Краеведение Острова в школе

Изучение природы, истории, культуры своей малой родины прививает любовь к ней, а через неё и ко всему Отечеству, воспитывает патриотизм, делает человека подлинным граждани­ном, способным к созидательной деятельности. О значении изучения, в частности, местной истории академик Д. С. Лихачев говорил как об основе, на которой только и может осущест­вляться рост духовной культуры всего общества, О той важной работе, которая проводится в школах района, об опыте и методических находках островских педагогов рассказывает эта рубрика.
Т.В. Константинова,
учитель химии, биологии, экологии Рубиловской средней школы
Научно-практическая конференция «Лжа и Утроя — малые реки Рубиловской волости»
(из опыта работы)
Цели:
1. Исследование экологического состояния малых рек Псковско-Чудского водосборного бассейна, причин, вызывающих их загрязнение и его по­следствий для биогеоценоза реки и здоровья лю­дей, жителей волости.
2.  Расширение экологических, биологических, хи­мических знаний учащихся по химии, биологии, экологии; формирование их практической направ­ленности; природоохранительное воспитание.
3.  Развитие мыслительных способностей учащих­ся, умение использовать базовые знания естествен­но-географических наук в нетрадиционных ситу­ациях.
4. Экологическое воспитание через восприятие красоты родной природы, формирование ответ­ственности за неё.
Оборудование:
1.  фотографии: река Утроя летом, Рубиловская ГЭС, река Великая, мосты, церковь д. Елены, шитьё речным жемчугом.
2.  Схемы: «Основные загрязнители реки, их воз­действие на биоценоз»; «Биоценоз пресного водо­ёма»; «Виды — индикаторы загрязнения водоёма» (коллекция).
Этапы работы.
I этап (работа в кружке):
1. Индивидуальная работа по изучению экологи­ческого состояния Лжи и Утрой.
2. Выступление с результатами работы перед уча­щимися 8-11 классов на конференции.
Темы выступлений:
1. Географическая характеристика малых рек. Ут-роя и Лжа на карте России.
2. Экология реки. Особенности Лжи и Утрой, как одного из видов пресноводных биоценозов, их связь с другими биоценозами.
3.  Человек и река (историко-хозяйственный от­чёт о деятельности человека, связанной с р. Лжа и р. Утроя в Рубиловской волости).
4.  Река в опасности (антропогенное воздействие человека на экосистемы Лжи и Утрой).
5. Мир без границ (связь рек Рубиловской воло­сти с другими регионами, экологическая обста­новка в них).
Викторина для слушателей конференции (воп­росы сообщаются в начале конференции и обсуж­даются в её конце):
1.  Какие реки считаются малыми?
2.  Откуда берёт начало р. Утроя и как она там называется?
3. Длина р. Утроя?
4.  Почему Утроя и Лжа так называются?
5. В каком году и где была построена церковь в д. Елены?
6.  Когда была пущена Рубиловская ГЭС, её л^ак-симальная мощность?
7.  Назвать запрещённые способы ловли рыбы.
8.  Что такое виды-индикаторы? Назвать их для реки.
9. Перечислить основные пути загрязнения реки, вещества-загрязнители и их воздействие на орга­низмы.
10. Что такое диоксин, как он попадает в реки, на что воздействует?
11. Назовите места, где на наших реках были мель­ницы.
12.  Как образуется кислотный дождь? Возмож­ные уравнения реакций. Его воздействие на био­ценоз реки.
13.  К какому водосборному бассейну относятся Лжа и Утроя?
14.  К какой категории чистоты относятся воды наших рек?
15.  Что такое пестициды? В чём их опасность?
16. С каким водосборным бассейном связан бас­сейн, к которому принадлежат наши реки?
Ответы:
1. Длиной меньше 100-200 км и площадью, при­мерно, 1-2 тысячи кв. км.
2.  Озеро Мейрану Эзерс (Латвия), Ритупе.
3.  187 км.
4. См. «Легенды и были Рубиловской волости».
5.  В 1628 году на правом высоком берегу р. Ут­роя на месте часовни Псковского Пантелеймо-новского монастыря «Выставка».
6.  И л^арта 1961 года, 1000 кВт.
7.  Сети, верши, электрический ток, ультразвуко­вые ловушки, ловля у плотины ГЭС.
