На родине княгини Ольги: Будник, Плаксиво, Виделибье

Я не случайно перечислил выше высказывания псковских историков и краеведов о Буднике. Они убеди­тельно показывают, что до первой мировой войны сведе­ния о связи княгини Ольги и князя Владимира с Будни-ком и отждествление Будника с летописной весью Буду-тиной были не только широко известны, но, более того, в псковской литературе существовала определённая тра­диция, которая долгое время не прерывалась.
Известно также, что в Буднике летом 1909 года по­бывал председатель Всероссийского общества святой Ольги, член Государственной думы СВ. Войеков. Он ос-мотел камень, рядом с которым, по преданию, родился князь Владимир, и опросил местных жителей. Камень счи­тался святым и высокий визитёр предполагал соорудить здесь часовню. Местные крестьяне даже вызвались бес­платно помогать, но проект так и не был осуществлён…
Ко всему изложенному выше, немногое добавляют сведения 1913 года, когда Псковское археологическое об­щество рассылало анкеты в процессе подготовки к XVI Археологическому Съезду, который должен был состо­яться во Пскове. В одной из этих анкет содержалась ин­формация и о Буднике: «На полях селения Будника Си-доровской волости Псков. Уезда человеческих’ костей много. При копании подвалов, вспахивании земли и т.п. находили кости.» Какого времени были эти погребения -неясно.
Прошло 80 лет. В 1994 году место расположения камня у деревни Будник посетил корреспондент газеты «Новости Пскова» О. В. Константинов, которому мест­ная жительница рассказала, «… что лет тридцать назад, когда она ещё была активной колхозницей, вдоль берега Черёхи были поля. Росло здесь всё хорошо. Камень был на свободе. Его аккуратно объезжали даже пахари на
тракторах. Все знали – камень святой. С опустением, вы­миранием Будника забывалась и легенда. Забывалась, но всё-таки жила … О том, что ему поклонялись не язычни­ки, свидетельствует очертание креста, высеченного кем-то и когда-то на поверхности камня. Вертикальная ли­ния с двумя перекладинами – прямой и косой, слева от основания креста, если внимательно вглядеться, углуб­ление, напоминающее человеческую ступню. Хотя всё уже окончательно подразрушилось.
- Это и есть след Божьей Матери, – утвердительно и убеждённо сказала Мария Алексеевна.» По воспомина­ниям, святой считалась и вся деревня.
В ноябре 1994 года камень был осмотрен мною. Это небольшой гранитный валун, верх которого обожжён. Прослеживается изображение креста и углубление, напо­минающее след ноги. Из-за сильной обожжённости гра­нит камня крошится. В 2 – 3 метрах за камнем, если смот­реть со стороны деревни, начинается обрыв берега реки Черёхи. Река в этом месте заметно подмывает берег. Ка­мень расположен в зарослях кустарника и мелких ли­ственных деревьев. Сейчас небольшая площадка перед камнем расчищена от растительности и рядом с ним ус­тановлен памятный крест. Это типичный камень-следо-вик, к которому полностью применима та общая харак­теристика камней-следовиков, которая дана выше при описании ольгиных камней Выбут.
В 1995 году прибрежная полоса в районе камня была тщательно обследована. Следы древнего селища здесь об­наружены не были. Однако, в сером рыхлом слое старой распашки найдены многочисленные железистые конкреции – «бобовицы» – самородная болотная или луговая желез­ная руда и отдельные железные шлаки – свидетельство до­бычи и обработки здесь железной руды. Но, самое важ­ное, встречены мелкие фрагменты керамики, среди кото­рых есть один фрагмент лепной и один – раннекруговой с
волнистым орнаментом – X века. Таким образом, можно отметить, что это место входило в зону древнего освоения приблизительно около середины и во второй половине X века, то есть, во времена Ольги и Владимира.
Относительно локализации летописного пункта «весь Будутина» необходимо сделать несколько замеча­ний. Его привязка к окрестностям Киева основывалась на том, что деревня была завещана княгиней Ольгой «свя­той Богородице». Однако, по имеющимся данным, церк­ви Святой Богородицы, а, иначе Десятинной церкви, ко времени Ольги в Киеве ещё не было. Эта церковь, как из­вестно, была основана только князем Владимиром. Ни­чего более близкого по времени здесь не известно. По­этому, где именно в пределах обширного Киевского го­сударства находилась эта церковь – неясно. По-видимо­му, именно эти соображения заставили украинских соста­вителей «Этимологического словаря летописных геогра­фических названий Южной Руси» не включать Будутину весь в состав этого капитального издания. Иначе гово­ря, даже с формальной точки зрения, нет никакой гаран­тии, что этот пункт находился в районе Киева и вообще где-либо в южнорусских землях. Таким образом, локали­зация церкви Святой Богородицы в летописи столь же плавающая, как и летописной Будутиной веси. Немало­важны и косвенные обстоятельства. Наверняка разгневан­ная (!!!) княгиня Ольга отослала провинившуюся Малу-шу с глаз подальше, в порядочную глушь, а вовсе не в ближние окрестности Киева.
