Захново и Сигорицы.

Деревня Захново расположена на старинной дороге между Сигорицким погостом (Сигориц-кой губы старинного Владимирецкого уезда) и са­мим Владимирцем — древним псковским приго­родом. Попробуем разобраться, как появилось само название – Захново. Очевидно, что оно пред­ставляет собой слово, образовавшееся из опреде­ления-прилагательного, что свойственно славянс­ким топонимам. Для этого к основе слова был добавлен формант «-ово». У нас остается – «захн-». Что это означает. Откроем Словарь В.И.Даля. Там имеется глагол «заховать»:
ЗАХОВАТЬ что, южн. зап. и пек. спрятать, запрятать, при­прятать, схоронить, похоронить покойника)) кур. тамб. далеко запрятать, заложить, запропастить, затерять. \ арх. завладеть чем незаконно, особ, о земле, угодьях, оття­гать. Сосед хазовал у меня землицу, -ся, запрятаться; про­пасть, затеряться встарь, беречься, строго соблюдать что. И вы бы в том во всем заховалися, водлуг сего листу, конеч­но, зап. Заховень об. береженое дитятко, кого прячут от людей и от непогоды. Заховапец, заховец м. пек. ларец, ук­ладка, сундук, коробья. | Человек скрытый или зарытый.
Причастие прошедшего времени совершенного вида среднего рода от этого глагола будет – «захо-вано». При добавлении форманта и разговорного сокращения основы — получаем современное на­звание деревни.
Из набора толкований значения глагола нам бли­же всего псковский диалект. Имеем значения: спрятать, схоронить и близкие к ним. Таким об­разом название деревни Захново может быть рас­шифровано, как затерянная деревня, запрятан­ная между холмов. Действительно, она располага­ется за грядой холмов. Этой грядой она отгоро­жена от обширных равнинных территорий, иду­щих к югу. К северу от гряды распространяется холмистая область Судомской возвышенности.
Деревня, располагающаяся у подножия гряды со стороны равнины, называется Сигорицы. По вос-
поминаниям старожилов, эта гряда холмов преж­де называлась Синие горы. Такой она казалась из­далека. Благодаря располагавшейся перед ней ни­зине и своей значительной высоте, холмистая гря­да была видна за многие километры. Рядом нахо­дится деревня Загорье, название которой даже не нуждается в комментариях.
В Захново было найдено несколько монет первой половины XVIII века. При рытье подвала нового дома было обнаружено три уровня фундаментов деревянных домов, располагавшихся один под дру­гим. В деревне находится старинное погостовское кладбище на Сноровьской (или Сноровой) горе, обнесённое изгородью из дикого камня. По пре­данию, на кладбище стояла деревянная часовня. Она разрушена ещё до войны. Кладбище относи­лось к Сигорицкой церкви. В книге протоиерея Н.А. Панова упоминается в Сигорицком приходе на начало XX века три часовни. Одна на кладбище при церкви, построенная из остатков колокольни в 1872 году, другая на известном святом источни­ке в лесу, а третья в деревне Зехнове. Деревня с таким названием есть на удалении четырех кило­метров от Сигориц, однако известно, что она от­носилась не к Сигорицкому приходу, а к Влади-мирецкому. Учитывая, что в книге Н.А.Панова нередко встречаются названия, отличающиеся от современных вариацией отдельных букв, можно сделать вывод, что в данном случае упоминается Захновская часовня.
О том, что через деревню проходил старинный тракт, напоминает название одной из захновских придорожных гор — Кабацкая.
Недалеко от Захново находится гора, носящая на­звание Бабина. Известный русский историк, ака­демик Б.А.Рыбаков названия типа Бабина, Дедови-чи и т.п. относил к архаичным дохристианским временам, имея в виду, что в древности там нахо­дились языческие капища -стояли «бабы» и «деды».
Сигорицы
Над Сигорицами возвышается гора Поповка, рядом находится старинный погост с фунда­ментом деревянной церкви XVIII века. Через до­рогу виднеются следы священнической усадьбы — сохранились остатки сада с замечательными ста­ринными серебристыми ивами.
В XVIII веке Сигорицы упоминаются как админи­стративный центр одноименной губы — террито­риального подразделения Владимирецкого уезда. Соответственно административному статусу, в Си-горицах была церковь — центр прихода. История донесла до нас, что в 1736 году помещиком близ­лежащего села Сонино Иваном Ильичем Нагим в Сигорицах была построена деревянная церковь Воскресения Христова. Сведения о времени пост­роения храма заимствованы из надписи на мест­ной иконе Воскресения Христова (ныне эта икона утрачена вместе с самим храмом). В 1871-72 го­дах здесь были проведены работы по реконструк­ции погоста. К храму на пожертвования прихожан было пристроено два придела: во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и во имя Казанс­кой иконы Божией Матери, рядом с храмом уст­роена часовня со звонницей.
В 1873 году в Сигорицах была открыта первая зем­ская школа, в которую было набрано 30 учеников. Это – средняя цифра для местных школ погостов того времени. Крестьяне неохотно отдавали детей в школу. В хозяйстве высоко ценились даже и дет­ские руки. Обучение не считалось популярным. Для крестьянина достаточно было научиться считать копны на лугу, а подписываться и вообще счита­лось лучше просто крестом — по традиции. Курс одно-двух годичного обучения обычно заканчивало не более 15-ти, самое большое 20-ти процентов от зачисленных.
