ПСКОВСКИЕ ПРИГОРОДЫ

На территории нашего района находятся городища, оставшиеся от грозных некогда крепостей Врев, Котельно, Владимирец, что защищали южные рубелей псковской земли. Сейчас это небольшие селения с такими же названиями, и многие островичи даже не подозревают об их героическом прошлом. Впрочем, и краеведам известно не так уж много, поэтому любая ин­формация имеет особую ценность. Предлагаемые читателю два материала о Владимирце не­сколько перекликаются, но еще более дополняют друг друга, поэтому представляется целесо­образным опубликование их единым блоком.
Ю.Ю. Журавлёв, кандидат физико-математических наук, студент Православного Свято-Тихоновского Богословского института, фото автора.

Деревня Владимирец, где ныне располагается (Свято-Введенский женский монастырь Псковской епархии, стоит у истоков реки Ли-
ственки — притока Черёхи (впадающей в свою очередь в реку Великую). Издалека виден сто­ящий на высокой горе белостенный с голубовато-
зеленым куполом Никольский храм, построенный, как свидетельствовала надпись на старом дере­вянном кресте, в 1797 году вместо прежнего де­ревянного, уничтоженного огнем, «иждивением помещицы вдовы ротмистерши Александры Фео-доровны Дубянской и крестьянином… Пантелей­моном Тимофеевым с помощью прихожан».
Когда-то здесь был шумный город. Ещё и ныне на выровненной вершине горы можно видеть древ­ний вал, её окружающий, который простирается от востока на запад почти на 120 метров, а с юга на север на 66 метров. В восточной части городи­ща находится насыпной курган, возвышающийся на два с лишним метра — как раз напротив сосед­ней горы, словно прикрывая с этого направления внутреннее расположение крепости. По южному склону сверху донизу спускается как бы ров — след старинного тайного хода к подземному ко­лодцу, питавшему защитников Владимирца. Кра­евед начала XX в. настоятель островского Троиц­кого собора протоиерей Николай (Панов), опи­сывая современный ему Владимирец, пишет: «В настоящее время городище стоит на открытом месте, но существует предание, что в древности оно было окрркено с трёх сторон болотистым лесом». Теперь можно сказать, что предание вер­но передавало историческую картину местности. Ныне лес не только окружил городище, но и по­крыл саму гору.
Исследователь русских древностей и отец нацио­нальной исторической науки В.Н.Татищев (ро­дившийся, к стати, совсем недалеко, в Бережанс-кой волости, и, без сомнения, бывавший во Вла-димирце) на основе пересказанной им так назы­ваемой Иоакимовской летописи отождествляет Владимирец с городом, построенным в незапа­мятные времена мифическим князем Вандалом для своего сына Владимира (другому своему сыну Избору он построил Изборск).
По версии, высказанной краеведом Николаем Пановым, название крепости могло произойти от имени присланного из Москвы и бывшего намес­тником в 1462 году во Пскове князя Владимира Андреевича. Однако, князья в средневековом Пскове не пользовались особым почетом, тем бо­лее, что этот князь был и вовсе нелюбим пскови­чами, так что вскоре с позором был изгнан из Пскова, чему способствовала кончина великого князя Василия III.
Более обоснованной версией происхождения Вла­димирца представляется та, которая дошла до на­шего времени в виде местного предания. Это пре­дание связывает название места с именем святого равноапостольного князя Владимира, который, как рассказывают, жил здесь и более того — здесь ро­дился. Хотя некоторые исторические документы называют родиной святого князя Владимира весь Будутину, но названий типа Будник, Буденик, Бу-детино (от «будд» – отдельное строение, либо от племени гердотовских будинов, которых акаде­мик Рыбаков определял как балтские племена) — немало было на Псковщине. Не случайно и годы юности св. кн. Владимира — начало княжения — были связаны с северной Русью. Здесь всё ему было близко, здесь его хорошо знали. Не исклю­чено, что и в своем бегстве от Ярополка «за море» князь Владимир не обошёл свою псковскую ро­дину, бабушкину вотчину, где он, конечно, мог набрать, а точнее собрать своих варягов, и откуда он начал свой победоносный поход на стольный Киев (варяг — от греческого варранго (B6rrangoi) — так греки называли поступивших к ним на служ­бу наемников).
В 947 году святая княгиня Ольга предпринимает поездку по Псковским и Новгородским землям с целью установления погостов (административных учреждений, предназначенных для сбора даней). Возможно, что один из таких погостов был устро­ен на высокой горе близ той же веси Будутиной.
Укрепленный высоким тыном, с небольшим, но надёжным гарнизоном под управлением верного человека, будучи значительно удален от столицы — он был вполне подходящим местом для ссылки Ольгой неугодной невестки — ключницы Малу-ши. Владимирцем он стал называться позже, в память о рождении и пребывании здесь ставшего затем таким великим князя.
