МАТЕРИНСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА СМИРЕННОМУДРИЕ

Василия ИвановичаБеллавина еще задолго до избрания патри­архом земляки называли «любящим и почтительным сыном». И действи — тельно, с детских и отроческих лет он проявлял особую любовь к родитель — скому дому. Как выяснилось из документов Псковской духовной семинарии, воспитанников перед каникулами опрашивали, где они будут проводить лето. Ответы были разные: одни желали определиться при церквах в Пскове, другие — погостить у друзей или богатых родственников. Василий Беллавин не­изменно указывал: «в родительском доме». Судьба сложилась так, что после пострижения в монахи и возведения в высокий сан владыке Тихону довелось служить в разных местах нашей, планеты. Но каждый раз перед дальней дорогой он стремился навестить родительский дом, получить материнское благословение. А какие наставления могла дать высокообразованному сыну одинокая больная вдова, о которой в церковных записях указывалось: «не — грамотная» ? В оценке личности святителя Тихона современниками довольно часто употребляется слово «смиренномудрие».
Мать патриарха почитали в Торопце за житейскую мудрость и христи — анское смирение, которые она «постигла через свои страдания». Анна Гав­риловна в последние годы была прикована болезнью к постели. Она не жа — ловалась на свою долю, а утешала слабых, бедных, обиженных и жила по
народной заповеди: «Смиренье — Богу угожденье, уму просвещенъе, душе спа­сенье, дому благословленье и людям утешенье».
В 1897 году молодой епископ Тихон получил назначение в Холмско— Варшавскую епархию. По пути из С —Петербурга он заехал в Торопец и пять дней прожил в доме матери. Владыка Тихон всюду был желанным гостем, всех располагал к себе, и жители, люди разных вероисповеданий, ви­дели в ием служителя высокого саиа, «примиряющего и объединяющего всех не мерами прещения и угрозами, а благодатным зовом доброго сердца…» За одиннадцать месяцев служения в Люблине епископ Тихон произнес 120 про­поведей, и каждый раз храмы переполнялись верующими. Когда в городе узнали, что его переводят в другую епархию, в разных учреждениях стали собирать подписи с просьбами оставить архиерея на месте. Однако назна­чение «о бытии преосвященному Тихону епископом Алеутским и Аляс­кинским» уже было утверждено государем —императором.
И снова перед дальней дорогой, несмотря на занятость, владыка Тихон посетил родные края — Псков, Великие Луки, Торопец, — где целую неделю прожил в доме матери. В первый день он не отходил от ее постели, хотя встречи с владыкой ждали все земляки. Он отслужил литургию и акафист Божьей матери в Корсунско — Богородицком соборе, навестил в городе всех священников, преподавателей духовного училища, знакомых торопчан, фо­тографировался с ними.
Из Торопца владыка уехал в Санкт— Петербург, где около трех недель изучал документы и консультировался со специалистами по делам нового служения. Из столицы на поезде, миновав Берлин и Париж, владыка прибыл в Гавр, откуда на пароходе отправился в Нью — Йорк. На берега Нового Света православные миссионеры, в числе которых были и бывший регент хора Псковской духовной семинарии Никанор Гривский и младший брат епис — копа Михаил, прибыли 1 декабря 1898 года.
За восемь лет служения в Америке владыка Тихон обратил в право­славную веру тысячи людей разных национальностей, наречий, исповеда — ний. О его миссионерской деятельности в Псковской епархии отзывались так: «подвизающийся апостольским подвигом в стране далекой и чужой». В чем же конкретно заключался этот подвиг? С первых дней службы самому
молодому по возрасту российскому епископу пришлось решать сложней­шие проблемы. Священный Синод не выдавал субсидий на новую епархию, и приходилось искать средства на месте, налаживать деловые связи с при­хожанами, властями. На огромной территории были разбросаны редкие се — ления, в которых жили люди разных национальностей. При общении с ту­земцами, отличающимися суровостью и наивностью нравов, владыку Тихона выручала его наследственная доброта, простота и смиренномудрие. Он ветре — чался с бедными, обездоленными, старался их ободрить, утешить, дать совет, сам совершал христианские обряды: крестил, венчал, отпевал, произносил проповеди. Неудивительно, что к православию тянулись не только выходцы из славянских стран, но и креолы, индейцы, эскимосы, алеуты и даже .. ара­бы. За сравнительно короткий срок в заокеанской епархии были построены молитвенные дома, монастыри, открыты семинарии, школы, приюты…
В свою очередь, епископ Тихон не забывал своих земляков. В 1901 году он прислал из личных сбережений в Псковскую семинарию 2500 рублей, чтобы на зти деньги была учреждена стипендия воспитаннику — «уроженцу Псковской епархии, сироте или сыну бедных родителей, отличающемуся благонравием и успехами в науках…» Стипендия сохранялась, если стипен­диат и не успевал из — за «продолжительной болезни или малоразвитости, а не от лени».