8. Показатели чистоты водоёма: кувшинка-кубыш­ка, беззубка, перловица, жемчужница, рак, бы­чок-подкаменщик, речная форель.
9. Минеральные удобрения, пестициды, навоз, неф­тепродукты, синтетические моющие средства, ионы тяжёлых металлов, кислотные дожди.
10. Яд. С пестицидами, в цепи питания. Наруша­ет обмен веществ организмов, в которые попада­ет.
11. Деревни Борзово, Куртыши, Лосевская.
12.  S+O2 -SO2, SO2+O2-SO,, SO2+H2O-H2SO,, SO3+H2O-H2SO4, 2NO2+H2O-HNO2
(страдает био- и фитопланктоны, макрораститель­ность — основы цепей питания, безопасен на из­вестковых почвах)
H2SO4+CaCorCaCo4+H2Co3 CO2H2O
(избыток NO^ ускоряет рост растительности, мо­жет приводить летом к «цветению» воды)
13.  Псково-Чудскому.
14. Трёхмерно-загрязнённые.
15. Ядохимикаты для защиты сельскохозяйствен­ных растений. В цепи питания. Нарушают обмен веществ, канцерогены.
16. Ладожского, Онежского и озера Сайма (Фин­ляндия) .
II этап. Индивидуальные письменные работы слу­шателей конференции.
(условия второго этапа и план индивидуальных письменных работ сообщается в начале конфе­ренции)
Цель: обобщение и закрепление знаний (учащи­еся 8-11 классов).
План письменных работ:
1.  Географическая и историческая характеристи­ка малых рек.
2.  Как река служит людям.
3.  Рыбные богатства и их охрана.
4. Основные причины загрязнения реки и их по­следствия.
5.  Виды-индикаторы, экологическая характерис­тика рек.
Задачи:
1. При сжигании каменного угля образуется ок­сид S (VI), который, взаимодействуя с Н,О, даёт кислоту. Определите кислоту, которая получается при сжигании 10 тонн угля (средняя суточная норма кочегарки в/ч Елены), если содержание серы в угле составляет 3% от 1 тонн угля.
2. При сжигании угля кроме СО, и СО образуют­ся оксиды серы (IV) и (VI) и N (IV). Три пос­ледних, взаимодействуя с водой, дают кислоты. Напишите возможные уравнения реакций. Как эти кислоты будут влиять на обитателей реки, дно которой сложено известняками (карбонат каль­ция), другими горными породами? Ответ пояс­нить уравнениями реакций.
Рекомендуемая литература.
1.  Краеведение и охрана природы. Псков, 1993.
2. Краснопевцев В. «Братья меньшие» вчера и се­годня — Л: Лениздат, 1991.
3.  Новиков Ю.В. Природа и человек — М: Про­свещение, 1991.
4. Эволюция. Основы экологии — М: Московский лицей, 1997.
Проект «Пишем учебник истории родного края»
(из опыта работы)
Л.А. Иванова,
учитель истории гимназии г. Острова
Цели:
1) активизация познавательной активности учащих­ся по истории родного края;
2) овладение технологией самостоятельного исто­рического исследования дополнительной литерату­ры;
3) стимулирование глубокого и устойчивого инте­реса к истории родного края.
Метод: систематизация результатов поисково-ис­следовательской деятельности.
Форма познавательной деятельности: ролевая межгрупповая работа.
I. Организационный этап.
При изучении на уроках истории родного края учащиеся приходят к выводу, что учебник по исто­рии Псковского края не содержит материала по г. Острову, принимается решение написать свой учеб­ник. Распределяются роли: редактор, художник-оформитель, исследователи-архитекторы, творчес­кая группа, архивариус.
Решается, что в свой учебник нужно поместить:
1)  герб г. Острова и его описание;
2) «Раздел архитектурные памятники г. Острова»;
3)  исторические сочинения по теме: «Великая
Отечественная война в нашей семье».
Определяются основные компоненты учебника, его разделы:
ф конкретный фактический материал, отрывки из документов, схемы, копии старых рисунков;
ф интерпретации фактов, версии событий;
ф повторительно-проверочный материал, вопросы и задания, придуманные детьми;
ф  изобразительный ряд (рисунки, выполненные детьми, подобранные ими иллюстрации).
II.      Этап    защиты проекта и его реализа­ции.
Макет странички учебника по родному краю пред­ставляет и защищает авторская группа.

*******

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • МУЗЕЙНАЯ РАБОТА
  • Летопись г. Остров
  • ЛЕТОПИСЦЫ ОСТРОВСКОЙ ЗЕМЛИ