Изборск, река Нарова и другие ольгинские места

Изборск – Ольгино, «Ольгина Могила». -Деревня Оль­гина Роща. – Область Изборская. – Деревня Ольгино Поле и камень – следовик. – Ольгин Ключ. – Гдов – оль-гин город. – По реке Нарове – деревни Скамья, Князь – Село, Ольгин Крест, – Степановщина. – Ольгин Ос­тров. – Нарвский погост. – Ольгины Ловли. – Сканди­навские вещи X века на реке Нарове. – Легенда о реке Нарове и городе Плескове. – Сиринец. – Отдельные ольгинские топонимы. – Великие Луки. – Датировка Ольгинских топонимов.
Согласно Иоакимовской летописи, княгиня Ольга происходит «от Изборска». Близ Изборска действитель­но есть ольгинская топонимика. К западу от него была известна деревня-однодворка Ольгина Роща. Правда, преданий, связанных с этим местом не известно, да их там никто и не собирал. Даже точное место этого исчезнув­шего хутора выяснить пока не удалось. А вот в самом Изборске, по старым сведениям, отыскался топоним Оль­гина Могила, странным образом связывавшийся с име­нем Ольги. Как известно, Ольга умерла в Киеве в преклон­ных годах в 969 году. Но сложные и непонятные извивы фольклорного сознания почему-то связали место её по­гребения с Изборском. Точно так же, её муж князь Игорь погиб и был похоронен в древлянской земле, однако, под Новгородом в местечке Коростыня предание размещает серебряный гроб князя Игоря. Скорее всего, это какие-то припоминания о связи новгородских и псковских зе­мель с именем князя Игоря и княгини Ольги.
На территории Изборска есть и другой топоним -Ольгино, но преданий, связанных с этим местом не со­хранилось.
Возможно, что это западное ответвление ольгинс-кой топонимики связано каким-то образом с утвержде­нием той же Иоакимовской летописи о том, что княгиня
Ольга для основания первоначальной церкви Святой Тро­ицы послала много злата и серебра в отечество своё – об­ласть Изборскую. В свою очередь это известие перекли­кается с сообщением Архангелогородского летописца о том, что некогда Изборск был большим городом в земле кривичей. Иначе говоря, мы вправе предположить, что земельные домениальные владения княгини Ольги на рус­ском Северо-Западе вполне могли простираться вплоть до Изборска и его ближайших окрестностей. Археологи­ческие раскопки этого древнейшего города – Труворова городища – в течение ряда лет проводившиеся В.В. Седо­вым, никак не противоречат такому предположению. Го­род здесь существовал в IX – X веках и позднее, вплоть до переноса в 1303 году на Жеравью гору. Однако скан­динавские вещи IX века, которые можно было бы связать с деятельностью летописного Трувора, здесь не выявле­ны. Они относятся только к X веку и, вполне возможно, могут связываться уже с деятельностью княгини Ольги на этом направлении – на порубежье с территорией эс­тонских племён. Я не исключаю того, что здесь мог быть когда-то четвёртый очаг репродуктивности ольгинской топонимики, то есть, устойчивой ольгинской традиции. Впрочем, настаивать на этом не буду. Старая историчес­кая традиция, в основной своей части восходящая к В.Н. Татищеву, утверждает, что княгиня Ольга по вдовстве получила во владение Гдов вместе с Изборском. Не ис­ключено, что здесь отразились какие-то смутные припо­минания об истинных границах домениальных владений княгини Ольги в X веке.
Любопытно, однако, что в 1859 году вездесущий П.И. Якушкин успел побывать и в Избррске, где местная жительница рассказала ему предание о том, что «Сперва город наш был большой, хороший, сам князь Рюрик жил здесь.»
Сам же Якушкин по свежим дорожным впечатлени-
ям сообщает: «Известно, что в Изборске княжил Трувор, замечательно, что имя Рюрика сохранилось в памяти на­родной, мне не один раз случалось слышать, что Рюрик княжил в Изборске.»
Не берусь, однако, утверждать – фольклорная это традиция, или уже книжная.
Есть ольгинская топонимика и к северу от Пскова. Справа от гдовского шоссе есть деревня Ольгино Поле, в которой имеется часовня с «ольгинским» камнем-сле-довиком – древним священным камнем с двумя следами ступней на нём, которые, по преданию, оставила княги­ня Ольга, когда шла воевать и наступила на этот камень. Рядом, по преданию, был ключ, но засорился, так что когда-то под камнем была вода. Рассказывали, что был здесь и крестный ход. В 1913 году упоминается «… ма­ленькая деревянная часовня в деревне Ольгино-Поле (Верхолинского прихода), каменный крест и камень на­ходящийся в ней…»
Ещё севернее, слева от этого же шоссе, напротив де­ревни Спасовщина, известен святой источник – Ольгин Ключ.
Дальше к северу расположен город Гдов, который по легенде, изложенной В.Н. Татищевым, как будто, был дан Ольге по вдовстве и получил название Вдов или Гдов. Хорошо известно, что название Гдова – иного, куда как более раннего происхождения, однако, легенда даёт здесь ещё один крайне ценный для нас ольгинский топоним, не известный больше ни по каким данным.
