СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПСКОВА В XVIII—XIX ВЕКАХ

В первой половине XIX века заметно ухудшилось поло­жение не только помещичьих, но и государственных, удель­ных крестьян. Увеличивались оброчные и другие платежи, уменьшались наделы — часто за счет захвата земель поме­щиками. Крестьян заставляли работать на удельных фаб­риках.
Наряду с усилением эксплуатации крестьян помещиками и государством в деревне происходили и иные процессы. За­житочные крестьяне скупали земельные участки (сеяли обычно лен), вели торговлю, заводили промыслы. Они ста­новились эксплуататорами своих же собратьев.
Бели следствием беспощадной эксплуатации и жестоких истязаний крестьян было, с одной стороны, резкое ухудше­ние их положения, то, с другой стороны, это же приводило к усилению протестов, к все более частым выступлениям крестьян против угнетателей.
Присоединение к России Прибалтики в результате победы в Северной войне и перемещение торговых путей на Финский залив и Петербург привели к тому, что Псков окончательно потерял былое экономическое и военно-стратегическое значение. Ремесло и торговля утратили прежний характер. Бели ранее псковские изделия распро­странялись по всей России, то теперь ремесленники города и губернии работали преимущественно для местного рынка.
Население Пскова в течение XVIII столетия сокраща­лось. ‘ В 1767 году псковское купечество писало в наказе депутату Уложенной комиссии, созданной для выработки свода законов империи: «Понеже город Псков, обширно-стию своею состоящей более девяти верст, прежде сего мно­голюдством и жителством так был наполнен, что за дворо­вым и протчим строением никаких праздных мест не со­стояло… А по поданным в 1762 году к минувшей третей ревизии сказкам во оном городе Пскове купечества значится уже толико четыреста восемьдесят четыре души, но из тех от подачи оных сказок поныне разными случаями выбыло восемьдесят пять…» ‘ Купцы жаловались на разорение от большого пожара 1710 года, уничтожившего почти все строения в городе, на оскудение от военных постоев, на тяжесть городских купеческих служб, на конкуренцию кре­стьян, помещиков и иногородних купцов в торговых и про­мышленных делах: «…Печорские крестьяне, яко настоящие купцы, имея в той слободе довольное число лавок, произво­дят разными товарами торги, а и талавские жители тоже имеют снетосушильные в том месте промыслы и торги и чи-
1 Сборник Русского исторического общества, т. 107. (Спб., 1900, стр. 372.
нят етпуски в другие города и места… но в службы купече­ству никакого вспоможения и никаких же в купечество платежей не чинят» ‘.
Не понимая истинных причин экономического упадка Пскова, купечество уповало на помощь государства. Оно просило облегчения городских платежей и служб, требовало для себя монопольного права торговать льном, снетками, ко­жевенными товарами и прочими богатствами Псковской земли и добивалось от правительства беспроцентной ссуды 100 тысяч рублей. Собственных средств на более или менее крупное предпринимательство у псковских купцов не было.
В наказе немало говорится о том, что лен вывозится в другие губернии и за границу необработанным, а оттуда его «вывозят обратно к российским портам, за которым еди­ным только переделом и постановлением в хорошее состояние противу продажных в России при отпуске в море цен пла-титца едва не в двадцать раз…» 2. Купцы обвиняли псков­ских помещиков в нежелании заводить льнообрабатывающие и полотняные мануфактуры, но сами не выражали ни ма­лейшего желания этим заняться.
Дворянство в свою очередь обращалось к правительству с просьбой о создании в Пскове и Псковской провинции го­сударственных льнообрабатывающих заводов. . Из материалов Уложенной комиссии 1767—1768 годов видно, как обеднел и захирел когда-то богатый город. Поло­жение его не улучшилось и в конце столетия. В 1790 году в Пскове было 1486 домов (из них каменных только 93) и 7076 жителей. В городском Гостином дворе имелось 106 лавок, да еще 32 лавки располагались в купеческих до­мах. Между тем в XVI веке Псков насчитывал до 60 тысяч жителей, а в его торговых рядах и гостиных дворах имелось свыше 1500 лавок и торговых мест.
Промышленность города в XVIII веке была незначитель­ной. В географическом словаре Полунина, изданном в 1788 году, о Пскове говорится, что он заводами и «рукоде­лиями» не знаменит, «из последних можно сыскать только нужные (то есть работающие на нужды населения города. — Авт.), а из первых находятся одни кожевенные…»3. В на­чале   XIX   века   в   псковской   промышленности числилось
1 Сборник Русского исторического общества, т. 107, стр. 373. 8 Т ам  же, стр. 396.
3 А. Ф. Полунин. Новый и полный географический словарь Российского государства, ч. III. M., 1788, стр. 137.
16 кожевенных, 6 солодовенных и 2 кафельных завода: По­чти все эти предприятия были основаны в конце XVIII века или в первые годы XIX века. Старейшее из них — кожевен­ный завод псковского купца Семена Трубинского — суще­ствовало с 1759 года.
