Времена былые

В постановлении Государственного Совета от 28 октября 1846 года было сказано: «Государственный Совет в Соединенных Департаментах Экономии и Дел Царства Польского и в Общем Собрании, рассмотрев представление Управляющего Министер­ством государственных имуществ о мерах к поддержанию щетин­ного промысла в Псковской губернии, мнением положил поста­новить: „Государственным крестьянам Псковской губернии Ве­ликолукского уезда Вязовской волости, а равно Опочецкого уез­да Усохинской волости дозволяется производить покупку и вы­мен щетины в разных губерниях по одним плакатным паспор­там, не принуждая их брать для сего торговые свидетельства. Товары же и вещи, которые они могут разносить с собою, опре­делены приложенной при сей статье росписи… Роспись товарам, кои  вымениваются  на  щетину…  медные   и   оловянные   кресты,
серьги, запонки, пуговицы, кольцы, перстни, наперстки, иглы… разных сортов, булавки, игольники деревянные, уховертки,, шпильки, гребни роговые, ленточки шелковые, недорогие, кресть­янский крупный бисер, бусы, крючки медные и железные, тесь­мы  разного  рода,  шилья  разные,  кумач  красный,  синий…»»
Не от хорошей жизни пускались вязовские мужики «коро­бейничать». Земли в их владениях было мало, и прокормиться на ней было трудно. И потому более тысячи крестьян в середине прошлого века в осеннее и зимнее время занимались торговлей. Но в массе своей крестьяне всеми силами держались за при­надлежавшие им небольшие клочки земли. Жили они, как пра­вило, большими семьями: под одной крышей мирно существова­ли по три-четыре поколения. Обстановка в доме была более чем скромной. Спали обычно на полатях из строганых досок в два яруса: внизу располагались взрослые, вверху, где теплее, спали дети.
Вся жизнь в деревенском доме шла вокруг русской печки. Там в больших котлах варили еду на всю семью, выпекали круг­лый хлеб. На лежанке грелись старики, вокруг которых вечера­ми усаживались дети и слушали бесконечные рассказы о прош­лом, о насущных делах и заботах. В каждом доме в красном углу висела икона, а иногда и несколько. По воскресным дням перед иконами зажигались лампады.
Большинство крестьян носило домотканую одежду. Холст для иее изготовляли вручную. Длинными зимними вечерами женщи­ны пряли из льняной кудели иитки, а потом на самодельных ткацких станках превращали их в ткани. Прялка дарилась же­нихом невесте. Красочно расписанная, она была гордостью каж­дой девушки. С прялкой ходили на все деревенские вечеринки — посиделки.
Позволить себе зажечь вечером свечи могли только в бар­ских усадьбах. Крестьянский дом освещала лучина. В каждом доме имелся светец — приспособление для укрепления горящей лучины, подлинное произведение искусства, часто покрытое за­тейливой росписью. Для того чтобы постоянно поддерживать ос­вещение, рядом со светцом сажали вечерами мальчика, который
через 4—5 минут менял лучииу. Огарки складывались в корыт­це с водой. Лучина трещала, дым поднимался к потолку, посте­пенно наполнял избу, начинал разъедать глаза. С той далекой поры дошли до нас деревенские игры и пляски. В Вязовском, Руновском, Островском сельсоветах Новосокольнического райо­на молодежь по сей день устраивает танцы, которые издревле на­зываются «лентея».
Старики рассказывали, что в наших краях уважали силу и любили при случае ее показать. Задолго до революции во вре­мя ярмарок и праздников захмелевшие крестьяне «ходили стен­кой» деревня на деревню. Были и другие, более мирные, заба­вы. Так, особую заботу каждого крестьянина составляло изго­товление одежды, украшение ее. Обычно одежда у мужчин со­стояла из домотканой рубашки с пояском, портов да обернутых онучами лаптей. Женщины носили длинные юбки с кофтами, сарафаны, а в праздники надевали на головы цветастые платки, в косы заплетали ленты, в моде были стеклянные разноцветные бусы, вышивки нитками и бисером с жемчугом. Поверх юбок на­девались яркие, нарядные сарафаны. До середины XIX века ос­новная часть населения уезда была неграмотной. Первая школа была открыта в 1858 году в деревне Новое тщанием местного священника Синявского. За иовской в 1864 году начала работу горожанская школа. Тогда в деревнях уезда появились первые грамотные крестьянские дети. Сеть начальных, а затем и шести­классных училищ росла особенно бурно после отмены крепост­ного права.
В эти годы в Псковской губернии повсеместно стало распро­страняться новое политическое движение — народничество. Полу­грамотные, задавленные постоянной нуждой крестьяне не под­держали его, хотя именно в них видели народники основную ре­волюционную силу, пока не пробудившуюся.
Настоящий революционный подъем в стране и губернии на­чался в конце XIX века, когда идейно окреп и численно вырос рабочий класс. Не последнюю роль в этом сыграло шедшее с невиданным размахом строительство железных дорог.

*******

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Летопись г. Остров
  • Железная дорога
  • Дореволюционный период