К северу от Гдова есть сведения о старой часовне в селе Кануновщина, на месте которой была построена но­вая. Вероятно, это та же часовня, что у деревни Сырой Лес (см. ниже), однако местная легенда утверждает, что княгиня Ольга останавливалась здесь.
В 200 – 300 метрах севернее, также близ берега Чуд-
ского озера, расположена деревня Сырой Лес, а близ неё
- старинная Ольгина часовня; ныне на месте старой ча­совни построена новая. В старой часовне хранилась ико­на святой Ольги.
Ещё в 0,5 км севернее находится деревня Каменный Конец, где существует предание о том, что именно здесь княгиня Ольга получила весть о гибели князя Игоря и горько причитала у большого камня: «Вот и пришёл ко­нец».
От деревень до линии берега Чудского озера здесь немного более километра. Судя по прибрежным болотам, береговая линия здесь могла колебаться или быть более извилистой, то есть в X веке означенные места современ­ных деревень могли находиться гораздо ближе к кромке воды.
Но это всё водные пути. А вот по сухопутной це­почке ольгинской топонимики, идущей в направлении север – юг, можно предположить также существование некого сухопутного пути от Пскова до истока реки На-ровы, и этот сухопутный путь идёт параллельно водному
- по Псковскому и Чудскому озёрам.
То, что водный путь в X веке пролегал именно вдоль восточного, а не западного берега Псковского и Чудско­го озёр, доказывает, между прочим, наличие крупного курганного могильника у д. Залахтовье приблизительно посередине пути от устья реки Великой до истока реки Наровы. Во время ведения археологических раскопок здесь было найдено и довольно заметное число сканди­навских вещей этого времени – наконечники копий с се­ребряной насечкой, меч, круглые характерные фибулы-застёжки. Рядом имеется удобный для стоянки судов за­лив, и это место явно служило базовой стоянкой на боль­шом озёрном пути.
Дальше, при истоке реки Наровы из Чудского озе­ра на правом берегу расположена деревня Скамья, кото-
рая названа так будто бы потому, что при проезде на ла­дье из Чудского озера княгини Ольги местные жители вы­несли ей скамью – посидеть. Однако, в 1629 году деревня эта называлась несколько иначе – Камья. По местным пре­даниям, в этой деревне некогда процветал ладейный про­мысел. Здесь же десятками останавливались на отдых про­плывавшие по озеру и реке ладьи.
Затем, на правом берегу Наровы расположен по­гост Ольгин Крест, или Волгин Крест. Впервые он упо­мянут в писцовых книгах 1585 – 1587 годов. При погосте на реке существовали пороги, представлявшие значи­тельную опасность для судоходства. Узкий и труднопро­ходимый фарватер с подводными камнями и сильным течением требовал большого умения и ловкости, чтобы провести судно. Против течения в этом месте было не­возможно подняться на вёслах и, как писал СВ. Раце-вич, «…нужна бурлацкая хватка», то есть ладьи тащили на верёвке, идя по берегу. Одно из наиболее опасных мест на Нарове начиналось именно в этом месте, у бере­гов Большого острова, где река поворачивала под пря­мым углом и где из-за плохой видимости часты были столкновения ладей. По преданию, здесь на одном из порогов перевернулся чёлн княгини Ольги, но она вып­лыла на правый берег и в честь своего спасения велела поставить крест, а затем и церковь. По местному преда­нию, крест был поставлен Ольгой в память о её погиб­шем дружиннике. Согласно другому преданию, перво­начальный Ольгин Крест был установлен княгиней на острове Большом, который с тех пор стал называться также Ольгин Остров. Предание говорит также, что в древние времена Ольгин Остров был полуостровом и являлся частью правого берега реки Наровы, и что где-то здесь на полуострове, княгиней Ольгой был основан погост (поселение). И в более позднее время каменный крест, связываемый с именем Ольги, стоял на Ольгином
Острове и только в 1885 году был установлен в Николо-Ольгинской церкви в Ольгином Кресте, где и находился до 1918 года. До 1944 года здесь существовал построен­ный в XV веке Никольский каменный храм с приделом святой Ольги с вмурованным в его стену закладным Ольгинским каменным крестом. В 1903 году известный археолог А. А. Спицын видел этот крест: «Погост назван Ольгиным по имени «Ольгиного» креста, вделанного в стену церкви и водружённого на берегу Наровы, по пре­данию, св. Ольгою. Крест этот имеет в вышину до 1 арш. и совершенно похож на обычные кресты, в обилии встре­чаемые на местных жальниках.»

*******
Страницы: 1 2 3 4

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Что мы знаем о княгине Ольге?
  • Святая Равноапостольная Княгиня Ольга
  • Послесловие о жизни княгини Ольги