками побывала в маленьком кривичском го­родке при слиянии Великой и Псковы. Может быть, при­пасы собирали в дорогу, а может быть, смолу покупали -ладью ремонтировать. Дорога предстояла дальняя – и по расстоянию, и по жизни. А за спиной оставалась весь Выбутская и маленький городок на мысу – долетописный Пльсков.

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Что мы знаем о княгине Ольге?
  • Послесловие о жизни княгини Ольги
  • Князь Олег и княгиня Ольга: миф, сага и летопись