Летом 1903 года владыка Тихон по делам своей заокеанской епархии приезжал в Россию. Необходимо было решить многие проблемы в столице, но он сумел выкроить две недели для поездки в Псковскую губернию. И сразу же поехал в Торопец к любимой матери, которая осталась совсем одна. В первый же день владыка Тихон отслужил панихиду на могилах отца и братьев. И опять же не обошел вниманием своих земляков: посещал храмы, молился как простой прихожанин, встречался с теми, кто ждал его помощи, совета. В главном, Корсунско — Богородицком, соборе вместе со всеми свя — щеннослужителями города преосвященный Тихон отслужил литургию, а потом на соборной площади «совершил чин освящения воды по случаю открываю­щегося в этот день крестного хода по городу с Корсунской иконой Божией Матери».
Об этой иконе и о соборе в краеведческой литературе сложено немало
легенд, связанных с именем Александра Невского, его женой — дочерью полоцкого князя — и их венчанием в Торопце. По преданию, икона Кор — сунской Божией Матери написана апостолом Лукой и в 988 году принесена великим князем Владимиром в Россию, а в 1239 Александром Невским в То — ропец. У иконы множество названий: «Одигитрия», «Эфесская», «Корсунс — кая», «Полоцкая», «Царьградская», «Торопецкая», — и ученые уже два века пытаются разгадать ее тайну. Последние исследования с использованием новейших современных методов позволяют предположить, что древняя икона, написанная евангелистом Лукой, безвозвратно утеряна, а с нее сделана ко­пия в четырнадцатом веке.
Из летописей известно, что древний собор в Торопце ранее именовался Георгиевским и неоднократно перестраивался. В 1676 году царь Алексей Михайлович на месте старого деревянного собора велел nocTaeifrb камен­ный храм, и с той поры он получил имя Корсунской Богоматери. Во время большого пожара в Торопце храм обгорел, но чудотворную икону успели спасти. Дальнейшая судьба храма отражена в клировых ведомостях Вели­колукского архива за 1851 год: «Церковь начата строением в 1795 году, окон­чена в 1804 тщениен доброхотных дателей, а на окончание оной Блаженный и вечно достойныя памяти Благочестивейший государь Император Павел 1 повелел выдать из казны 4000 рублей… Церковь зданием каменная, крепкая, великолепная, с такою же колокольнею. Престолов в ней три: в настоящей холодный во имя Корсунския Божий. Матери, в приделах теплых во имя Ве­ликомученика Победоносца и Чудотворца Георгия, во имя Святого Благовер­ного Великого князя Александра Невского.. Причта положено издавна: про­тоиерей — один, священники — два, диакон — один, дьячок — один, пономарь — один…»
В 1865 году в Корсунско — Богородицком соборе отпевали мать компо — зитора Мусоргского Юлию Ивановну. Чудотворная нкона находилась в ико­ностасе с правой стороны, в специально устроенном выносном резном кио — те. Заупокойную панихиду служили протоиерей Алексей Ефимович Моде — стов, выпускник Киевской духовной академии, два священника, диакон, дья­чок, пономарь. В числе священников был… двоюродный брат патриарха Ти­хона Иван Григорьевич Беллавин…
Известно, что Модест Петрович Мусоргский боготворил свою мать, считая ее «святой женщиной», посвятил ей лучшие вокальные произведения, в том числе и «Колыбельную», о которой биографы напишут зто «целая поэма, целая драма души человеческой»
Мать Мусоргского, гакже как и мать святителя Тихона, росла сиротой, перенесла много страданий, умерла также от водянки Матери двух великих россиян, гениального композитора и смиренномудрого патриарха, молились перед древней Корсунской иконой
В конце 1913 года владыка был переведен в Вильно, на литовскую ка­федру, весьма сложную и ответственную Перед новой службой он не мог уже поехать за материнским благословением и утешением В письме к зем — лякам он сетовал  «Я теперь совсем один, у меня нет даже двоюродных   »
Но, верный своей традиции все-таки приехал на родину поклониться праху предков и получить от земляков духовную поддержку, навестил знакомых друзей родную семинарию Верный материнским заветам, он передал лич­ные сбережения «на пособие беднейшим ученикам и на гостинцы воспитан­никам» Из Пскова он уезжал поездом в Вильно и как и всегда его пришли проводить педагоги священники учащиеся горожане
На новой кафедре владыке Тихону особенно пригодилось его смирен­номудрие Об этом весьма убедительно говорится в биографии патриарха составленной протопресвитером М Польским «В Вильно от православного архиепископа требовалось много такта Нужно было угодить и местным властям и православные жителям края настроенным крайне враждебно к полякам нужно было и ш раздражать поляков, составляющих большинство
местной интеллигенции, нужно было всегда держать во внимании особен­ности духовной жизни края, отчас­ти ополяченного и окатоличенного». Владыка Тихон, по —прежнему скромный, всем доступный, ездил по епархии в простой коляске, в подряс­нике и шляпе, и «все, кто его встре­чали и узнавали, русские, поляки и ев­реи, низко ему кланялись».

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Патриарх Тихон
  • «… МИР БОЖИЙ ЛЮДЯМ ИСПРОСИ»
  • ТОРОПЕЦ – ГОРОД ДЕТСТВА