Население прихода к началу XX в. превышало че­тыре тысячи человек. В приходе насчитывалось более восьми десятков деревень, но они были очень ма-лодворными, как и вообще деревни этого региона. В среднем, чуть более пяти дворов на деревню.
На рождество Иоанна Педтечи (24 июня ст. ст./ 7 июля н. ст.) в Сигорицах был большой праздник. Кроме местных, на праздник прибывал народ и из­далека. После праздничной Божественной литургии совершался крестный ход от церкви на святой ис­точник, находящийся на удалении около двух кило­метров от Сигориц, между прежними деревнями Кузово и Васьково. На источнике при огромном стечении народа в течение дня слркились молебны. В самих Сигорицах в этот день проводилась празд­ничная ярмарка. Привозились товары местных про­мыслов, сельскохозяйственные продукты, рыба.
Последний раз ярмарку проводили в 1937 году. В самый разгар праздника налетели неожиданно че­кисты, стали хватать кого попало. Народ разбегался — куда мог. Был арестован и бесследно исчез сигорицкий священник, разорена и закрыта церковь.
Службы в храме ненадолго возобновились только с приходом немцев. Был прислан новый настоятель, очевидно, из Прибалтики. В конце войны, с разви­тием партизанского движения, церковь снова опус­тела. Больше богослркения в ней не возобновлялись.
После войны в здании храма была размещена мес­тная больница. Большинство местных женщин здесь рожали детей, но с оттоком из этих мест населения и больница закрылась — была переведена в Ворон­цово. После этого здание церкви недолго использо­валось под колхозный склад запчастей. В 1967 году здание церкви было окончательно разломано. Неко­торые местные жители, потерявшие за годы совет­ской власти последние признаки совести, растаски­вали оставшееся от былой церкви по своим подво­рьям. Это, однако, не принесло им счастья.
В восьмидесятых – здесь, напротив кладбища, ещё стоял клуб, где по выходным крутили кино, клуб­ные гулянья обычно заканчивались пьяными драка­ми, иногда поножовщинами. Власти не скупились на репрессивные меры к крестьянству, брошенно­му на самый низ социальной лестницы советского строя. Многие местные мркики прошли застенки обновлённого ГУЛАГа. Власть старательно напоми­нала людям, что они не сами по себе, а -кирпичики будущего всемирного здания коммунизма.
Когда в Сигорицах закрыли начальную школу, стал более заметен отток населения. Сгорел, наконец, и клуб, закрылась библиотека. Ещё долго держалась почта, но к концу девяностых и той пришел конец.
Когда-то на лугах вокруг деревень паслись много­численные колхозные стада. С победой в стране демократии, поголовье скотины стало резко сокра­щаться. Сперва, в начале девяностых, закрыли боль­шой свинарник. Через несколько лет, в стоящем через дорогу коровнике, по чьей-то нерадивости, а скорее по недостатку уже скотины, которая своим дыханием рке не могла согревать огромный кор­пус, в самые морозы замёрзли и лопнули трубы поилки. Оставшихся коров пришлось срочно пе­реводить в соседний коровник. Оборудование быв­ших дворов спешно разбиралось, а большей час­тью просто разворовывалось. С крыши стаскивали кровлю и на этом жизнь здания заканчивалась. Оставшиеся деревянные конструкции, которые не пригодились местным жителям даже на дрова, быстро сгнивали, от сырости и морозов рассыпал­ся кирпич. На рубеже тысячелетий прекратил свое существование последний огромный сигорицкий скотный двор на несколько сотен голов скота.
Кругом ещё виднеются остовы колхозных постро­ек, но всё сильнее зарастают молодой и сильной порослью заброшенные колхозные поля. На давно нетронутых плугом нивах то и дело можно встре­тить заросшие бурьяном брошенные фрагменты славной колхозной техники.
Там наши корни…   Воспоминания о Стаднике
А. А. Васильева, заведующая отделом работы с читателями районной библиотеки. Фото автора.
Когда я была маленькой, моя бабушка Егорова Анастасия Егоровна 1902 г.р. часто брала меня в гости к своему брату Якову Егоровичу в Стад-ник. Из нашей деревни Погорелки (здесь бабуш­ка вышла замуж) мы начинали свой путь по доро­ге, которую все тогда называли «копанец».По ней когда-то возили лён на льнозаготовку в Стадник. Эта дорога есть и сейчас, но заросла лесом. Иног­да наш путь сокращался, прямо через поле мы шли к лавине через реку Щепец, которая была почти рядом с домом Якова Егоровича. Если пос­ле половодья лавина ещё не была поставлена, то делали крюк и шли через мост. Когда подходили к мосту, идя по высокому берегу реки, то нашему взору открывался красивый изгиб реки, где на­против стоял таинственный дом из красного кир­пича. Бабушка рассказывала, что здесь жил до революции барин Ларионов, и что девочкой она работала на этого помещика — пасла скот.

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Крестные ходы во Пскове.
  • Дом Жуковского
  • Хроника Ноябрь