Псковский деревянный меч

Загадочный деревянный меч X века. – Изображения трёх мечей на нём. – Меч с крылышками на монете из клада X века у деревни Ерилово в Островском рай­оне. – Меч – саморуб? – Лапа зверя в сети. – Миф о Фенрире – волке. – Волки из Чернигова и Йорвика. -Другие деревянные мечи. – Западные аналогии дере­вянному оружию. – Связанное зло.
Завершая долгий разговор об археологии и ранней истории ольгинских мест, хочется на каком-то примере показать внутренний мир людей того времени, её сооте­чественников, – во что они верили, как отражались их ве­рования в материальной культуре. Предметов, отражаю­щих такие верования, не так много, – и среди них – зага­дочный деревянный меч.
Стояло лето 1956 года. На археологическом раско­пе Григория Павловича Гроздилова шли слои, относящи­еся к начальной истории Пскова – XI век, затем Х-й … Открывались остатки деревянных построек, сохранивши­еся в мокрых отложениях нижних слоев без доступа воз­духа. И вот в постройке X века медленно открываются
остатки печки-каменки, в которой горел огонь около ты­сячи лет назад. Сложенные из мелких булыжных камней, такие печки топились по-чёрному и дым, который засти­лал глаза, медленно втягивался в волоковое оконце вы­соко под крышей дома безвестного псковского жителя. В тёмное время суток такая печка давала свет и тепло, спа­сала зимой от лютых морозов. А бывали такие морозные зимы, когда снег засыпал дома по крыши и был толщи­ной 7 локтей – около 3 метров!
Потом это жилище пришло в ветхость, какое-то вре­мя старый дом стоял пустой и печка стала разрушаться. Потом разрушился и дом, был перекрыт землёй, и руины его многие века лежали втуне, пока не попали в зону архе­ологического раскопа. Так вот, при расчистке этой печ­ки-каменки, на её руинах, был найден загадочный пред­мет – небольшой обломанный деревянный меч с таинствен­ными рисунками и линиями, вырезанными на нём ножом. Меч сохранился приблизительно наполовину – уцелела ру­коять с верхней частью лезвия длиной 20,6 см (Илл. 32). Утолщённое навершие меча в виде шляпки гриба дошло до нас полностью, а вот перекрестиие оказалось обломан­ным. По навершию удалось определить, что деревянный меч является точной копией настоящего железного меча типа X (икс), широко распространённого в X – XII веках. Известно, что этот тип имел довольно длинное перекрес­тие, поэтому понятно, что в деревянном варианте оно и сломалось в первую очередь. Потом в результате какого-то удара обломилась и половинка лезвия.
На одной стороне деревянного клинка, как раз у са­мого слома, на мече была вырезана рукоять другого меча, от которого сохранилось изображение навершия с заост­рённым верхом и часть рукояти. По классификации извес­тного петербургского археолога А.Н. Кирпичникова, Луч­шего знатока средневекового белого оружия в нашей стра­не, такое заострённое навершие было у трёх типов мечей -
Н (аш), Е и V, из ко­торых тип Н дати­руется второй по­ловиной X – середи­ной XI веков, тип Е – IX – X веками, а тип V – X веком. Та­ким образом, по своей внутренней хронологии, дере­вянный меч датиру­ется второй поло­виной X века.
На этой же стороне клинка, ближе к рукоятке, изображён тони­ровкой кинжал или меч со странным треугольным клин-ковидным лезвием и грибовидным на-вершием. Склады­вается впечатле­ние, что мастеру, резавшему изобра­жение, не хватило места и вместо нор­мального клинка он изобразил треу­гольный. Изобра­жение меча с таким условным клинком есть на дне бронзо­вой чаши из Тиме-
рёвского могильника в Ярославском Поволжье. Там тоже было мало места …
На противоположной стороне псковского клинка, ближе к рукояти и частично на ней, – изображение меча или кинжала крестовидной формы с заострённым концом лезвия и без навершия.
Поскольку от целого меча до нас дошла его верх­няя половина, то, надо думать, сохранившимися изобра­жениями сюжетная композиция меча и ограничивалась. В Старой Ладоге тоже был найден деревянный меч с за­гадочными начерками, только целый. И они расположе­ны тоже на верхней половине лезвия. Но изображений на ладожском мече нет. В этом отношении псковский дере­вянный меч уникален.
Десятый век – это время до крещения Руси. Христи­ан было мало, а церкви редки. Только в 990 году князь Владимир ввёл христианство, но и тогда оно распрост­ранялось очень медленно. Языческое время в Псковской земле. Рядом с Плесковом и по всей Русской земле, и по всем племенным территориям стояли ещё языческие идо­лы, люди ходили к священным камням, источникам, ро­щам, поклонялись Солнцу и Луне, носили языческие аму­леты, приносили жертвы. К этому таинственному священ­ному сакральному миру принадлежал и псковский меч. То, что это не игрушка для детей, а вещь, связанная с язы­ческим культом, – на сей счёт особых споров у исследова­телей нет. А вот что стояло за этими изображениями -какой круг представлений, отделённый от нас почти ты­сячелетней полосой молчания – это понять очень слож­но. Но кое-что в этом отношении всё же можно сделать.
