Государственный уклад во Пскове сложился несколько иначе, нежели в Новгороде. Во Пскове князь вовсе не считался необходимым элементом верховной власти, Объем его прав был еще уже, нежели в Новгороде, а доходы его были гораздо скуднее; поэтому охотников занять Псковский «стол» было немного. Во Псков приводила князей только горькая нужда. Вследствие этого, Псковичи научились обходиться совсем без князя, и бывали периоды в несколько десятков лет, когда во Пскове княжеский стол оставался незанятым. Всем управляло народное вече, состав коего был весьма демократическим. Бояре во Пскове не имели такого значения, как в Новгороде. Вследствие малой территории Псковской области здесь не могло развиться крупное землевладение – необхо-
Подобный фасадъ получилъ сходство съ ВизантМскимъ тройнымъ окномъ (см. рис. 2)1. Таковы фасады большинства Псковскихъ церквей, какъ-то: Пароменской, 1оакимо-Анненс-кой, Петропавловской, Васильевской, Варлаамовской, Козьмодемьянской съ примостья и друг. Старинныя кружальныя деления остались лишь на Спасо-Мирожской соборной церкви, на 1оанно-Предтеченской въ Ивановскомъ монастыр-fe и на Михайло-Архангельской.
димое условие для создания сильного боярского класса. Земля находилась, главным образом, в руках мелких собственников, так наз. черных людей, и они-то преимущественно составляли большинство на Псковском вече1. Первыми должностными лицами после князя были посадники – сначала в количестве одного, а потом двух.* Посадники, состоявшие в должности, назывались степенными, в отличие от старых, т. е. бывших посадников. Должности тысяцкаго совсем не было2. Кроме посадников, были сотские, судьи, старосты и проч. Все должностные лица были выборными и безусловно зависели от веча.** Той классовой розни, какая существовала в Новгороде, во Пскове совсем не замечается, и оттого Псковская история не представляет картины тех бесконечных внутренних смут, какие терзали Великий Новгород3.
В качестве Новгородского форпоста Псков, в первые времена своей истории, вел беспрерывную войну с соседней Чудью. Эта война выражалась, главным образом, в мелких пограничных стычках; но с начала XII
1 Во Пскове был еще особый вид землевладения – сябренный. По мнению Бест,-Рюмина (Рус. ист. 1,369-370), это было владение землею в складчину: несколько лиц (сябров) сообща покупали землю и делили ее между собою. Хотя каждый сябр был полным собственником своего участка, но чрез это общность между ними всеми не уничтожалась, ибо в некоторых случаях они представляли собою юридическое лицо. По мнению же И. Беляева (Лекции по истории Рус. законод., стр. 362), сябренное владение могло быть не только в недвижимом имуществе, но и в движимом. Сябры, или шабры, – владельцы общего капитала по долям, соответствующие нынешним акционерам.
2И. Беляев, Расск. из Рус. ист., кн. 3, стр. 123. Ни в Псков, летописи, ни в Пек. суда, грамоте нет упоминаний о Псков, тысяцком. Они встречаются только в посланиях Ца-реград. патриарха Антония (конца XIV ст.) и митрополита всея Руси Фотия (1-й полов. XV ст.), в таких, напр., выражениях: -благословение д’Ьтемъ моим (т. е. Псковичам), посаднику и тысячкому, и старымъ посадникомъ и тысячкымъ- (Акты Ист. 1,40). Но эти упоминания можно объяснить или неведением со стороны составителей грамот подробностей Псковских) государственного строя, или же тем, что форма обращения посланий принята была одинаковая для Новгорода и Пскова.
3 -Переходя в изучении истории вольных городов от Новгородских летописей к Псковским, – говорит Ключевский, – испытываешь чувство успокоения, точно при переходе с толкучего рынка в тихий переулок» (Курс Рус. ист., II, 112).
ст. Псковичи, вместе с Новгородцами, предпринимают ряд походов в земли Эстов и Ливов. В разгар этих войн возникла рознь между Псковом и Новгородом, которая завершилась тем, что в 1138 году во Пскове появляется свой особливый, Псковский князь, внук Владимира Мономаха Всеволод Мстиславич.* Гонимый враждебною ему Новгородскою партиею, он принужден был оставить свой Новгородский стол и искать убежища во Пскове. Псковичи приняли его радушно и даже собрались защищать его против нового Новгородского князя Святослава Ольговича. В том же году Всеволод неожиданно умер И был погребен в церкви св. Димитрия Солунского, откуда мощи его бши потом перенесены в главную святыню всей Псковской области -Троицкий Собор. Память первого Псковского князя стала для Псковичей священною, а впоследствии он был причтен к лику святых. Между тем, борьба с Чудью не прекращалась. Кроме того, Псковичам приходилось отбиваться от Литвы. В сущности, Литва воевала с Новгородом, против которого поднимали ее Полоцкие князья; но так как ближайшими соседями Литовцев были Псковичи, то им и приходилось расплачиваться за свою метрополию и принимать на себя первые удары врагов. В самом начале XIII ст. прибавился еще новый враг -Немцы. Сначала они появились в Ливонии в качестве мирных купцов; но затем, утвердившись в устье Двины, построили там в 1200 году укрепленный город Ригу.» Папы тотчас же обратили внимание на новый край и решили подчинить его Римскому престолу. Для этого некий каноник Альберт был сделан Ливонским епископом, а вслед затем папа Иннокентий III учредил Немецкий рыцарский Орден Меченосцев, который должен был, мечом и огнем, привести полудиких Ливонцев в лоно «едино-спасающей» римско-католической церкви. Новые пришельцы были вооружены всеми военными знаниями, выработанными тогдашним западно-европейским миром. Эти знания, в соединении с католическим фанатизмом и немецкой выдержкой, делали Орден таким опасным врагом, с которым и в сравнение не могли идти полудикие Финны и Литовцы. Борьбу с Немцами Псков выдерживал до конца своей истории и передал ее Московской державе. На первых порах Немцы изгнали из Ливонии Полоцких князей, считавших себя законными обладателями этого края.