Во Пскове краеведческая традиция связывает с име­нем княгини> Ольги основание первой церкви на месте Троицкого собора, а также постройку первой Власьевс-кой церкви. Теоретически возможно, что в окрестностях Пскова могли быть какие-то ранние церкви, сведения о которых не дошли до нас даже в преданиях. Так, церковь Рождества Богородицы на Снетной горе построена в 1310
- 11 годах, а сам монастырь на этом месте упоминается уже в 1299 году. На месте церкви XIV века была более ранняя. Насколько – неизвестно. Неясно также , как на­зывалась первая выбутская деревянная церковь, которая, по преданиям, также была основана Ольгой. Церковная археология этого периода на северо-западе России – дело будущего. Впрочем, здесь немаловажен и тот факт, что Будник вместе с деревней Плаксино (см. ниже) составля­ет восточную окраину довольно плотного скопления оль-гинской топонимики и сопутствующих ей преданий о св. княгине Ольге, то есть зоны устойчивой фольклорной традиции, восходящей к летописному времени. Так что, не исключено, что в конце концов, церковь Богородицы 969 года придётся привязывать к «веси Будутиной», а не наоборот.
В отношении месторасположения этой церкви неко­торый интерес представляет предание об ольгиных мо­настыре и церкви в селе Покровское. Судя по названию села, здесь могла стоять церковь во имя Покрова Бого­родицы. Устные предания о том, что здесь были церковь и монастырь, построенные Ольгой, были записаны Н.К. Богушевским. Он же упоминает, что в реке находили ка­менные кресты. А такие кресты в псковско-изборском регионе изготовлялись с XIV по XVI-XVII вв. Следова­тельно, где-то в это же или близкое время был размыт и тот участок берега, где находилась церковь, конечно, не та, что была построена во времена Ольги, а более по­здняя, но с тем же названием. По данным летописей, вся­ческих половодий и наводнений на Великой в это время было очень много.
Наконец, несколько замечаний относительно этимо­логии современного названия деревни – Будник. По из­данным ныне словарям русского языка XI – XVII веков, слово «будник» обозначает крестьянина, приписанного к будному стану, майдану или к поташному, или смоло-
нужному заводу и занимающегося приготовлением золы. Однако, это обозначение встречается только в историчес­ких источниках XVII – XVIII веков. В Псковском област­ном словаре слово «будник» обозначает сарафан, кото­рый носили по будням, то есть, будничную одежду. Не исключено, что где-нибудь в XVII или XVIII веках непо­нятное название типа Будутино или Будятино могло за­мениться на всем понятное тогда слово Будник. Само же древнерусское наименование веси – Будутино или Будя­тино – притяжательное от личного имени типа Будимир, сокращённо – Будята.
Если же собрать все варианты названия этой дерев­ни, и принять отождествление её с летописной весью Бу-дутина – Будятина, то можно построить следующую це­почку:
Будутина весь >.
. Будятин – Будятник – Буденик – Будник Будетино село ‘
Итак, для локализации летописного названия «Бу­дутина весь» или «Будутино село» в Буднике есть неко­торые основания, тем более, что легендарная родина кня­гини Ольги в районе Выбут, то есть, совсем недалеко от Будника, соотносится с многочисленной топонимикой и микротопонимикой в зоне освоения не позднее первой половины X века, что явствует из результатов археоло­гических исследований: Кроме того, современные исто­рики всё более склоняются к мнению, что на севере Вос­точной Европы в районе Пскова и его окрестностей у княгини Ольги были собственные земельные владения, своего рода ранний феодальный домен, и она самостоя­тельно распоряжалась в пределах этого домена. В этом случае, понятно, что и ключницу Малушу она сослала именно в эти свои владения, под бдительный надзор.

*******
Страницы: 1 2 3

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Что мы знаем о княгине Ольге?
  • Святая Равноапостольная Княгиня Ольга
  • В ЛАГЕРЯХ СМЕРТИ