Псковская монета

До начала Русской истории население Псково-Новгородской обла­сти получало монету исключительно из Азии и отчасти из Византии. До сих пор в пределах Псковской и Новгородской губерний находят клады серебряных Арабских диргемов VIII—X веков. Часть этих кладов нахо­дится в музее Псковского Археолог. О-ва. Большинство их относится к династии Сассанидов, владевших в IX-X веках Туркестаном, в котором главными городами были Бухара и Самарканд. Во Псковской губернии находили также и Византийские серебряные монеты (миллиариссии), а в 1909 г., в разрытом древнем валу Довмонтовой крепости, была найдена медная Византийская монета, чеканенная около 870 г. Развитие торго­вых сношений с Готландом и Ганзою ввело в оборот серебряную моне­ту Германских императоров, Англо-Саксонских королей и разных Не­мецких городов Ганзейского союза.
В1409 г., по словам летописи, Псковичи «отложиша кунами торго-вати и начаша торгов.ати п^нязи». Смысл этой фразы до сих пор в науке не установлен. Сторонники обращения на Руси шкур как меновых зна­ков утверждают, что наряду с иноземной чеканной монетой Псковичи употребляли кожаные денежные знаки – куны. В 1409 г. они решились, наконец, отказаться окончательно от кун и торговать исключительно
одной чеканной монетой, и, конечно, иностранной, так как своей у них всё-таки не было. Для обозначения же всякой вообще чеканной монеты существовало слово «пенязь», однородное с Германским pfenning, Анг­лийским pens и Польским pieni^dz (пениондз1). Противники теории ко­жаных или меховых денег объясняют, что кунами назывались вообще всякие Русские деньги, в противоположность иноземным – пенязям. По­этому летописное известие 1409 г., по мнению этих ученых, надлежит понимать так: вследствие усилившегося могущества Литвы, Псковичи в начале XV века стали тянуть к Литовскому великому княжеству и, отка­завшись от Московских денег – кун, ввели у себя ту монету, которая об­ращалась в Литве, т. е. пфеннинги (лобцы, Любецкие деньги), гроши и артуги (oTartige -ушко2).
Следующая затем монетная реформа произошла в 1424 или 1425 году. Во 2-й Псковск. летописи (П. С. Р. Л., Т. V), под 6932 (1424) г., находим известие: «того же л «Ьта Псковичи отложиша п»Ьнязми артугы торговати и приставили мастеровъ денги ковати въ чистомъ серебр^-3. По мне­нию г. Киприановича (см. прим, 2), причиною этого события является усилившееся к тому времени Московское влияние, заставившее Пскови­чей отказаться от иноземных денег и ввести свою собственную, Псковс­кую монету. Образцом для нее послужили монеты соседнего Немецкого Дерпта, на которых изображались местные епископы, и именно артуги епископа Дидриха III (1413-1443 гг.). На последних изображалось бри­тое лицо в епископской митре, из-под которой выбиваюся по обеим сто­ронам лица локоны волос. Вследствие неумения Псковского резчика, эти локоны превратились в две выгнутые черты, с точками на концах. Но чтобы не смущать своих же Псковичей изображением чужеземца, в пра­вую его руку был вложен меч св. Довмонта, который обычно вручался Псковским князьям при посажении их «на столе«4. По другую сторону
головы изображаются различные буквы Славянской и даже Латинской азбуки, значение коих не установлено. На оборотной стороне находит­ся надпись: «денга Псковская». Есть и другой тип Псковских монет, по-видимому, более поздний: на обороте изображен барс, бегущий вправо (редко влево), с круговою надписью: «денга псковская». Появление барса в нумизматике, а затем и в геральдике Пскова, объясняют различно. Кн. Голицын (Ист. Пскова, Архив, издав. Калачевым, кн. 6, стр. 158) полага­ет, что источник этого изображения должно искать в сношениях Пскова с Ганзою и Зап. Европою. Гр. И. И. Толстой (Псков, монеты, стр. 3D считает очень вероятным заимствование этой эмблемы из Твери, с кото­рой Псков находился в оживленных торговых сношениях; Тверь же обыч­но изображала на своих монетах и печатях барса. Наконец, Ф. А. Ушаков (По поводу Псковских древних печатей) приводит Псковского барса в связь с кентавром Греческой мифологии (нашим «китоврасом») и допус­кает заимствование этого изображения из Византии.
По присоединении Пскова Василий III немедленно построил в нем монетный двор и в нем начал чеканить свою, т. е. Московскую монету1. Тип Псковских денег постепенно изменяется. Прежде всего с их лице­вой стороны исчезает Псковский князь с мечом св. Довмонта, уступая место великому князю Московскому, который изображался в виде всад­ника, высоко взмахнувшего над головою кривой Татарской саблей («ез-дец»). Иногда вокруг него помещалась надпись: «Божиею милостию госу­дарь всея Руси Василей»; иногда же вместо всадника находилась только одна надпись, но более подробная: «Василей Божиею милостию царь и государь всея Руси»2. Оборотная сторона монеты еще сохраняет свою прежнюю надпись: «денга псковская», с прибавкою лишь слова «замани-на», т. е. денежного мастера Замани3. По смерти Василия III, в 1533 г. ста­ли чеканиться новые деньги, уже без надписи «денга псковская», заме-
1 Зап. нумизм. отд. Имп. Рус. Археол. О-ва, т. II, вып. 1 и 2, стр. 59-
2 Царский титул в иных случаях употреблялся Московскими государями и до 1547 г.
3 В то же время чеканились серебр. полушки с изображением летящей птицы (го­лубя?).
ненной буквами «пек.»1 Вероятно, эти деньги были легковеснее прежних, так как в это время появилось в обращении множество обрезанных ста­рых денег; очевидно, что обладатели старой монеты желали уравнять ея с новою. Поэтому в 1537 г. правительство распорядилось перечеканить всю неполновесную, т. е. обрезанную прежнюю монету, а в следующем 1538 г. изъяло из обращения все вообще старые деньги. Во Пскове уста­новился тип общерусской монеты: на лицевой стороне всадник с копь­ем, вместо прежней сабли2, а на оборотной имя и титул государя. Только буквы «п» или «по- на Псковских монетах остались в виде слабого намека на былую Псковскую самобытность. С уничтожением в 1663 г. Псковско­го монетного двора исчезли и эти буквы.

*******

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Церковь в Пскове.
  • Промышленность древнего Пскова.
  • Псков — подручник Москвы.