К сожалению, систематические раскопки во Вла-димирце не производились, но в любом случае со­вершенно очевидно, что крепости строились не на пустом месте. Как правило, они возникали на месте старинных городищ. Практически через эти места проходило одно из ответвлений древнего торгового пути «из варяг в греки»: по реке Вели­кой в Чудское Озеро и дальше в Балтику. Рядом, буквально в паре десятков километров, Судома — приток Шелони, впадающей в оз. Ильмень — до­рога на восток (на соседней бежаницкой возвы­шенности открыто множество городищ 1 тысяче­летия) . Эту местность можно назвать перекрёст­ком торговых путей — источником благосостоя­ния Пскова. Контроль над ней означал контроль над Псковщиной. Историк-археолог В.В.Косточ-кин, изучавший военно-оборонительные сооруже­ния Псковщины, в своей книге «Русское оборон­ное зодчество» отмечает, что в географии распо­ложения псковских крепостей прослеживается «стремление укрепить важнейшие транспортные магистрали».
В печати то и дело появляются утверждения, что владимирецкая и другие судомские крепости воз­никли в результате противостояния псковичей и новгородцев, однако высказывания подобного рода представляются необоснованными. Ни история Владимирца, ни Выбора, ни других крепостей этого края не сохранила свидетельств нападения на них новгородцев, в то же время она изобилует приме­рами противостояния этих крепостей литовским и немецким ордам. Примечательно, что во вто­рой половине XV в. уже и Псков и Новгород счи­тались вотчинами Великого князя. Псков регулярно принимал князей-наместников от Великого князя московского.
Первое летописное упоминание о Владимирце от­носится лишь к 1462 г.: «В том же году 6970 (1462) псковичи заложили иной (то есть — вме­сто прежнего) городок на Володчине горе и на­рекли его Володимерец». Крепость была построе­на деревянной. В окрестностях Владимирца нет подходящих месторождений строительного кам­ня, но обширны леса. В средневековье из дерева крепости возводились очень быстро. Так извест­но, что крепость Опочки, построенная примерно в то же время, была срублена за две недели. Сто-
ящая на высоком холме деревянная крепость в XV в. была ещё достаточно серьёзным укреплени­ем — традиционное российское бездорожье не позволяло широко использовать недавно появив­шуюся, в самом деле тяжёлую артиллерию.
Одновременно со строительством крепости была построена и Никольская церковь. Обращает на себя внимание то, что святитель Никола являлся покровителем и древней Изборской крепости. Не исключено, что поселение, ранее существовавшее на Володчине горе, было уничтожено во время вра­жеского нашествия, подобно Котельно, сожжен­ному Витовтом в 1426 году.
XV век был временем подъёма экономики Пско­ва. Это позволило ему неплохо укрепить свои южные и западные рубежи. В частности, по юго-восточной окраине Псковщины была создана пря­мо-таки эшелонированная оборона — сеть неболь­ших деревянных крепостей, отстоящих друг от друга в среднем на 16 км, т.е. в зоне слышимости тревожного набата. Крепости располагались на от-дельностоящих высоких (до 30 и более метров высотой) холмах Судомской и Бежаницкой воз­вышенностей таким образом, что сектор между верховьем р.Черёхи и рекой Великой шириной около 40 км прикрывало 5 крепостей: Воронич, Дубков, Врев, Выбор (построенный на смену сго­ревшему в 1428 г. Котельно) и, наконец, Влади-мирец. С юго-запада, в междуречье Великой и Синей, к ним примыкали крепости Велье и Крас­ный, далее на запад Вышегородок. По тем време­нам это служило неплохой защитой от постоян­ных набегов литовцев. В таких городках были раз­мещены незначительные гарнизоны, составляю­щие «ратные дворы»: пищальники (позже стрель­цы), пушкари, зелейные мастера. Вокруг разме­щался довольно обширный посад, населенный ремесленниками, торговыми людьми, тягловыми и, конечно, духовенством. Во Владимирце было несколько церквей: свт. Николая (1462 г.), про-р.Ильи (существовала до конца XVIII в. и, по-видимому, погибла в страшном пожаре 1790 года, уничтожившем весь Владимирец), Рождества Бо­городицы (при ней находился монастырь, закры­тый в конце XVIII в., очевидно, в связи с упразд­нением Екатериной II множества «неперспектив­ных» монастырей). Владимирец стал одним из 12 псковских пригородов XV века.
Будучи выдвинута на границу с новгородской зем­лей, которая проходила по водоразделу чудской и ильменской водных систем, Владимирецкая кре­пость стала связующим звеном в общей псковс-ко-новгородской системе обороны южных рубе­жей от шаек литовцев, которые не только посто­янно терзали юг Псковщины, но и неоднократно
осаждали находящиеся значительно северо-восточ­нее новгородские Порхов и даже Старую Руссу. Со стороны новгородской земли к Владимирцу примыкали укрепления Вышегорода — Дедови-чей (за Дедовичами вплоть до самой Ловати шли непроходимые болота). До Вышегорода (XIV-XV вв.) было всего 30 км.

*******
Страницы: 1 2

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • «ВОЛОДИМЕРСКИЙ УЕЗД» ВЛАДИМИРЕЦ
  • ИСТОРИЯ ВЕРШИТСЯ СЕГОДНЯ
  • Крепость над рекой Великой