В 1224 г. напор Немцев завершился взятием древнего Русского города Юрьева, при защите коего погиб геройской смертью весь Русский отряд, вместе со своим князем Вячеславом (Вячко), а все жители города были истреблены победителями. Таким образом, Немцы приблизились к самой границе Псковской области и начали ряд мелких набегов. Однако ж прошло 16 лет, прежде чем они решились начать серьезную войну со Псковом. В1240 г. они нежданно, среди мира, захватили Изборск, в чем помог им Русский изменник-авантюрист, князь Ярослав Владимирович. В это время часть Псковских и Новгородских бояр, интриговавшая против Новгорода, составила заговор и решила обратиться к помощи Немцев. С этой целью Псковские бояре-заговорщики предательски впустили Немцев во Псков. Власть в городе перешла в руки одного из заговорщиков, Новгородского боярина Твердилы Иванковича. Укрепившись во Пскове, Немцы пошли отсюда воевать Новгородские владения; но торжеству их скоро настал конец: на выручку Пскову явился знаменитый Новгородский князь Александр Ярославич, только что нанесший Шведам страшное поражение в устье Невы. В 1242 г. он, сделав быстрый переход, внезапно появился подо Псковом, захватил город и изгнал засевших в нем Немцев. 5-го апреля Александр жестоко разбил Немцев на льду Чудского озера, у Воронья Камня. Уезжая из освобожденного Пскова, Александр оставил Псковичам свой завет: «если кто-нибудь из моих близких прибежит к вам из плена, или в горе, или просто придет к вам жить, и вы его не примете, или не почтите, то назоветесь вторая Жидова». И Псковичи свято сохранили завет Александра Невского: не один раз Псков служил верным убежищем гонимым князьям, и никогда Псковичи не омрачали своей истории предательством, какие бы выгоды оно им ни сулило.
Вероломство Псковских бояр, передавшихся Немцам, послужило Псковичам хорошим уроком на будущее время. С этих пор умалилось значение бояр во Пскове и усилилось значение веча1. Наступил самый блестящий период самостоятельной деятельности Пскова, длившийся с
лишком 100 лет ‘. Он начинается призванием на Псковский стол князя, избранного вечем, безо всякого влияния Новгорода. Это был родной брат героя Невского, князь Ярослав Ярославич, явившийся во Псков в качестве изгнанника. Таким образом, политическое единство Пскова и Новгорода было сильно подорвано, и если Псков еще продолжал называться Новгородским пригородом, то более по обычаю, чем по действительному положению вещей. В1266 г. появился во Пскове со своею дружиною Литовский князь Довмонт, сын Миндовга, спасавшийся от мести враждебной партии.* Псковичи приняли его с честию, уговорили креститься в православную веру и затем сделали своим князем. Сторицею отплатил им доблестный Довмонт за ласку и гостеприимство. 33 года княжил он во Пскове, живя душа в душу со Псковичами. На врагов своего нового отечества он наводил ужас. Ни одной Псковской обиды он не оставил без отмщения: »не терп1} обидимъ быти», – говорит про него летописец. С беззаветной удалью он соединял недюжинный военный талант и умел, в роковую минуту, зажигать сердца воинов немногими, от души сказанными словами. «Братья мужи Псковичи! – говаривал Довмонт перед битвой. – Кто старь, то отецъ, а кто младъ, той брать! Слышалъ есмь мужество ваше во вс1зхъ странахъ; се же, братья, намъ предлежить животь и смерть. Братья мужи Псковичи! Потягнете за святую Троицу, и за святыя церкви, и за свое отечество!» Речь эта обратилась у Псковичей в боевое присловье, которое неизменно повторялось в течение XTV и XV столетий. Предводимые удалым Довмонтом, Псковичи творили настоящие чудеса: 90 человек Довмонтовой дружины побеждали Литовский отряд, превышавший их числом почти в 8 раз; горсть Псковичей в 60 человек обращала в бегство 800 немецких рыцарей. Последний, предсмертный подвиг Довмонта был совершен под стенами самого Пскова, когда Довмонт был уже старцем. В1299 году Немцы неожиданно подошли к городу, перебили монахов в Мирожском и Снятогорском монастырях и стали в посаде, готовясь к штурму. Довмонт не захотел даже подождать, пока соберется вся Псковская рать. С одной своей малой дружиной да с вой-
В дополнение к этой статье, советую прочитать: