Комментарий к материалам об иконописи

Перечисляя иконы из церкви св. Николая от Кожи, Н.Ф. Окулич-Казарин и не подозревал, что впоследствии они войдут в группу памят­ников, основополагающих для определенных этапов развития псковской иконописной школы: это названная Тихвинской архаичная краснофон-ная Одигитрия XIII в. (ПТ) и византинизирующие иконы раннего XIV в. – «Св. Николай» (ПТ) и алтарный образ «Деисус» (ГРМ). Все иконы были вывезены из Пскова в 1926 г. экспедицией ЦГРМ. Маленький образ «Рас­пятие со страстями» в чеканной ризе с датой 1758 г. и именем вкладчика, «архиерейского дому бобыля Матфея Ефремова сына Тефкова», обнару­жился в фондах Псковского музея.
Из церкви св. Варвары в 1926 г. были вывезены в ЦГРМ самые знаме­нитые псковские иконы конца XIV – XV вв., приписываемые так называемому «варваринскому мастеру», – «Свв. Параскева, Варвара и Ульяна» (ПТ), «Деисус с предстоящими святыми» (после войны в НМЗ), «Димит­рий Солунский» (ГРМ) и образ «Собор Богоматери», находившийся в цер­кви Покрова от Торга, но написанный для церкви св. Варвары (ПТ). Из всех икон у Н.Ф. Окулича-Казарина названа только икона «Димитрий Со­лунский», а все они оказались, к сожалению, далеко от Пскова.
Относящаяся к этому же времени чудотворная икона Богоматерь «Умиление» (Любятовская) из церкви св. Николая погоста Любятово (на­званная в книге Владимирской) также была увезена в ПТ, а в Псковском музее находятся «Владимирская Богоматерь с праздниками», храмовый образ св. Николая, большая икона «Троица с избранными святыми», на­писанная в 1691 г. псковским иконником Федотом Матвеевым для Троиц­кого собора, а также не названные в описях, почти целиком дошедшие до нас иконы ансамбля иконостаса и надвратная сень.
Естественно, самая обширная статья посвящена Троицкому собору. И сегодня это единственный храм Пскова, сохранивший типичный для конца XVII – начала XVIII вв. семиярусный иконостас таким, каким он выглядел к началу XX в. Кроме того, несколько памятников старины из списка Н.Ф. Окулича-Казарина находятся в соборе: иконы «Троица с бы­тием»; чудотворная «Богоматерь Чирская» (не XV, а середины – третьей четверти XVI в.); «Богоматерь Псковская»; две иконы св. князя Всеволо­да-Гавриила (одна – XVI в., в ризе 1762 г., и другая – в басменном окладе XVI – XVII вв.); крест св. княгини Ольги. В собрании Псковского музея: иконы «Сретение Богоматери» из часовни Владычнего Креста (конец XVII – начало XVIII вв.) и св. Николая, переданная когда-то в собор из Николь­ской церкви на Полонище; крест запрестольный 1672 г. и Евангелие 1532 г., написанное в Спасо-Елеазаровский монастырь; Евангелие печа­ти 1689 г., в окладе последней четверти XVII в., работы мастеров Ору­жейной палаты Московского Кремля, -вклад архиепископа Феофана Про-коповича (занимал кафедру в Пскове в 1718 – 1725 гг.); кресты напрес­тольные 1683 и 1702 гг.; несколько оригинальных панагий XVI – XVII вв. псковской работы. В Государственной Русском музее с 1930 г. находятся: Евангелие печати 1681 г., в окладе 1685 г.; водосвятная чаша 1674 г. и
дискос середины XVI в. работы псковских серебряных дел мастеров; пред­меты лицевого золотного шитья.
Немало икон XVI -XVIII вв. доныне сохранилось в храме св. Варлаа-ма Хутынского. Часть их в разное время попала в музеи (ряд икон, прав­да, из не названных Н.Ф. Окуличем-Казариным, – в Псковский музей, иные в ГРМ): «Преподобный Варлаам Хутынский с житием» и «Богома­терь Одигитрия (Смоленская) с избранными святыми».
В фондах Псковского музея находится множество икон из закрытых когда-то псковских церквей, но большинство из них пока недоступно для изучения, как и во времена Н.Ф. Окулича-Казарина (поздние записи, профилактические заклейки). И все же укажем на некоторые памятни­ки, хранящиеся как в Пскове, так и в других музеях в порядке, предло­женном автором «Спутника»:1
1. Икона «Сретение Богородицы», или «Видение Дорофея», – так на­зываемая «икона Жиглевича» (так как находилась она в Гостином дворе возле лавки купца И.И. Жиглевича) с планом древнего Пскова, XVII в. -ПМЗ.
2. Музей М.Ф. Плюшкина Его огромная коллекция не была целиком приобретена Псковом, и ее подавляющая часть осела в музеях Санкт-Пе­тербурга (ГЭ, ГРМ, Музей этнографии), куда была продана в 1911 г. В ПМЗ хранятся произведения иконописи, живописи, прикладного искус­ства, однако не все точно атрибутированы.
3. Церковь Архангела Михаила. В ПМЗ: комплекс икон ансамбля ико­ностасов главного и придельного храмов; запрестольный двусторонний образ Богоматери с «Собором Архангела Михаила» на обороте; «Троица в деяниях» и ряд икон из не указанных в списке.
4. Музей ПЦИАК. В ПМЗ: из упомянутых памятников резные скульп­туры св. Николая Можайского, Параскевы Пятницы и Христа в терновом венце – фриз «Спаситель и 12 апостолов»; икона «Св. Христофор» (с песь­ей головой); сень от царских врат. Резные царские врата из Снетогорс-кого монастыря после Великой Отечественной войны попали в ГИМ.
10 некоторых памятниках иконописи приведенных в списках Н.Ф. Окулича-Каза­рина, с библиографией до 1990 г. см.: Родникова И.С. Каталог // Псковская икона ХШ-ХУ1вв.Л., 1990.
5. Церковь св. Николая со Усохи. Ансамбль иконостаса (середина XVI в.); чудотворная икона св. Николая из часовни «Неугасимая свеча» (конец XVI – начало XVII вв.); запрестольный образ Богоматери со св. Николаем на обороте (середина XVI в.); предметы церковной утвари из серебра (не вошли в опись) – все в ПМЗ.
6. Церковь св. Василия на Горке. Икона «Свв. Всеволод-Гавриил, Бо­рис и Глеб» (XVII в.) – в ПМЗ. В фондах возможно нахождение и других икон из списка.
7. Церковь Преполовения Пятидесятницы. В ПМЗ – пелена лицевого золотного шитья с изображением прп. Евфросина Псковского (XVI в.).
8. Церковь Вознесения (Старого). Предположительно в ПМЗ: иконы «Рождество Богородицы с житием», «Троица с бытием», «Вознесение» и иконы из ансамбля иконостаса.
9. Церковь свв. Иоакима и Анны. Храмовая икона «Встреча Иоакима и Анны» – в ПМЗ.
10.  Церковь св. Георгия со Взвозу. Икона «Успение Богоматери с «облачными» апостолами» (XVI в.) – в ПТ.
11.  Церковь Покрова от Пролома. Икона «Сретение Богородицы» (конец XVI – начало XVII вв.) была вывезена во время Великой Отече­ственной войны в Германию и находилась в частной коллекции в Бава­рии, возвращена в Россию в 2000 г. с условием быть помещенной в дей­ствующий псковский храм (в настоящее время находится в Троицком соборе); храмовая икона «Покров Богоматери» (XVI в.) и икона «Св. Нико­лай с житием» (24 клейма, XVI в.) из упраздненной Никольской церкви -в ПМЗ.
12.  Музей ПАО. В ПМЗ хранится ряд памятников, в том числе не­сколько икон.
