КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ

В пореформенное время театральная жизнь города за­метно оживилась. В 1867 году в городе было организовано музыкальное, в 1883 году — хоровое общество и общество любителей музыкально-драматического искусства. Несмотря на то что во главе их стояли большей частью реакционные чиновники, общества в какой-то мере помогали развитию культурной жизни города.
В 80-х годах в Пскове, по-видимому, не было специаль­ного театрального помещения. Спектакли как любительских трупп, так и гастролеров проходили в залах частных или казенных помещений. Часто спектакли ставились в доме купца Качева на Петропавловской улице (ныне улица Един­ства, вблизи современной площади Ленина), в доме Викен-гейзера по Сергиевской улице (ныне Октябрьский про­спект).    Общество    любителей    музыкально-драматического
1 Автор выражает благодарность преподавателю Псковского педагогического института Е. П. Иванову за любезно предостав­ленные материалы по истории псковского театра.
искусства взяло в свои руки руководство театральной жизнью города. В 1886 году общество пригласило на пост режиссера известного театрального деятеля В. Д. Рокотова, отца писательницы М. В. Ямщиковой (псевдоним — Ал. Ал-таев). В. Д. Рокотов поставил здесь «Горе от ума», «Пскови­тянку», «Царскую невесту», ряд пьес Островского и других русских и зарубежных классиков.
В конце XIX и начале XX века на сценах Пскова высту­пали виднейшие актеры и актрисы России — Стрепетова, Корчагина-Александровская, Далматов, Кузьмина и другие. Тогда же бы.* построен Летний, или Народный, театр, став­ший центром театральной жизни города. В сезоне 1902 года в Народном театре побывало 79 510 зрителей.
Старинный русский город всегда привлекал внимание пи­сателей ‘. В XIX веке в Пскове жили и о нем писали Н. С. Лесков, Л. А. Мей, В. А. Сологуб, Александр Жемчуж-ников, Р. М. и В. Р. Зотовы, Е. О. Дубровина, Е. Ф. Розен, К. К. Случевский, А. А. Навроцкий, М. П. Розенгейм и мно­гие другие.
В первой четверти XIX века в Пскове бывал А. С. Пуш­кин. Ему был близок Псков — город, в котором еще грозно высились крепостные стены и башни, живые свидетели вече­вых сходок, еще жили воспоминания и легенды о людях из народа, не боявшихся говорить правду самому царю.
В период Михайловской ссылки Пушкин часто посещал Псков, несмотря на то что на каждую поездку нужно было разрешение правительства.
Старожилы Пскова рассказывают легенду, связанную с именем поэта. На холме, возвышающемся на месте слияния Псковы и Великой, в самом северном углу Псковского кремля находились тогда развалины древней башни Куте-кромы. Кто-то построил здесь беседку. В беседке, говорит легенда, любил проводить долгие часы поэт во время своих наездов из Михайловского. В ней рождались замыслы новых произведений.
Псковичи хранят воспоминания о Пушкине. Они пере­даются из поколения в поколение. И уже трудно отличить, что происходило на самом деле и что добавила фантазия земляков великого поэта.
Интересные сведения о жизни Пскова в самом начале XIX   века   мы   находим   в    автобиографическом   романе
1 Раздел о литературе написан В. К. Лебедевым.
P. M. Зотова «Последний потомок Чингисхана». Роман Этот — посредственное произведение, он не отличается ни мастерством обрисовки характера, ни глубиной психологиче­ских характеристик героев. Но несомненным достоинством книги является реалистическое изображение псковского гу­бернского и уездного чиновничества, о жизни которого по­мнил сам писатель, родившийся в Пскове и проведший здесь свое детство. Кроме того, о многом рассказал ему отец.
Пребывание в Пскове в 1863 году оставило след в твор­честве Н. С. Лескова. Здесь он сумел познакомиться и сбли­зиться со старообрядцами, узнать их жизнь, е тем чтобы позднее описать ее в своих произведениях.
В 1897 году в Псков был сослан выдающийся латышский поэт-революционер Ян Райнис. Годы лишений, тюремное заключение заставили поседеть тридцатидвухлетнего Рай­ниса, но не могли сломить его дух. В Пскове поэт много и плодотворно работает. Близость Михайловского, где не так давно был в ссылке великий Пушкин, пушкинские места в Пскове вдохновляют Райниса. Здесь он переводит трагедию «Борис Годунов». И не только переводит, но в приложении к трагедии пишет большой очерк «Александр Пушкин», ко­торый, по мнению латышского литературоведа Краулиня, «явился не только первой, но и наиболее обстоятельной и серьезной работой о Пушкине на латышском языке в досо­ветский период»’. В Пскове Райнис написал критический обзор новейшей французской литературы, дал глубокий ана­лиз пьесы Гауптмана «Извозчик Геншель», создал свое пер­вое экономическое сочинение «Золото и серебро», стихотво­рение «Под зеленой сенью», начал писать стихотворения «Старые недуги» и «Глубокой зимой», закончил «Коро­левну».
Из писателей, постоянно живших в начале XIX века в Пскове, больше других был известен С. И. Висковатов. Он родился в 1776 году в селе Сторожке Псковской губернии. С 1800 по 1811 год служил в Пскове — офицером Псков­ского ополчения, преподавателем русской словесности и истории. В Пскове им были написаны стихотворения, вошед­шие в сборник «И моя лира», вышедший в 1806 году в Пе­тербурге, а также трагедии «Ксения и Темир», «Радомист и Зенобия», «Кретильона».