Хотя ведомость канцелярии псковского губернатора и на­зывает все учтенные в ней предприятия города фабриками и заводами, на самом деле это были небольшие мастерские. На крупнейшем из них — кафельном и черепичном заводе Шорохова — имелось 12 наемных работников. На остальных предприятиях число работников не превышало семи, а на солодовенных заводах одного-двух человек.
Упадок городской торговли и промышленности привел не только к сокращению численности населения, но и к из­менению его состава. Из 7076 жителей города в 1790 году купцов и мещан было 1759, включая членов их семей. По­мещиков с семьями насчитывалось 497 человек и разночин­цев 4820. К сожалению, мы не знаем, кого причисляли к разночинцам. Конечно, этот термин тогда не имел более позднего значения и к разночинцам, видимо, относились «люди разных чинов»: дворовые, крестьяне, священнослужи­тели, военные, чиновники. Псков был административным центром, и поэтому в городе имелась значительная про­слойка чиновников. Еще в 1708 году город вошел в состав Ингерманландской губернии; через 11 лет он стал цент­ром одноименной провинции, включенной в 1727 году в Новгородскую губернию. После первого раздела Польши в 1772 году присоединенные к России области и западные русские земли были объединены в Псковскую губернию, центром которой стал город Опочка, удостоившийся этой чести только из-за своего географического положения. С 1776 года губернским городом становится Псков.
Экономический упадок Пскова, резко усилившийся после постройки Петербурга и окончания Северной войны, продол­жался до реформы 1861 года. В 80-х годах XVIII века Псковская казенная палата жаловалась начальству на упа­док внутреннего рынка, и в частности на то, что вырабаты­вавшаяся на Псковской казенной полотняной фабрике про­дукция не имеет сбыта. В 20-х годах XIX века жалобы псковских купцов на полный упадок торговли побудили Ни­колая I создать специальную комиссию для исследования этого вопроса. Сохранились интересные записки местных купцов о причинах оскудения псковской торговли. Один из них, Дерябин, объяснял это тем, что правительство предо­ставляет слишком много привилегий иностранным купцам в ущерб купцам русским. Другой, Вихман, видел причину упадка в отсутствии дешевых и удобных путей сообщения. Он предлагал, в частности, построить канал для соединения рек Псковской губернии с Балтийским морем. Разумеется, причины упадка были иными.
Феодально-крепостнические порядки тормозили развитие капиталистической промышленности и торговли. Для при­мера приведем историю псковского второй гильдии купца Коротаева, который в начале XIX века оеновал суконную мануфактуру на три стана. Дело вначале пошло успешно, и Коротаев в 1811 году обратился к правительству с прось­бой о ссуде для расширения суконной и создания новой по­лотняной фабрики. Однако эта просьба была отклонена. Правительство помещиков не хотело поощрять рост фабрич­ных предприятий.
Оживление экономической жизни усиливается с сере­дины XIX века и особенно после реформы 1861 года, от­крывшей новую эпохУ в истории России — эпоху капита­лизма. Большую роль в экономическом подъеме города сыграло открытие в 1859 году прошедшей через Псков же­лезной дороги между Петербургом и Варшавой.
О значении железной дороги для экономики Пскова можно судить по таблице, взятой из труда В. И. Ленина «Развитие капитализма в России».
Таблица говорит сама за себя. Отметим, что главная масса грузов шла через Псков.
Большое влияние на экономику Пскова оказало строи­тельство    железных    дорог    Псков — Рига    (1886—1888),
Псков — Бологое (1895—1897). Железнодорожное строи­тельство влияло главным образом на торговлю и в меньшей степени сказывалось на местной промышленности.
По данным губернаторских отчетов и разнообразных ста­тистических сборников, число предприятий города с 1858 по 1897 год увеличилось с 33 до 59. Среди них были кожевен­ные, свечные, войлочные, льняные, солодовенные, гончар­ные, лесопильные, мукомольные, водочные и другие.
Отдельные отрасли промышленности теряли свое значе­ние (кожевенная, солодовенная, синильная); выросли новые (уксусная, канатопрядильная и другие), но они мало изме­нили промышленный облнк губернского города. В 1885 году на 55 фабриках я заводах числилось 414 рабочих, а стои­мость всей продукции равнялась 5 322 403 рублям. В 1889 году рабочих было только 380, а стоимость продук­ции упала до 3 127 900 рублей. В 1897 году число рабо­чих выросло до 551, стоимость продукции составила 3 257 183 рубля.
Эти колебания отражали не столько действительную кар­тину развития промышленности города, сколько несовер­шенство правительственной статистики, которая иной раз причисляла небольшие фабрики и заводы к ремеслен­ным мастерским, а иногда относила их к фабрикам и за­водам.
О слабой роли промышленности в экономической жизни города можно судить по тому, что фабричная инспекция, введеанаи в России в 1882 году, была учреждена в Пскове только в 1894 году.

*******
Страницы: 1 2 3

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Времена былые
  • Послесловие о жизни княгини Ольги
  • Исторические культурные и архитектурные памятники