Прежде всего, привлекает внимание цифра три. Три меча на псковском клинке отражают именно это священ­ное для многих народов число. Например, на языческом амулете из Гнёздова под Смоленском на колечке наниза­ны три миниатюрные косы, а коса, как известно, явля-
лась оберегом не только у славян, но и у других народов Европы. Меч же являлся не просто оружием, а священ­ным оружием – в средневековом мире на нём приносились клятвы, мечам давались собственные имена, меч, нако­нец, стоил очень большие деньги.
В крупнейшем в Восточной Европе курганном мо­гильнике бдиз Гнёздова под Смоленском в кургане X века Ц-170 был найден также набор миниатюрных бронзовых амулетов, числом 21, надетых на колечко. Среди них – три модели наконечников копий и три модели мечей. Амуле­ты служили магическим оберегом. Снова магический кон­текст, и снова три меча.
В X веке одни и те же типы мечей изготовлялись в рейнских мастерских и на клинках таких мечей есть клей­ма. Эти мечи были распространены от Древней Руси на востке до Франции и Британии на западе. О воинствен­ных викингах, тоже сражавшихся такими мечами, расска­зывается в скандинавских сагах – сказаниях о событиях тех времён. В одной из этих саг – в «Саге о Ньяле» – во время морской битвы герой повествования «… Гуннар нанёс ответный удар, и казалось, что не один, а три меча в воздухе, и Вандиль увидел, что ему нет спасения». А вот это уже прямая аналогия псковскому мечу. Три меча здесь – символ скорости. В три раза быстрее работал мечом Гуннар, чем его противник и, конечно, тому приходилось плохо.
По-видимому, были и другие способы передать ту же идею «быстрого меча». В Островском районе Псковс­кой области близ деревни Ерилово был найден клад сред­невековых монет и среди них – византийская монета 945 -959 годов с изображением рукояти и верхней половины лезвия меча, судя по навершию, типа V, то есть того же X века (Илл. 33). От рукояти и перекрестия этого меча вниз отходят с двух сторон по три плавные линии, которые трактуются как крылья, а сам меч – чем-то вроде «крыла-
того меча». Есть и аналогия таких «крылышек», тоже переданных тремя плавными линиями – на изображении ворона на сканди­навской монете XI века, происходящей с Готланда. Авторы специального иссле­дования честно при­знают, что не знают аналогии мечу с крыльями ни в рус­ском, ни в сканди­навском фольклоре. Может быть, здесь
отражена идея меча-саморуба, упомянутого в одной из русских сказок, – ведь должен был на чём-то держаться такой меч в мифологическом пространстве сказки. Ста­рые, как мир, размышления человечества об абсолютном оружии …
Есть на ериловском мече и ещё одна любопытная деталь – слишком уж узкий у него клинок, да и к концу он загнут ассиметрично набок. Странный какой-то меч. Так вот, оказывается, что в мире мечей эпохи викингов были не только тяжёлые двулезвийные мечи, но и облег­чённые однолезвийные – что-то вроде позднейшего пала­ша. Назывался такой меч лангсакс, а работать им в бою можно было много быстрее. А от скорости владения ме­чом зависела жизнь его владельца.
Но самым загадочным элементом на деревянном мече является изображение лапы животного. Сверху оно перекрывается знаком «сетки» и часть такой же «сетки»
видна близ нижней части лапы у места слома меча. Судя по всему, перед нами применение обычного принципа «часть вместо целого», когда всё изображение не умеща­лось и приходилось ограничиваться его частью. Анало­гии такой квадратной сетке известны. Точно такой же ри­сунок есть, например, на каменной плитке, найденной на городище Камно близ Пскова. Наиболее вероятный смысл такого «сетчатого» квадрата – это сеть для ловли дичи или даже сеть, обладающая магической силой. Учи­тывая общий священный магический характер символи­ки на мече, это весьма существенно. Таким образом, по­лучается какой-то сюжет, что-то вроде: «магическая сеть на звере», Едва ли это жертвенная нога животного, как утверждает один из исследователей. Трудно ожидать, что­бы копчёный окорок был изображён на магическом пред­мете. Да и сеть в этом случае вряд ли понадобилась бы. В общем, стоит поискать какой-нибудь североевропейский сюжет с магической сетью и таким же зверем. Думаю, что такой сюжет есть. Но для того, чтобы его понять, надо заглянуть в мир мифологии древних скандинавов.
В XIII веке в далёкой Исландии, на краю средневе­кового мира, жил человек по имени Снорри Стурлусон. Исландцы, потомки древних норвежцев, долгое время со­храняли в неприкосновенности не только саги – героичес­кие сказания о жизни и деяниях своих предков, но и язы­ческую мифологию. Перед нами встаёт величественный, ни на что не похожий, мир богов и героев, великанов и гномов. Всё это Снорри записал в книге, которая потом получила название «Младшая Эдда». Рассказывается в ней и о том, как в обители богов из маленького волчонка вырос страшный огромный волк Фенрир, и боги, чтобы обезопасить себя, задумали связать его, потому что про­рочества говорили, что он рождён на гибель богам. И когда боги попытались заковать его, волк последователь­но разорвал две крепчайшие цепи – Лединг и Дроми. И

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Перечень храмов
  • Начало средневекового Пскова
  • Погост Любятово. Церковь св. Николая Чудотворца.