1 Ян   Райнис.   Избранные произведения. «Библиотека поэта». X, 1953, стр. 14.
С 1833 года псковские литераторы и историки стали группироваться вокруг редакций газет «Губернские ведомо­сти», «Псковская газета» и «Псковский городской листок». Но наиболее важным организующим центром псковских ли­тераторов были не редакции газет, а статистический отдел Псковского губернского земства. Он издавал статистические сборники, памятные книжки, библиографические справоч­ники. Членами статистического отдела были известные псковские литераторы и историки А. Н. Яхонтов, К. Г. Ев-лентьев, А. С. Князев, М. А. Назимов, И. Н. Василев, Л. И. Иванов.
Литературными способностями выделялся среди других А. Н. Яхонтов, директор Псковской гимназии, а затем псков­ский уездный предводитель дворянства. Он был одним из видных представителей некрасовского направления в лите­ратуре. Произведения Яхонтова и его переводы из Гете, Шиллера, Шекспира, Лессинга, Мицкевича, Гейне, Лафон-тена печатались в «Отечественных записках», «Искре», «Вестнике Европы», «Живописном обозрении», «Наблюда­теле» и других изданиях. Книги Яхонтова «Народная война 1812 г.», «Город Псков и его окрестности» и другие приоб­рели широкую известность. В 1884 году поэт издал сборник своих стихотворений.
Тематика произведений Яхонтова богата и разнообразна. Они тесно связаны с жизнью, с окружающей действительно­стью. При этом поэт выступает не как наблюдатель, изоб­ражающий жизнь со стороны, спокойно и равнодушно, а как непосредственный ее участник, как человек, у которого «от избытка сердца уста глаголят», у которого «есть мощная потребность духа: потребность высказаться»’. В стихотво­рении «Псков» поэт создает яркую картину затхлой, одно­образной жизни маленького провинциального городка, по­груженного в непробудный сон. Клуб, кабаки, «к сплетням страстная охота», характерная для городских обывателей, вызывают резкую критику со стороны Яхонтова, стремяще­гося увидеть свой город преображенным. Но как добиться Этого преображения, поэт не знал.
Ты опять ко мне, ветер, стучишься в окно, Завываешь в осеннюю ночь! Знаю: пусто кругом, безотрадно, темно — Чем же горю могу я помочь? —
1 А. Н. Яхонтов.   Стихотворения. Спб., 1884, стр. 11.
писал он в стихотворении «Осеннему ветру» ‘. Хотя в твор­ческой манере Яхонтова многое напоминало творческую ма­неру Некрасова, хотя он был лично знаком с Некрасовым и Щедриным, находился под их влиянием, все-таки его по-Эзия не была поэзией борьбы и труда. Он надеялся на посте­пенное исправление недостатков под влиянием постановле­ний правительства и земской деятельности. Эта ограничен­ность мировоззрения Яхонтова не дала в полной мере про­явиться его поэтическим способностям.
В конце XIX — начале XX века особое место среди писа­телей-псковичей занимал В. В. Муйжель. Он родился в 1880 году в Порховском уезде, но прожил там недолго. Вскоре семья переехала в Псков. Девяти лет Муйжель по­ступил в 1-ю классическую Псковскую гимназию. Литера­туру он любил с детства: сказалось влияние матери, которая много читала, писала стихи и старалась свою любовь к лите­ратуре передать сыну. Но законченного среднего образова­ния Муйжелю получить не удалось, во-первых, потому, что отец его часто менял место работы, во-вторых, потому, что Муйжели плохо были обеспечены материально.
В 1894 году В. В. Муйжель поступил на службу. Он ра­ботал писцом в акцизном управлении и у земского началь­ника, в страховом отделе Псковской земской управы, зани­мался рубкой и сплавом леса в Гдовском уезде. Юноша мечтал стать художником. Он переехал в Петербург и начал посещать художественное училище Штиглица. Но в 1900 году полиция признала его неблагонадежным и выслала в Псков. С 1900 по 1902 год Муйжель — земский статистик в Пскове. В это время он лучше узнает нужды народа, накапливает материал для своих будущих произведений. Разумеется, не случайно первые очерки, рассказы и статьи Муйжеля по­священы Пскову и подписаны псевдонимом Пскович Темно­бородый.
Очень скоро о Муйжеле заговорили как об одном из бы­тописателей русской деревни, хорошо знающем деревенские обычаи, условия крестьянской жизни, нужды и чаяния кре­стьян.
Лучшие произведения Муйжеля — это рассказы «Пока», «Кошмар», «Старухина земля», «Мужичья смерть», роман «Год». В них мы видим деревню, в которой «присевшие избы, хлопотливые  бабы и медленные мужики  задумались
над чем-то и ждут. Ждут осторожно и чутко, смотрят внима­тельно и зорко и думают».
Мировая война превращает В. В. Муйжеля в военного корреспондента. Писатель, к тому времени уже больной ча­хоткой, едет на фронт и пишет оттуда гневные письма, разоблачающие характер этой мировой бойни.

*******
Страницы: 1 2 3

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Послесловие о жизни княгини Ольги
  • История Пскова
  • ВНЕШНИЙ ОБЛИК ГОРОДА