13.  Церковь Вознесения (Нового). Чиновые иконы из иконостаса («Владимирская Богоматерь с житием Иоакима и Анны и чудесами» и, ви­димо, «Троица» – обе второй половины XVI в.); возможно, «Неопалимая Купина» и «Страшный Суд» – все в ПМ. Храмовая икона «Вознесе­ние» (1542 г.) – в НМЗ, куда попала после войны.
14.  Церковь Покрова от Нового Торга. В собрании серебра ПМЗ находится венец к Чудотворной иконе «Владимирской Богоматери» – вклад посадского человека Марка в память об избавлении города Пскова от моровой язвы в 1710 г. Возможно, в фондах сохранилась и сама икона, так же как и икона «Зачатие св. Анны».
15. Церковь св. Николая единоверческая. В историческом отделе ПМЗ экспонируется железная кованая дверь с остатками орнамента «плетен­ки» и изображением льва (XVII в.). В экспозиции древнерусской живопи­си – образ «Иоанн Предтеча с приписными Иоанном Лествичником и Феодором Стратилатом» (XVI в.). Возможно, в фондах находятся еще не­сколько икон, в том числе из праздничного ряда.
16. Церковь свв. Петра и Павла. Храмовая икона «Ann. Петр и Павел в житии» (18 клейм) была передана в церковь Варлаама Хутынского, а оттуда в 1962 г. – в ПМЗ. В музее же иконы «Владимирская Богоматерь», «Ап. Фома» и «Рождество Богоматери с Акафистом».
17.  Церковь Казанской Богоматери. Икона «Свв. князья Владимир, Борис и Глеб с житием» (XVI в.) – в ПМЗ.
18. Церковь преп. Сергия Радонежского с Залужья. В ПМЗ храмовая икона «Преп. Сергий с житием» (XVI в.); некоторые чиновые иконы из иконостаса; икона «Иоанн Богослов с Прохором» (не указана).
19- Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья. По-видимому, иконы ?Свв. Козьма и Дамиан», «Неопалимая Купина», «Троица» и некоторые чи­новые иконы из иконостаса – все в ПМЗ.
20.  Церковь Воскресения со Стадища. Храмовая икона «Воскресе­ние» («Сошествие во ад») с клеймами праздников, «Троица в деяниях» (20 клейм); возможно, «Неопалимая Купина» и «Параскева-Пятница» – все в ПМЗ.
21. Церковь Илии Мокрого. Древний образ «Св. Параскева Пятница в житии» (конец XV в.) – в ГИМ.
22. Церковь Богоявления в Бродех. В ПМЗ иконы из ансамбля ико­ностаса и предметы церковной утвари (потир, дискос, оклад Евангелия); возможно, иконы «Воскресение», «Троица» и ряд других.
23. Спасо-Мирожский монастырь. Сохранились уникальные фрески XII в. Первая пробная реставрация в 1927-1929 гг. (под руководством А.И. Анисимова); затем в 1969-1974 гг.  (Л.В. Бетин, Д.Е. Брягин) и в 1990-х гг. (В. Сарабьянов1). В ПМЗ – чудотворный образ «Богоматерь Ве­ликая Панагия, Оранта Мирожская» (список последней четверти XVI в. с иконы XIII в.); чаша св. Нифонта; два Евангелия в серебряных окладах; ковш Фадея Гурьева, Синодик и ряд предметов церковной утвари, не на­званных в описи.
24.  Моленная Поморского Беспоповского согласия П.Д. Батова. В ПМЗ: икона «Савва Крыпецкий с избранными святыми и с житием» (на­чало XVTII в., ранее принадлежала Крыпецкому монастырю) и целый ряд других, в том числе не включенных в перечень (например, небольшие праздничные иконы первой половины XVI в. или миниатюрный деисус-ный чин XV – раннего XVI в.).

*******
Страницы: 1 2 3

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Крестные ходы во Пскове.
  • Церковь Нерукотвореннаго Образа (Образская)
  • Церковь Богоявления в Бродех