На родине княгини Ольги: Выбуты и их окрестности

Самое же подробное и интересное описание даёт, как всегда, Н.К. Богушевский: «Несколько ниже Выбут по р. Великой находится небольшой скалистый остро­вок, поросший травою, носящий название Шацкого. Остров этот разделяет реку на два протока. Один из них
называется «Ольгиными Слудами (т.е. подводными кам­нями), а другой «Ольгиными Воротами». В этом месте -
по преданию, святая Ольга, бывшая ещё крестьянкой, перевезла в челноке через реку великого князя Игоря. В окрестностях Выбут но реке Великой, – начиная от дер. Вольжиной. до дер. Бабаевой (две версты ниже Выбут), прохожих и теперь перевозят через реку в челноках осо­бенной конструкции, выдолбленных из толстых стволов осин. В таком челноке могут поместиться не более 2-х человек. Управляет челноком рыбак или перевозчик -одним веслом или багром». Как могла происходить пе­реправа князя Игоря на таком челноке, показывает изоб­ражение на старой открытке (Илл. 12).
В связи с возможностью выхода на первоначальный пласт ольгинской топонимики Выбут, интересно посмот­реть на этимологию слова «слуды». А то, что слово это
весьма древнее, показывает, например, имя одного из послов Руси в Византию в 944 году: «Слуды от Игоря, племянника Игоря», то есть племянника князя Игоря, который стоит в списке на четвёртом месте после посла княгини Ольги, которого звали Искусеви. Позднее я ещё вернусь к имени ольгиного посла.
Итак, географическая этимология слов «слуда», «слудка» объясняется как «выход коренных пород, обна­жающихся в возвышенностях или долинах рек … крутой берег реки, обрыв. Др.-рус. слудъва, слуда – «скала», «утёс»; слудяный – «скалистый» … «Слуда – высокий, буг­ристый, поросший лесом берег большой реки» … «крутой песчаный берег», «гряда, заросшая сосновым лесом»; «вы­сокий гористый берег реки, заросший лесом» … Этимоло­гия неясна, возможна связь со словом слуд – «пойменный луг, наслуд – «наледь», слудь – «наст» … «Сближается с нор-веж, sludd, датск. slud – снег и дождь вперемежку, ислан. sludda – ком, слюна, сопли; верхненемец. Schlutt – грязь, оттепель …» Названия этого типа есть в Ленинградской обл. – Слудицы, в Вологодской – Слудно, а также на Оке, в Коми, в Пермской и Кировской обл. и близ Оренбурга.
В нашем случае, справа от острова действительно и ныне имеется высокий, заросший соснами берег и дей­ствительно бугристый, поскольку на нём расположены из­вестные ерошнхинские сопки. Внизу под сопками – про­долговатый пруд, который когда-то сообщался с рекой заплывшей и заболоченной протокой, который вполне мог служить удобной гаванью для небольших ладей. Та­кой же высокий берег и слева от острова, безлесный и ровный. При этом надо иметь в виду, что слудами име-нуе.тся ньше имедао тот проток, который течёт мимо ле­вого берега. Как обстояло дело в средневековье, если тог­да здесь действительно имелся некий проток, именовав­шийся «Слуды», мы не знаем.
Итак, подводя итоги этому этимологическому экс­курсу, можно считать, что псковское слово «слуды» в зна­чении «подводные камни» представляется вторичным об­разованием по отношению к основному значению. По-видимому, испорченными производными названиями от «слуды» являются «Ольгины следы» и «Ольгина слюда» -«…здесь плита слоится, почему дно реки именуется «Оль­гина слюда». На этом месте, Ольга, говорят, перевозила Игоря».
С Ольгиными Воротами связано предание, что Оль­га переходила здесь через реку и бросала камни в воду, чтобы до ним перейти на другой берег, и что так они здесь и остались.
Выше острова в реке показывали ещё один Ольгин Камень. О нём упоминает только Н.К. Богушевский:
«Около Шацкого острова, сажень за двадцать от его верхней оконечности, выдвигаются из воды несколь­ко гранитных камней. Один из них называется «Ольги-ным». Предание говорит, что когда святая Ольга купа­лась в реке, то после купанья, камень этот служил ей местом отдохновения». Таким образом, этот камень от­носится к числу не археологических, а исторических объектов.
В 3,5 км ниже по течению реки от острова Богда-новский – Шацкой на левом берегу расположена дерев­ня Пристань. Здесь, по местному преданию, Ольга вос­питывалась у богатой тётки. Так это было или нет, не­известно, но здесь надо иметь в виду следующее обстоя­тельство. В скандинавском мире эпохи викингов, то есть в IX – X веках, был интересный обычай: даже очень знат­ные люди отдавали своих детей на воспитание к людям менее затным. Это считалось полезным для формирова­ния их характера. Вспомним, что и отец, и мать Ольги -«…от рода Варяжска». И ещё одно обстоятельство зас­тавляет задуматься по поводу предания о тётке Ольги.
В Степенной книге в своей речи Ольга как бы невзначай говорит: «… о моём сиротстве..» А что, если её родите­ли действительно рано умерли? Ничего невозможного для того периода в этом нет. Время было неспокойное. В боях гибли простые общинники, дружинники, гибли даже князья. Как знать …
Однако, самое большое количество преданий связа­но с д. Волженец (Ольженец) на правом берегу р. Вели­кой. Именно здесь между деревней Волженец на правом берегу и деревней Кузнецово – на левом и поныне суще­ствует главный брод через реку, который в конце XIX века назывался Литовским. В 1873 году Н.К. Богушевс-кий отметил: «Народное предание указывает на две мес­тности в Выбутском приходе, как на места, где родилась святая Ольга: на деревню Гору или Горку, расположен­ную на правом берегу реки Великой, против Выбутской приходской церкви, и на деревню Выдру – Волжино – Оль-жино тож – деревню, находящуюся в двух верстах (вверх по течению реки) выше Выбут.
В деревне Горка «память» о святой Ольге далеко не так распространена как в дер. Выдре: – по этому и пото­му что в Выдре (Волжиной тож) сохранились различные предметы, носящие имя св. Ольги, – а в Горе их совсем не оказалось, – я считаю более справедливым признать за дер. Волжиной честь называться родиной св. Ольги. К тому же самое название деревни «Вольжино» есть явное искажение названия «Ольгино». По сказанию священни­ка села Выбут Николая Троицкого – в Выбутских метри­ческих книгах конца прошлого столетия – деревня Выдра называется иногда «Ольгиной» а иногда «Вольгиной и Вольжиной». Выдрой называется только с недавнего вре­мени, а именно с той поры, когда деревня Волжино рас­пространившись вдоль берега реки, соединилась с ма­ленькой деревенькой Выдерой или Выдрой; с этого вре­мя стали деревни Волжину и Выдру называть одним, об-
щим именем. Жители бывшей Выдры – однако и теперь называют себя «Выдерскими», а жители деревни Вольжи-ной говорят, когда их спрашивают: откуда они? «Мы с Вольжиной».
В районе деревни Волженец сохранилось доволь­но много микротопонимики, связанной с именем кня­гини Ольги. Рядом с деревней во времена Богушевско-го видны были ещё остатки фундамента какой-то пост­ройки, носившей название «Ольгина церковь» или «Ольгин дворец»: «На крутом правом берегу реки Ве­ликой, в 25 или 30 саженях, вниз по её течению, от д. Вольжиной, на деревенском поле видны полузасыпан­ные землёю развалины, древнего, грубо – из ручного известняка сложенного фундамента. Здание, от кото­рого сохранились эти развалины, имело очевидно фор­му правильного параллелограмма, узкие стороны ко­торого обращены к востоку и западу – а внутренность разделена на пять отделений: из них два больших и три маленьких. Длина всего здания около восьми, а шири­на около шести сажень.
Крестьяне считают это место святым, не распахива­ют его – хотя оно находится посреди поля – и намерева­ются устроить на развалинах часовню в честь святой бла­говерной великой княгини Ольги, дворец которой (а по сказанию иных церковь её, разорённая «поганой Литвой») стояла на этом месте. Тут же где-то находился сад и по­греба великой княгини – «наполненные золотом и сереб­ром» – но найти или видеть их можно только в ночь на Ольгин день (11 июля)…» Далее предание сообщает, что святая Ольга была великая волшебница «… и наложила на свои сокровища и сады чары, превратившие её «лю­бимую усадьбу» в «усадьбу невидимку».
По новому стилю Ольгин день приходится на 24 июля. В ночь накануне этого дня желающие провести бессонную ночь, могут попробовать увидеть ольгины
усадьбу, сады и погреба. Может быть, кому-то повезёт. Всё-таки, как-никак, первая русская святая. И чудеса на её могиле в Киеве происходили. Но для этого надо очень сильно верить. Впрочем, продолжу прерванный этой ре­маркой рассказ Богушевского о местной микротопони­мике: «Неподалёку от развалин «дворца» находится древнее кладбище и группа могильных насыпей (курга­нов), в которых иногда находятся черепа, кости и об­ломки доспехов и оружия. На берегу реки из-под отвес­ной известковой скалы струится прозрачный как хрус­таль и холодный как лёд источник: так называемый «Ольгин ключ». Сюда по преданию – святая, будучи ещё крестьянской девицей, ходила за в’одой и умывала в нём каждое утро «своё светлое личико». С той поры источ­ник приобрёл дивное свойство: исцелять верующих, умывших в нём лицо и глаза и опустивших в его светлые струи какую либо медную или серебряную монету, от всевозможных глазных недугов – и даже от слепоты. Лет двадцать тому назад к источнику приходило ежегодно множество богомольцев и больных. Польза от этого на­плыва народа была для жителей «Ольгиной родины» не­малая: – в виде вознаграждений («благодарений») за го­степриимство, собирания лепты благочестивых поклон­ников и святого источника и т.д.
Но число верующих в чудесные свойства «Ольгино-го ключа с каждым годом уменьшается и очень может быть, что в недалёком будущем память о целебных его свойствах совершенно изгладится из мира народных пре­даний».
Что касается фундамента, описанного Богушевс-ким, то сохранилось два дореволюционных обмера «Ольгиного дворца», на которых приведены планы пря­моугольной постройки: на одном плане S,S x 8,5 саже­ней, т.е. 11,7 х 18,1 м, а на другом 6 х 8,5 саженей, т.е. 12,8 х 18,1 м. Постройка располагалась, согласно обо-

*******
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Что мы знаем о княгине Ольге?
  • Послесловие о жизни княгини Ольги
  • Святая Равноапостольная Княгиня Ольга